37. Отдел формирования (школа). Подготовка семян к посадке в школьном отделении. Размещение посадочного материала в школьном отделении питомника и сроки его выращивания.
Более крупный посадочный материал - саженцы - выращивают в школьных отделениях питомника. Саженцы широко используются для озеленения населенных пунктов, создания защитных насаждений и лесных культур. По сравнению с сеянцами они раньше вступают в период быстрого роста, в связи, с чем ускоряется выращивание искусственных насаждений, и они лучше противостоят отрицательному влиянию трав, кустарников.
При выращивании саженцев разных размеров и возраста производят 1-3 пересадки растений с постепенным увеличением площади питания.
В школах первого порядка высаживают 1-2-летние сеянцы и выращивают их в течение 2-4 лет (схема посадки 0,7-1,0 х 0,35-0,5 м). В школах второго порядка выращивают саженцы до 5-7-летнего возраста (схема размещения 1,0-1,5 х 1,0-1,5 м). В школах третьего порядка саженцы выращивают до 10 лет и более (схема размещения 2,0-3,0x2,0-3,0).
В комбинированных школах одновременно выращивают саженцы древесных растений и кустарников или только древесные саженцы различного возраста и размеров.
Срок выращивания крупных саженцев деревьев 4-6 лет, а мелких (первого оборота) саженцев и кустарников 2-3 года. При этом за одну ротацию крупных саженцев древесных видов кустарники и мелкие саженцы деревьев проходят 2-3 ротации.
Перед посадкой сеянцев корни подрезают до 15-25 см на почвах с нормальным увлажнением и до 20-30 см - с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку из жидкой смеси перегноя или торфа с землей. К смеси добавляют гетероауксин или другое ростовое вещество.
В первой школе сеянцы высаживаются с расстояниями в междурядьях 0,8 м, в ряду 0,5 м, во второй школе - 1 х 1 м или 1,5 х 1,5 м, в третьей - 3 х 2 м.
В комбинированной школе растения с длительным сроком выращивания (6-12 лет) высаживаются рядами на расстоянии 2,4-4 м один от другого. Между ними располагают два или четыре ряда кустарника. На 1 га высаживают 3-6 тыс.шт. деревьев и 40-50 тыс.шт. кустарников.
В уплотненных школах выращивают саженцы хвойных пород для лесных культур. Применяют рядовые, ленточные, комбинированные схемы размещения растений. Степень уплотнения выращивания саженцев во многом зависит от биологических особенностей породы.
При рядовом размещении расстояние между рядами принимают 0,4 м, шаг посадки - 0,1-0,2 м. При ленточном трехрядномразмещении в каждой ленте растения высаживают по схеме 0,4-0,4-0,7, при четырехрядном - 0,3-0,3-0,3-0,6, пятирядном - 0,2-0,2-0,2-0,2-0,7; шаг посадки 0,1-0,2 м.
Используется трехрядная СШН-3. В трехрядном варианте высаживают до 50 тыс. растений (0,8 х 0,5). Машины СПЛК и МИС-1 применяют в комбинированной школе, где выращивают саженцы высотой до 3 м.
В уплотненной школе используют СШП-5/3; шаг посадки 0,1 м; высаживается 330 тыс. сеянцев.
При проектировании сроков выращивания саженцев, выборе оптимальных схем размещения необходимо учитывать линейные размеры растений, которых они достигают в том или ином возрасте в данных почвенно-климатических условиях, выявлять особенности роста крон по диаметру для установления сроков смыкания.
Быстрый рост саженцев в школе возможен при хорошем качестве посадки. Наличие деформации корней приводит к ухудшению водного режима и ослаблению роста растений. Высота растений с деформированной корневой системой в 2-5 раз меньше, чем у саженцев с нормально развитой корневой системой, замедленный рост наблюдается в течение всего срока выращивания. Также резко отличаются растения по массе надземной части и корневых систем.
При испытании приемов, направленных на формирование компактной корневой системы, лучшие результаты были получены при внесении органических удобрений в посадочные места.
Культуры, созданные саженцами, имеют высокую приживаемость, совершенно не требуют агротехнических уходов, быстро растут, уже в трехлетнем возрасте отвечают требованиям ОСТ 56-99-93 "Культуры лесные, оценка качества", пригодны для перевода в покрытые лесом земли и относятся к культурам отличного качества.
Чтобы получить посадочный материал с ускоренным ростом, в культурах целесообразно использовать приемы ранней диагностики и применять отбор в процессе выращивания сеянцев и саженцев на фоне высокого уровня агротехники.
По данным Н.А. Смирнова (1996), крупные сеянцы, превышающие по высоте средние на 20-50%, после пересадки продолжают расти более интенсивно в течение 4 лет. Саженцы, превышающие средние в школьном отделении по высоте на 20-30 %, после пересадки в культуры продолжают расти интенсивно в течение 7-8 лет.
Сажалка школки навесная трѐхрядная
посадочные машины
38. Способы посадки. Выращивание саженцев древесных пород, уход за ними, формирование штамба. кроны и корневой системы.
39. Формирование кроны у привитых архитектурных форм деревьев.
