Республики Беларусь:
I — административные районы; // — социально-эколого-экономические районы; III — центры социалъно-эколого-экономических районов; IV — важнейшие субрегиональные
центры
э кономической модели, по-разному проявились в разных регионах и привели к углублению экономических, социальных и экологических различий между ними, к возникновению очагов социальной напряженности, появлению депрессивных, конфликтных, бедствующих и прочих регионов. Особенно актуальна эта тема в России с ее обширной территорией, 89 субъектами федерации и резкими региональными контрастами.
Типология регионов по характеру и степени их проблемности актуальна и для Беларуси. Хотя она не имеет ни обширных пространств, ни столь резких территориальных контрастов как Россия, однако без типологических подходов к развитию даже 15 – 20 внутриреспубликанских ТК (регионов, округов), а тем более 400 предполагаемых административных районов (см. лекцию 1, ч. 1) трудно осуществлять индикативное территориальное планирование, регулирующее региональную инвестиционную, налоговую, финансовую, социальную и экологическую политику.
Тема проблемного районирования, разрабатывающаяся в зарубежных странах с 1930-х гг., в годы развития Беларуси в составе СССР звучала только как наличие диспропорций в региональном развитии и необходимость их устранения при помощи рационального размещения производства. В современном понимании проблемные регионы — это территории с кризисной, напряженной, неблагоприятной, острой ситуацией в социальной, экономической либо экологической сферах. Они могут быть выделены по различным критериям как в границах действующего АТД, так и охватывать часть одного или несколько административно-территориальных подразделений.
В 1980-х гг., т. е. до начала переходного периода, в условиях Беларуси по характеру проблем развития можно было выделить 4 типа проблемных регионов:
• Регионы с чрезмерной территориальной концентрацией производства и населения (в зарубежной региональной экономике их называют «перегретыми»). Это крупнейшие промышленные центры: Минск, Гомель, Витебск, Могилев, по отношению к которым проводилась официальная политика сдерживания, ограничения их роста. Например, запрещалось строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий, которые не связаны непосредственно с обслуживанием населения данных городов. Разрабатывались и иногда реализовывались программы вывода за черту города экологически вредных производств. Лимитировалась численность работающих на предприятиях и вводилась плата за привлечение трудовых ресурсов извне.
• Регионы с неблагоприятной экологической ситуацией. К этому типу, например, относились Солигорский промышленный узел и крупнейшие центры химической и нефтехимической промышленности: Новополоцк, Светлогорск, Могилев, Гродно, Гомель. Для крупнейших загрязнителей окружающей среды этих регионов за счет средств соответствующих министерств и ведомств разрабатывались технико-экономические обоснования, схемы, проекты, меры по уменьшению отрицательного воздействия на природу, другие отрасли хозяйства и здоровье населения. Правда, в большинстве случаев эти проекты и мероприятия не реализовывались.
• Регионы, требующие комплексного освоения их природно-ресурсного потенциала. Классическим примером регионов данного типа может служить Белорусское Полесье, для которого усилиями многих научных и проектных организаций, начиная с 1939 г., периодически разрабатывались и в определенной мере реализовывались (нередко с негативными экологическими последствиями) технико-экономический доклад, схемы и проекты сначала осушения и освоения земель Полесской низменности, потом — мелиорации и рационального использования земель, затем – комплексного использования природных ресурсов и развития производительных сил и, наконец — целевая комплексная программа развития и размещения производительных сил Полесья.
• Регионы с недостаточным (низким) уровнем промышленного развития. К их числу относились менее индустриализованные западные Брестская и Гродненская области, а также большое количество малых и средних городов республики, не имеющих прочной социально-экономической базы для развития. По отношению к этим регионам проводилась политика «подтягивания» к уровню более индустриализованных восточных областей республики и крупнейших центров. В частности, в пятилетних планах для западных областей предусматривались более высокие темпы развития, чем для восточных. В каждой пятилетке определялись малые и средние города, в которых промышленное строительство должно было вестись в первую очередь. Для всех малых и средних городов был разработан каталог промышленных площадок с оценкой затрат на их освоение; в них активно размещались филиалы крупных промышленных предприятий республики.
