37. В советской литературе существовало мнение о тождественности фашизма и нацизма. На каких сходных чертах двух тоталитарных режимов основана эта точка зрения? в чѐм различия между ними?
Мнение о тождественности фашизма и нацизма возникло в результате некоторых сходств этих двух тоталитарных режимов.
Например:
1) Как фашизм, так и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы. Сравню диктатуры Гитлера и Муссолини по чертам и признакам тоталитарных режимов.
2) Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.
3) При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал – социализмом. Из истории видим, что это так.
4) тоталитаризм это террор. В Италии это чернорубашечники, а в Германии СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы фашистской юстиции.
И по всем признакам, эти режимы специалисты относят к тоталитаризму двадцатого века.
Различия фашизма и нацизма:
1.) Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм – это теория превосходства одной нации над другой.
2) В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.1
3) По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».2
Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».3
Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию», то для национал-социалистов государство – «только средство для сохранения народа».4
Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средстваГосударство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма).
Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.
4) Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.
5) Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.5
Муссолини же утверждает, что «раса – это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» – это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. « Нация» – это политическое орудие демократии и либерализма». Как мы видим, Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины – понятием «государство».6
6) Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как запутать народ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская раса
Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.
Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.
Вывод: Итальянский фашизм и германский нацизм по признакам подходят под определение тоталитаризма и им свойственны все, перечисленные мною черты. Возникли эти движения из-за экономического упадка и политической слабости, как в Германии, так и в Италии. Направлены они были на простой и малообразованный народ, и взывали к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фоне революционных беспорядков и экономической депрессии.
38. После прихода нацистов к власти в Германии они начинают проводить агрессивную внешнюю политику, при этом ведущие европейские державы не предпринимают ответных мер. Чем была вызвана позиция непротиводействия нацисткой Германии? Какие договоры были нарушены Германией в 1930-е гг., и какие территории были насильственно присоединены.
-позиция не противодействия нацисткой Германии была вызвана прежде всего политикой умиротворения ( Великобритания и Франция, закрыв глаза на агрессию нацистов (обвиняя их только на словах), надеялись на то, что амбиции фашизма будут удовлетворены за счет более слабых государств (Австрии и Чехословакии, например)).
-Договоры: мюнхенский, версальский (ещё вроде есть, но я помню только эти)
-Тер-ии: март 1938 года Германия беспрепятственно присоединяет к себе Австрию
В марте 1939 года Германия оккупирует Чехословакию.
Затем Гитлер предъявляет претензии к Польше.
- 2. Напишите небольшое эссе о влиянии Великих географические открытия на социально-экономическое и культурное развитие европейских стран.
- 3. Прочитайте отрывок из письма п. Мартира к графу Тендилье.
- 5. Прочитайте текст документа
- 7. В форме эссе опишите, каким образом протестантизм стимулировал развитие капиталистических отношений.
- 8. Дайте характеристику в виде таблицы основным этапам Английской революции (1640 – 1660 гг.)
- 9. Проанализируйте содержание экономических преобразований Петра I. Что было положительного и что негативного.
- 10. Сравните положение дворянства в России при Петре I и Екатерине II. По каким документам можно проследить изменение этого положения?
- 13. Согласны ли вы с утверждением, что в XVIII веке русская культура стала частью общеевропейской? Почему? Свой ответ обоснуйте.
- 14. Из памфлета Томаса Пейна «Здравый смысл» (1776 г.).
- 15. Прочитайте отрывок из Конституции сша:
- 17. Великая Французская революция в своем развитии прошла несколько этапов, суть которых необходимо раскрыть, заполнив таблицу
- 18. Дайте характеристику в виде таблицы основным этапам Великой Французской революции
- 19. Вторая половина XVIII в. Считается периодом господства в Европе Просвященного абсолютизма, постарайтесь раскрыть суть данного явления. XIX в.
- Развитие промышленности.
- Начало промышленного переворота в Англии.
- Торговля.
- Сельское хозяйство.
- Сдвиги в социальной структуре.
- Французское Просвещение.
- Кризис абсолютизма
- 20. Заполните таблицу: «Правительственные мероприятия по крестьянскому вопросу»
- 21. Почитайте документ:
- 22. Охарактеризуйте изменения в быту и повседневной жизни: а) дворянства, б) купечества, в) духовенства, г) крестьянства во второй половине XIX –начале хх веков.
- 23. Охарактеризуйте три основные тенденции социального развития России во второй половине XIX – начале хх вв.
- 24. Сравните характерные черты течений в революционном народничестве (пропагандистское, бунтарское, заговорщицкое) по следующим параметрам: а) лидеры,
- 25. В начале XIX в. В Англии возникает движение луддитов. В чем заключалась суть этого движения. Какие альтернативные точки зрения на движения луддитов вы знаете?
- 27. В 1789 и 1871 г. Париж оказался в руках революционеров, сопоставьте эти две революции, выделив в них не менее трех общих и различных моментов.
- 1871Год
- 1789Год Признаки революции
- 28. Прочитайте отрывок из документа:
- 29. Сравните индустриализацию в Англии и Германии в виде таблицы
- 30. Сравните модернизацию общества Японии после революции Мэйдзи и России после отмены крепостного права. Что было общим, что – различным? Ответ запишите в форме таблицы.
- 32. Прочитайте отрывок из исторического источника:
- 34. Сравните Первую и Вторую мировую войны, выделите общие и отличные черты в: причинах войны, характере военного противостояния, масштабах, последствиях.
- 35. Опишите влияние Первой Мировой войны на духовную сферу жизни европейского общества. Почему Гертруда Стайн назвала участников войны «потерянным поколением»?
- 36. Сравните «либеральный» (сша) и «тоталитарный» (Италия, Германия) пути выхода из мирового экономического кризиса, выделите общее и отличное. «Либеральный путь» сша.
- 37. В советской литературе существовало мнение о тождественности фашизма и нацизма. На каких сходных чертах двух тоталитарных режимов основана эта точка зрения? в чѐм различия между ними?
- 39. Отрывок из документа:
- 40. Вторая Мировая война считается самым кровавым конфликтом в истории человечества. Составьте таблицу, которая бы показывало данные о странах понесших наибольший урон.
- 41. Прочитайте отрывок из исторического источника:
- 42. В Китае Мао Цзэдун проводит политику «Большого скачка» которая имела для страны катастрофические последствия. Чем была вызвана данная политика. Какие мероприятия в рамках ее реализовались.
- 43. Сравните советский сталинский вариант социализма и реализованную и. Броз Тито в Югославии модель «самоуправляющегося социализма», выделите не менее трех общих и отличных черт.
- 46. В 1979 г. Советские войска вошли в Афганистан, в 2001 г. Это сделали войска нато, сравните эти две военные операции, выделив в них три и более общих и различных черт.
- 47. Перечислите как минимум три значительных изменений системы международных отношений после распада ссср.
- 49. XX век ознаменовался бурным техническим прогрессом, укажите, пять изобретений оказавших, на ваш взгляд, самое большое влияние на человечество и почему.