Задание 2. Изучение древесных класса Хвойные (Pinopsida). Сравнительная характеристика вегетативных и генеративных признаков некоторых родов семейства Сосновые (Pinaceae)
Изучите особенности строения древесины и коры хвойных пород. Сравните кору и корку разных видов растений. Обратите внимание на характер смолоносной системы в коре перечисленных видов семейства Сосновые. Сделайте вывод об особенностях строение древесины и коры хвойных пород. Более подробно изучите особенности макро- и микроскопического строения древесины и коры сосны обыкновенной.
Рассмотрите образцы древесины сосны обыкновенной невооруженным глазом, обратите внимание, что древесина сосны ядровая. Заболонь желтовато-бурого цвета, а ядро розоватое, красноватое и буровато-красное. Годичные слои хорошо видны на всех разрезах. Ранняя часть годичного слоя светлого оттенка, поздняя часть более темной окраски, переход от ранней древесины к поздней резкий. Сердцевинные лучи не обнаруживаются невооруженным глазом. Смоляные ходы сосредоточены главным образом в поздней части слоя и видны на поперечном разрезе в виде светлых точек, а на радиальном и тангенциальном разрезах в виде беловато-матовых точек.
Рассмотрите образцы при малом увеличении микроскопа. На поперечном срезе древесины сосны обыкновенной видны однообразные четырехшестиугольные клетки, расположенные правильными рядами (это трахеиды), обратите внимание на то, что трахеиды имеют разное строение: одни - тонкостенные с крупными полостями и окаймленными порами на радиальных стенках (это весенние, или ранние, трахеиды. Они образуются весной и в начале лета и выполняют проводящую функцию). Другая часть древесины состоит из мелких, толстостенных трахеид (поздняя древесина), она образуется во второй половине лета и выполняет механическую функцию. Слой древесины, состоящий из ранних и поздних трахеид, называется годичным слоем, или годичным кольцом. Переход от ранней древесины к поздней постепенный, а от поздней к ранней древесине следующего года резкий, поэтому границы годичного слоя хорошо заметны. В поздней древесине встречаются крупные полости — это смоляные ходы, окруженные . мелкими неодревесневшими клетками древесной паренхимы. В виде радиальных полосок видны сердцевинные лучи; у сосны они очень узкие, состоят из одного слоя живых, вытянутых в длину клеток. На радиальном срезе древесины видны, длинны почти параллельные полоски стенки трахеид, в некоторых местах трахеиды на концах заострены или закруглены (эти концами одна трахеида очень плотно вклинивается в другую). Как и на поперечном срезе, хорошо видна слоистость древесины. Весенние трахеиды более широкие, на их стенках имеете, множество отверстий в виде двух концентрических окружностей (окаймленныме поры, участвующие в передвижении воды из одной трахеиды в другую). Поздние трахеиды плотные, темноокрашенные, поры в них или отсутствуют или очень мелкие (слой древесины из ранних и поздних трахеид составляет годичный прирост (годичный слой)). Поперек трахеид проходят полоски из 3 6 рядов клеток. Это сердцевинные лучи. Средние ряды сердцевинных лучей состоят из живых клеток с протоплазмой и клеточным ядром и несут запасы питательных веществ, а наружные клетки мертвые. В центре некоторых лучей проходит полый цилиндр это поперечный смоляной ход. Среди клеток трахеид встречаются и продольные смоляные ходы. На продольном тангенциальном срезе хорошо видны трахеиды с окаймленными порами. Поры видны на боковых стенках трахеид и имеют вид вилочек, обращенных друг к другу. Сердцевинные лучи, перерезанные поперек, имеют вид веретен. Некоторые лучи сильно расширены в центре из-за наличия в них смоляных ходов, годичной слоистости на данном срезе не видно.
Используя раздаточный материал изучите особенности строения вегетативных и генеративных органов растений класса Хвойные (обратите внимание, что микростробилы хвойных состоят из микроспорофиллов, на которых, как правило, образуется по 2 микроспорангия (пыльцевые мешки). Однако у некоторых видов араукарии и агатиса число их достигает 13-15 штук на каждом микроспорофилле. Пыльца, или микроспоры, у хвойных сухая, легко переносимая ветром). Выпишите признаки, характерные для изучаемого класса.
