logo search
SEG_RB_Chast_3

Лекция 20

Социо-эколого-экономическое районирование Беларуси в ГСКТО БССР конца 1980-х гг. и на современном этапе. Рай­онирование по степени устойчивости развития регионов и проблемное районирование Беларуси.

В конце 1980-х гг. в Беларуси была завершена разработка Генеральной схемы комплексной территориальной организации БССР (ГСКТО БССР), вобравшей в себя весь предшествующий опыт экономико-географического районирования Беларуси и обогативший его учетом экологических факторов и новых требо­ваний к управлению территориальным развитием в связи с пере­ходом к так называвшемуся региональному хозрасчету, а по су­ществу — к развитию регионов в рыночных условиях хозяйство­вания. Районирование Беларуси, предложенное в ГСКТО, явля­ется первым и до настоящего времени наиболее обоснованным и детально проработанным конструктивным социо-эколого-эконо-мическим районированием Беларуси, наделенным на обеспече­ние устойчивого (сбалансированного) социального, экономиче­ского и экологического развития каждого выделенного регионе (внутриреспубликанского территориального комплекса).

ГСКТО БССР была разработана по заказу Совета Министров республики как государственный документ, определяющий стра­тегию регионального развития Беларуси до 2010 г., в БелНИИП градостроительства при участии практически всех научно-иссле­довательских организаций республики, занимавшихся вопроса­ми развития и размещения производительных сил. Перед ГСКТО была поставлена цель — создать на территории Беларуси оптимально организованную в народнохозяйственном отноше­нии жизненную среду, обеспечивающую на основе разнокачест­венных условий для труда, быта и отдыха населения, размеще­ния и развития производства, использования и воспроизводства природных ресурсов дополнительное ускорение развития рес­публики. Таким образом, цель данного районирования — конст­руктивная. По своей ориентации районирование имеет социаль­ную направленность — создание равнокачественной жизненной среды всему населению. По средствам достижения цели, которы­ми являются рациональное размещение производства, рациональ­ное использование и воспроизводство природных ресурсов, — это социо-эколого-экономическое районирование.

Цели социо-эколого-экономического районирования (или комплексной территориальной организации) республики лучше всего раскрываются в тех задачах, которые должно было решить данное районирование:

Основополагающее значение при данном подходе к райониро­ванию имело выделение в качестве первичного низового звена местной территориально-хозяйственной системы (МТХС). Каждая местная система в зависимости от ее местоположения, со­циального и экономического потенциала, физико-географических и планировочных особенностей ее территории должна выполнять наиболее присущие для нее народнохозяйственные функции.

Наиболее эффективное развитие и функционирование мест­ных систем должно обеспечиваться в рамках территориальных комплексов (ТК), формируемых на основе взаимодополняемо­сти групп местных систем различного функционального типа в зонах территориальной концентрации производственных, со­циальных и экологических проблем.

МТХС формируются в результате объективно развивающе­гося процесса социально-экономического взаимодействия разви­тых центров и их периферийных зон. Между городом-центром (или селом-центром) и окружающими его сельскими территориями складываются тесные социальные, производственные и хозяйственные связи. Важная роль в формировании местных chi тем отводится человеческому фактору. Физиологически t логически человек не чувствует себя удаленным от своей тории, ее центра, мест приложения труда, услуг, отдыха, е его повседневные потребности в них удовлетворяются в пред 30-минутной транспортной доступности (10—12 км). Данная временная доступность, обеспечивая суточный цикл жизнедея­тельности людей, и определяет в основном параметры местных систем. В пределах местных систем эффективнее, чем в отдельно взятых городе, селе, сельской местности, могут решаться вопро­сы сбалансированного развития промышленности и сельского хозяйства, транспортных и инженерных коммуникаций, систем обслуживания населения, жилых зон, использования трудовых ресурсов, земель и т. д.

