Лекция 20
Социо-эколого-экономическое районирование Беларуси в ГСКТО БССР конца 1980-х гг. и на современном этапе. Районирование по степени устойчивости развития регионов и проблемное районирование Беларуси.
В конце 1980-х гг. в Беларуси была завершена разработка Генеральной схемы комплексной территориальной организации БССР (ГСКТО БССР), вобравшей в себя весь предшествующий опыт экономико-географического районирования Беларуси и обогативший его учетом экологических факторов и новых требований к управлению территориальным развитием в связи с переходом к так называвшемуся региональному хозрасчету, а по существу — к развитию регионов в рыночных условиях хозяйствования. Районирование Беларуси, предложенное в ГСКТО, является первым и до настоящего времени наиболее обоснованным и детально проработанным конструктивным социо-эколого-эконо-мическим районированием Беларуси, наделенным на обеспечение устойчивого (сбалансированного) социального, экономического и экологического развития каждого выделенного регионе (внутриреспубликанского территориального комплекса).
ГСКТО БССР была разработана по заказу Совета Министров республики как государственный документ, определяющий стратегию регионального развития Беларуси до 2010 г., в БелНИИП градостроительства при участии практически всех научно-исследовательских организаций республики, занимавшихся вопросами развития и размещения производительных сил. Перед ГСКТО была поставлена цель — создать на территории Беларуси оптимально организованную в народнохозяйственном отношении жизненную среду, обеспечивающую на основе разнокачественных условий для труда, быта и отдыха населения, размещения и развития производства, использования и воспроизводства природных ресурсов дополнительное ускорение развития республики. Таким образом, цель данного районирования — конструктивная. По своей ориентации районирование имеет социальную направленность — создание равнокачественной жизненной среды всему населению. По средствам достижения цели, которыми являются рациональное размещение производства, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, — это социо-эколого-экономическое районирование.
Цели социо-эколого-экономического районирования (или комплексной территориальной организации) республики лучше всего раскрываются в тех задачах, которые должно было решить данное районирование:
преодолеть диспропорции в развитии на территории республики трех взаимодействующих систем — населения—производства—природы, — учитывая, что до сих пор приоритет отдавался развитию производства;
вооружить органы территориального управления всех уровней долгосрочной стратегией достижения на подведомственных территориях сбалансированного социального, экономического и экологического развития;
выделить территории, оптимальные для повседневного человеческого бытия, - первичные территориальные общности как низовые неделимые территориально-хозяйственные единицы и как главные звенья хозяйственного комплекса республики, способные обеспечивать эффективное взаимодействие и комплексное развитие производственных, социальных и экологических структур на местах. На этой основе усовершенствовать административно-территориальное устройство Беларуси.
Основополагающее значение при данном подходе к районированию имело выделение в качестве первичного низового звена местной территориально-хозяйственной системы (МТХС). Каждая местная система в зависимости от ее местоположения, социального и экономического потенциала, физико-географических и планировочных особенностей ее территории должна выполнять наиболее присущие для нее народнохозяйственные функции.
Наиболее эффективное развитие и функционирование местных систем должно обеспечиваться в рамках территориальных комплексов (ТК), формируемых на основе взаимодополняемости групп местных систем различного функционального типа в зонах территориальной концентрации производственных, социальных и экологических проблем.
МТХС формируются в результате объективно развивающегося процесса социально-экономического взаимодействия развитых центров и их периферийных зон. Между городом-центром (или селом-центром) и окружающими его сельскими территориями складываются тесные социальные, производственные и хозяйственные связи. Важная роль в формировании местных chi тем отводится человеческому фактору. Физиологически t логически человек не чувствует себя удаленным от своей тории, ее центра, мест приложения труда, услуг, отдыха, е его повседневные потребности в них удовлетворяются в пред 30-минутной транспортной доступности (10—12 км). Данная временная доступность, обеспечивая суточный цикл жизнедеятельности людей, и определяет в основном параметры местных систем. В пределах местных систем эффективнее, чем в отдельно взятых городе, селе, сельской местности, могут решаться вопросы сбалансированного развития промышленности и сельского хозяйства, транспортных и инженерных коммуникаций, систем обслуживания населения, жилых зон, использования трудовых ресурсов, земель и т. д.
В то же время МТХС в силу разнокачественности своего потенциала не могут выступать как самообеспечивающиеся, самоорганизующиеся территориально-хозяйственные единицы. Такими единицами могут стать лишь группы различных по своим функциям местных систем, объединяемых социально-экономическим влиянием крупных городов, а еще точнее — внутриреспубликанские комплексные территориальные системы, или территориальные комплексы.