40. Формирование деревьев, выросших в лесу.
41. Выращивание саженцев кустарников, уход за ними, формирование куста. Архитектурные формы кустарников. Выращивание саженцев привитых форм кустарников.
- 1. Роль декоративного древоводства в охране и улучшении внешней среды населенных пунктов. Специфика и перспективы развития в современных условиях.
- 2. Ассортимент декоративных древесных растений. Основной, дополнительный, ограниченный ассортимент. Районирование ассортимента.
- 3. Важнейшие древесно-кустарниковые породы для зеленого строительства.
- 4. Ассортимент древесных растений для различных условий и объектов.
- 5. Стандарты на декоративные древесные растения.
- 6. Регуляторы роста и развития растений. Классификация регуляторов и их влияние на растения.
- 7. Стимуляторы роста и развития растений.
- 8. Гербициды. Дефолианты и антитранспиранты.
- 9. Обрезка декоративных древесных пород. Цель и виды : формовочная, санитарная, омолаживающая.
- 10. Способы и приемы обрезки древесных пород.
- 11. Древесно-кустарниковые питомники. Роль питомников в обеспечении посадочным материалом. Виды питомников.
- 12. Общие сведения о питомниках. Отделы питомника и их назначение.
- Маточное хозяйство
- 13. Виды питомников. Питомники декоративных древесных пород.
- 14. Что называется сеянцем, саженцем, отводком, черенком?
- 15. Назовите и охарактеризуйте основные хозяйственные части питомника.
- 16. Основные принципы организации питомника.
- 17. Разработка организационно-хозяйственного плана питомника.
- 18. Принцип разбивки площади питомника на отделы. Продуцирующая и общая площадь питомника. Дорожная сеть питомника.
- 19. Севооборот. Культурооборот.
- 20. Подготовка площади питомника. Особенности обработки почвы по системе черного, раннего и занятого паров. Основные виды обработки почвы в питомниках.
- 21. Удобрения почвы в питомниках. Основные виды органических, минеральных и бактериальных удобрений. Нормы внесения удобрений в почву.
- 22. Орошение. Какие способы орошения применяются в питомниках. Нормы полива.
- 23. Способы размножения древесных растений.
- 24. Семенное размножение. Периодичность плодоношения. Сбор плодов и семян.
- 25. Семенной участок. Заготовка семян. Паспортизация и отбор образцов. Урожайность семян. Чистота и всхожесть семян.
- Посевных качеств семян.
- Определение всхожести семян.
- 26. Покой семян. Виды покоя семян. Способы и сроки стратификации различных семян.
- 27. Хранение семян. Хранение шишек и семян хвойных пород. Хранение семян лиственных пород.
- 28. Меры профилактики и борьбы с болезнями и вредителями семян при хранении. Транспортировка семян.
- 29. Подготовка семян к посеву. Норма высева семян. Протравливание семян.
- 30. Сроки, нормы и способы посева. Глубина заделки семян. Грядковый и безгрядковый способы посева. Протяженность посевных строк.
- 31. Виды ухода. Уход за сеянцами.
- 32. Вегетативное размножение. Преимущество вегетативного размножения.
- 33. Размножение отводками, сущность этого способа. Какие древесно-кустарниковые породы размножают отводками?
- 34. Охарактеризуйте особенности размножения корневыми отпрысками и делением кустов. Какие древесно-кустарниковые породы размножаются корневыми отпрысками и делением кустов?
- 35. В чем сущность размножения черенками. Размножение зелеными и одревесневевшими черенками. Укоренение черенков в условиях искусственного тумана.
- 36. Размножение прививкой. Что такое прививка? Подвой и привой. Способы прививки и их особенности.
- 37. Отдел формирования (школа). Подготовка семян к посадке в школьном отделении. Размещение посадочного материала в школьном отделении питомника и сроки его выращивания.
- 42. Агротехника кустарников в период их выращивания в школах.
- 43. Агротехника деревьев в период их выращивания в школах.
- 44. Агротехника привитых и архитектурных форм деревьев и кустарников в период их выращивания в школах.
- 45. Красивоцветущие кустарники. Виды красивоцветущих кустарников. Их биоэкологические особенности.
- 46. Розы. Виды роз. Агротехника выращивания роз.
- Агротехника выращивания роз
- 47. Современные тенденции в агротехнике выращивания древесных декоративных пород. Выращивание в контейнерах. Хранение семян и саженцев в холодильниках. Выращивание в контейнерах
- Хранение сеянцев и саженцев в холодильниках
- 48. Выкопка и транспортировка крупномерных деревьев.
- 49. Организационно-хозяйственный план питомника.
- 50. Технологические карты как основа организации производственного процесса в питомнике. Расчет ежегодного выпуска деревьев и кустарников.
- 3.Расчет ежегодного выпуска деревьев и кустарников.
- 51. Состав проектных материалов организационно-хозяйственного плана питомников.
- 52. Формирование растений на объектах озеленения. Обрезка и уход за растениями на объектах озеленения.
- 53. Диагностика состояния растений на объектах озеленения. Ландшафтно-таксационный метод. Инструментальные методы.