После чернобыльской катастрофы на территории Беларуси появился новый, ранее неведомый тип проблемных регионов — регионы экологического бедствия — территории, загрязненные в разной степени радионуклидами. Были выделены зоны отчуждения, первоочередного и последующего отселения, районы с постоянным и периодическим радиологическим контролем. Для решения только текущих проблем этих регионов, охватывавших 23 % территории республики и 20 % ее населения, ежегодно направлялось до 20 % бюджетных средств.
Побочным следствием чернобыльской катастрофы можно считать появление еще одного проблемного региона — Белорусского Поозерья. Вывод из сельскохозяйственного оборота более 264 тыс. га радиоактивно загрязненных земель потребовал компенсационного освоения мелиоративного земельного фонда в «чистых» районах республики, т. е. в Витебской области. А это — Белорусское Поозерье, которое является, во-первых, очень уязвимым, уникальным природным озерно-лесным комплексом, а во-вторых, единственным оставшимся вне радиационного поля и в связи с этим перспективным рекреационным ресурсом Беларуси. Поэтому освоение природно-ресурсного потенциала Белорусского Поозерья возможно только после разработки научно обоснованной целевой комплексной программы и жесткого контроля за ее реализацией. Иначе возможны повторение экологической трагедии Полесья и утрата невозобновимого национального достояния.
Общеэкономический кризис и социально-экономические последствия распада в 1991 г. Союза с особой силой проявились в уже названных проблемных регионах. Так, увеличился разрыв в уровнях социально-экономического развития западных и восточных областей, крупных, средних и малых городов. Остались нерешенными экологические проблемы центров химической и нефтехимической промышленности. В катастрофическом состоянии находятся мелиоративные системы Полесья и не востребован его природно-ресурсный потенциал. Все больше из-за нехватки средств обостряется проблема социально-экономической и экологической реабилитации радиоактивно загрязненных территорий.
На этот неблагоприятный фон проблемных регионов наложились новые проблемы переходного периода и появились новые типы проблемных регионов, например, с высоким уровнем безработицы, а значит — с высокой социальной напряженностью. При среднем по Беларуси уровне безработицы около 3 % в этих регионах ее официальный уровень может превышать 10 % , а скрытая безработица — более 50 %. Такая бедственная ситуация возникла в тех промышленных центрах (это, как правило, средние и малые города), где размещены предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) и другие специализированные предприятия, работавшие на весь Союз и ввозившие сырье, материалы, узлы, детали из-за пределов республики. В современных условиях продукция таких предприятий либо вовсе не нужна из-за демилитаризации экономики, либо не выдерживает конкуренции на внешних рынках из-за высоких затрат на импорт сырья, материалов и т. п., а на внутреннем рынке в большом количестве не требуется. Типичными представителями проблемных городов этой категории могут служить Сморгонь и Вилейка.
К проблемным по уровню безработицы относятся и бывшие военные городки, оставшиеся без градообразующей базы после вывода военных подразделений в Россию. Но здесь к безработице добавляются специфические проблемы использования оставленных без хозяина основных фондов, а также экологические. О масштабности этого типа проблемных регионов говорит тот факт, что на начало 1992 г. в Беларуси размещалось 698 военных городков.
Новыми проблемными регионами в связи с распадом СССР стали приграничные территории. Беларусь имеет границу с пятью суверенными государствами общей протяженностью 2926 км. Проблемность развития западных приграничных районов заключается, с одной стороны, в резком обрыве сложившихся повседневных и периодических социально-бытовых, культурных, трудовых связей территорий, граничащих с Латвией и Литвой; с другой — в усилении торговых, хозяйственных и социально-культурных связей с Польшей в результате установления безвизового пересечения границы. Изменились, хотя и не столь очевидно, условия социально-экономического развития районов, граничащих с Украиной и Россией. В целом же приграничные районы Беларуси приобрели новые перспективные функции по обслуживанию транзитных потоков грузов и пассажиров на оживленных магистралях с востока на запад и с севера на юг, а также благоприятные возможности для создания на своей территории свободных экономических зон, совместных предприятий, эффективного международного сотрудничества в рамках создаваемых еврорегионов.