На основе проведенного анализа и расчетов по обеспечению наиболее рациональных и устойчивых повседневных территориальных взаимосвязей и требований интеграции социально-демографического, производственно-экономического и природно-эко-логического потенциалов в ГСКТО была обоснована целесообразность формирования в республике 388 МТХС, организуемых вокруг 186 городских и 202 наиболее крупных сельских поселков — центров местных систем. Каждая из этих систем группирует в пределах 30—35 минутной транспортной доступности своего центра 60—70 сельских поселений, занимает площадь в среднем 500 км2 и имеет среднюю численность населения 25 тыс. чел. Границы местных систем в основном вписываются в существующие границы административных районов (в среднем 3,3 МТХС в пределах одного района).
Учитывая существенные различия социально-экономических, природных, географических, планировочных условий развития территорий и населенных пунктов, все 388 местных систем в зависимости от их способностей к наиболее эффективному выполнению тех или иных народнохозяйственных функций подразделены на 6 функциональных типов:
Тип I -- 20 местных систем, возглавляемых самыми крупными многофункциональными городами, среди которых Минск, выполняющий одновременно функции республиканского центра управления. Занятость в промышленности — 85 %, в сельском хозяйстве — 15 %. Занимают 11,6 % территории республики.
Тип II — 37 местных систем, формирующихся вокруг промышленных центров. Производственная специализация — промышленные узлы. Ядро системы — промышленные центры. Ведущая функция — управление процессами территориальной организации промышленности. Занятость в промышленности – 60 %, в сельском хозяйстве — 40 %. Занимают 15,2 % территории республики.
Тип III — 61 местная система, формирующиеся на основе центров промышленности и агропромышленности. Концентрируют крупные индустриальные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Занятость в промышленности — 35 %, в сельском хозяйстве — 65 %. В этих системах народнохозяйственный потенциал центров и внешних зон относительно равнозначен. Занимают 15,4 % территории республики.
Тип IV - 159 местных систем с преобладанием агропромышленного производства. Производственная основа — межхозяйственные сельскохозяйственные предприятия и организации. Ядро системы — малый город, городской поселок, крупный сельский населенный пункт. Занятость в промышленности -15 %, в сельском хозяйстве — 85 %. Занимают 30,3 % территории республики.
Тип V -- 76 систем, в которых наряду с сельскохозяйственными угодьями значительную площадь (до 35 %) занимают территории природного характера — леса, естественные луга, речные поймы, озера, а также курортно-рекреационные зоны. Ядро системы — центр горпоселкового или сельского Совета, поселок городского типа, крупная центральная усадьба колхоза или совхоза. Производственная специализация — аграрная. Занятость в промышленности — 10 %, в сельском хозяйстве — 90 %. Входят в состав природных планировочных осей и буферных зон объектов природоохраны. Занимают 17,6 % территории республики.
Тип VI — 35 местных систем природоохранного назначения, в которых преобладают особо охраняемые природные территории — заповедники, заказники, национальные парки, а также зоны отдыха. Залесенность — до 50 %. Площадь охраняемых территорий — более 15 %. Хозяйственная основа — природоохрана, курортно-рекреационная деятельность, сельское хозяйство. Ядро системы — организационно-хозяйственные центры заповедников, заказников, курортно-рекреационных зон, малые городские поселения, центры горпоселковых и сельских Советов, сельские поселения. Располагаются на периферии основных зон урбанизации республики в узлах природных планировочных осей. Занимают 9,9 % территории республики.
- Часть 3
- Введение
- Экономико-географическое райнорование Беларуси («дзялельня Беларусі на краіны»), по а. Смоличу (1919 – 1923гг.)
- Литература
- Лекция 19
- По с. И. Сидору (1989 г.)
- Укрупненная классификация тпк (социально-экономических регионов) Беларуси и их характеристика (1975 г.)
- Типологические признаки административных районов бсср
- Литература
- Лекция 20
- Основные среднегрупповые показатели местных систем различного функционального типа
- Республики Беларусь:
- Литература
- Экономико-географическая характеристика регионов беларуси лекция 21
- Удельный вес в стране по основным показателям в 2003 г. ( %)
- Сравнительный уровень социально-экономического развития регионов Беларуси (отношение показателей регионов к среднереспубликанским в расчете на одного жителя), 2003 г.
- Брестская область
- Витебская область
- Литература
- Лекция 22
- Гомельская область
- Гродненская область
- Литература
- Лекция 23
- Минская область
- Город Минск
- Могилевская область
- Литература
- Лекция 24 проблемные регионы и «полюса роста» беларуси
- Литература