В то же время МТХС в силу разнокачественности своего по­тенциала не могут выступать как самообеспечивающиеся, само­организующиеся территориально-хозяйственные единицы. Та­кими единицами могут стать лишь группы различных по своим функциям местных систем, объединяемых социально-экономи­ческим влиянием крупных городов, а еще точнее — внутриреспубликанские комплексные территориальные системы, или тер­риториальные комплексы.

На основе проведенного анализа и расчетов по обеспечению наиболее рациональных и устойчивых повседневных территори­альных взаимосвязей и требований интеграции социально-демо­графического, производственно-экономического и природно-эко-логического потенциалов в ГСКТО была обоснована целесообраз­ность формирования в республике 388 МТХС, организуемых во­круг 186 городских и 202 наиболее крупных сельских посел­ков — центров местных систем. Каждая из этих систем группи­рует в пределах 30—35 минутной транспортной доступности сво­его центра 60—70 сельских поселений, занимает площадь в сред­нем 500 км2 и имеет среднюю численность населения 25 тыс. чел. Границы местных систем в основном вписываются в существую­щие границы административных районов (в среднем 3,3 МТХС в пределах одного района).

Учитывая существенные различия социально-экономиче­ских, природных, географических, планировочных условий раз­вития территорий и населенных пунктов, все 388 местных сис­тем в зависимости от их способностей к наиболее эффективному выполнению тех или иных народнохозяйственных функций под­разделены на 6 функциональных типов:

Тип I -- 20 местных систем, возглавляемых самыми круп­ными многофункциональными городами, среди которых Минск, выполняющий одновременно функции республиканского центра управления. Занятость в промышленности — 85 %, в сельском хозяйстве — 15 %. Занимают 11,6 % территории республики.

Тип II — 37 местных систем, формирующихся вокруг про­мышленных центров. Производственная специализация — про­мышленные узлы. Ядро системы — промышленные центры. Ве­дущая функция — управление процессами территориальной ор­ганизации промышленности. Занятость в промышленности – 60 %, в сельском хозяйстве — 40 %. Занимают 15,2 % террито­рии республики.

Тип III — 61 местная система, формирующиеся на основе центров промышленности и агропромышленности. Концентри­руют крупные индустриальные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Занятость в промышленно­сти — 35 %, в сельском хозяйстве — 65 %. В этих системах на­роднохозяйственный потенциал центров и внешних зон относи­тельно равнозначен. Занимают 15,4 % территории республики.

Тип IV - 159 местных систем с преобладанием агропро­мышленного производства. Производственная основа — межхо­зяйственные сельскохозяйственные предприятия и организа­ции. Ядро системы — малый город, городской поселок, крупный сельский населенный пункт. Занятость в промышленности -15 %, в сельском хозяйстве — 85 %. Занимают 30,3 % террито­рии республики.

Тип V -- 76 систем, в которых наряду с сельскохозяйствен­ными угодьями значительную площадь (до 35 %) занимают тер­ритории природного характера — леса, естественные луга, реч­ные поймы, озера, а также курортно-рекреационные зоны. Ядро системы — центр горпоселкового или сельского Совета, поселок городского типа, крупная центральная усадьба колхоза или сов­хоза. Производственная специализация — аграрная. Занятость в промышленности — 10 %, в сельском хозяйстве — 90 %. Входят в состав природных планировочных осей и буферных зон объек­тов природоохраны. Занимают 17,6 % территории республики.

Тип VI — 35 местных систем природоохранного назначения, в которых преобладают особо охраняемые природные террито­рии — заповедники, заказники, национальные парки, а также зоны отдыха. Залесенность — до 50 %. Площадь охраняемых территорий — более 15 %. Хозяйственная основа — природоох­рана, курортно-рекреационная деятельность, сельское хозяйст­во. Ядро системы — организационно-хозяйственные центры за­поведников, заказников, курортно-рекреационных зон, малые городские поселения, центры горпоселковых и сельских Сове­тов, сельские поселения. Располагаются на периферии основных зон урбанизации республики в узлах природных планировочных осей. Занимают 9,9 % территории республики.