В Беларуси переходного периода в официальных документах термин «проблемные регионы» впервые использован в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы» в разделе 10. «Региональная политика»: «Объектами особого внимания со стороны государства станут проблемные регионы, которые выделяются специфическими природными, социально-экономическими и экологическими условиями. К их числу отнесены территории, подвергшиеся загрязнению радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Минский столичный округ, Солигорский промышленный регион, Новополоцкий промышленный узел; районы, граничащие с Польшей, республиками Балтии, Украиной, Российской Федерацией; депрессивные регионы, к которым следует отнести, прежде всего, районы с низким экономическим потенциалом, а также имеющие градообразующие предприятия, находящиеся на стадии банкротства, и высокий уровень безработицы». В «Основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы» также предусматривается «государственная поддержка проблемных регионов», но без конкретного их перечня, за исключением выделения в самостоятельный раздел проблемы преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
Необходимо отметить, что по большому счету вся Беларусь сегодня является проблемным суперрегионом, на ее территории практически нет беспроблемных регионов, а есть регионы с различной степенью проблемности по тем или иным параметрам и с различной значимостью этой проблемности для страны в целом. Поэтому проблемное районирование требует, прежде всего, четкого определения понятия «проблемный регион», указания на конкретный критерий или совокупность критериев с научным обоснованием используемых показателей. В направлении выработки критериев оценки проблемности и типологии проблемных регионов белорусскими экономикогеографами сделаны только первые шаги, хотя выявлению особенностей развития регионов, выделяющихся комплексом специфических природных, экологических и социально-экономических показателей и требующих государственной поддержки в решении их проблем, они уделяли и уделяют большое внимание. Например, рассмотрены проблемы трансформации отраслевой и территориальной структуры хозяйства в связи с последствиями чернобыльской аварии, проблемы рационального природопользования в Белорусском Поозерье, социально-экономические аспекты комплексного использования природных ресурсов Полесья и др. В последнее время, продолжая развивать идеи И. И. Пирожника об экономико-географической типологии административных районов страны, Г. В. Ридевский сделал попытку на основе использования ограниченной информации и упрощенных расчетов дать типологию административных районов Беларуси по проблемности их развития. Хотя сам автор оговаривается, что для более точной типологии нужны дополнительные исследования, тем не менее, к относительно благополучным по его расчетам можно отнести 4 области, 50 районов (42 % всех районов), к проблемным — 2 области, 68 районов, в том числе: с проблемами социально-экономического характера — 39 районов (33,1 % всех районов), с экологическими проблемами — 2 области, 22 района (18,6 % всех районов), с комплексом социально-экономических и экологических — 7 районов (5,9 % всех районов).
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о существенных различиях в обеспечении устойчивого развития регионов Беларуси и об объективной необходимости обоснованной региональной политики государства, нацеленной на помощь в решении тех региональных проблем, которые имеют общереспубликанскую значимость, могут повлиять на устойчивое развитие республики в целом и не могут быть решены усилиями самих регионов. Важность выработки и реализации оптимальной региональной политики государства на современном этапе подчеркнута в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г., в которой, наряду с разделом «Программы устойчивого развития регионов», есть раздел «Развитие проблемных регионов. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Учитывая специфику развития проблемных регионов, в следующем разделе курса лекций, посвященном характеристике регионов, будут кратко охарактеризованы и возможные пути решения важнейших региональных проблем.
- Часть 3
- Введение
- Экономико-географическое райнорование Беларуси («дзялельня Беларусі на краіны»), по а. Смоличу (1919 – 1923гг.)
- Литература
- Лекция 19
- По с. И. Сидору (1989 г.)
- Укрупненная классификация тпк (социально-экономических регионов) Беларуси и их характеристика (1975 г.)
- Типологические признаки административных районов бсср
- Литература
- Лекция 20
- Основные среднегрупповые показатели местных систем различного функционального типа
- Республики Беларусь:
- Литература
- Экономико-географическая характеристика регионов беларуси лекция 21
- Удельный вес в стране по основным показателям в 2003 г. ( %)
- Сравнительный уровень социально-экономического развития регионов Беларуси (отношение показателей регионов к среднереспубликанским в расчете на одного жителя), 2003 г.
- Брестская область
- Витебская область
- Литература
- Лекция 22
- Гомельская область
- Гродненская область
- Литература
- Лекция 23
- Минская область
- Город Минск
- Могилевская область
- Литература
- Лекция 24 проблемные регионы и «полюса роста» беларуси
- Литература