Изучите морфологическое строение основных представителей родов семейства Сосновые. Обратите внимание на признаки, характерные для каждого рода.
Для типичного представителя каждого рода зарисуйте: 1) общий габитус дерева (характер кроны); 2) побег с хвоей и женскими стробилами во время цветения; 3) семенная и кроющая чешуйки во время цветения (отпрепарировать и посмотреть под лупой); 4) зрелая шишка на побеге; 5) семенная и кроющая чешуйки зрелой шишки; 6) побег с мужскими стробилами и хвоей; 7) семя с крылаткой, семя отдельно и крылатка без семени; 8) хвоинка и ее поперечное сечение; 9) макро- и микростроение древесины и коры. Выпишите основные признаки по каждому роду.
Составьте краткую дендрологическую характеристику важнейших образователей темно- и светлохвойных формаций лесов РФ (описание типичного представителя изучаемых родов семейства по плану (выполнение данного задания возможно использовать при организации домашнего задания):
а) систематическое положение;
б) морфологические особенности (жизненная форма, размеры, особенности строения стволов, побегов, почек, хвои, макро- и микростробилов, зрелых шишек, семян, всходов);
в) биологические особенности (долговечность, быстрота роста, возраст половой зрелости, половые типы отношений, способ опыления, особенности оплодотворения,
особенности размножения, урожайность, способ распространения семян, способность к вегетативному размножению); фенология (последовательность и сезоны года прохождения основных фенофаз);
в) экологические особенности (отношение к свету, температуре, влажности, плодородию почв, устойчивость к болезням, вредителям, пожарам, антропогенному фактору);
г) внутривидовое разнообразие (наличие климатипов, эдафотипов, географических рас, форм (биологических, фенологических и др.);
д) ареал;
е) хозяйственное значение.
Изучите особенности строения всходов хвойных пород семейства Сосновые (Pinaceae) (рис. 7.1). Обратите внимание на количество семядолей, их форму, особенности строения края, зарисуйте.
-
Рис. 7.1 Всходы хвойных
Изучите особенности строения вегетативных органов некоторых видов изучаемых родов. Дайте сравнительную характеристику. Результаты оформите в виде табл. 7.1.
Таблица 7.1. Сравнительная характеристика вегетативных органов видов рода_________
Признаки | Виды | |
1 | 2… | |
Высота, м |
|
|
Диаметр, м. |
|
|
Крона |
|
|
Кора |
|
|
Побеги: |
|
|
- окраска, опушение |
|
|
- наличие на удлиненных побегах брахобластов |
|
|
Почки |
|
|
- форма |
|
|
- длина, толщина, мм |
|
|
- окраска, засмоленность, опушение |
|
|
Хвоя: |
|
|
- расположение (одиночно или в пучках (количество хвоинок в пучке), на листовых подушечках или без них, пучками на брахиобластах) |
|
|
- форма в поперечном сечении |
|
|
- форма верхушки |
|
|
- жесткость (мягкая, жесткая) |
|
|
- окраска (верхней и нижней сторон) |
|
|
Родина |
|
|
Дайте сравнительную характеристику генеративных органов некоторых видов изучаемых родов.
При изучении микро- и макростробил описать их морфологическое строение: расположение на побегах, форма, размеры, форма микроспорангиев (пыльников), кроющих чешуй, их окраска. Рассмотрите строение пыльцы ели, сосны, лиственницы, обратите внимание на формы пыльцы, наличие у ели и сосны воздушных мешков. Зарисуйте пыльцевые зерна (микроспоры).
Результаты оформите в виде табл. 7.2. Зарисуйте семенные и кроющие чешуи шишек изучаемых видов (прил. 6 рис. 6.1 – 6.3). Сделайте вывод об основных родовых признаках различия шишек в семействе сосновые .
Таблица 7.2. Сравнительная характеристика зрелых шишек хвойных семейства Сосновые (Pinaceae)
Признаки | Виды | |
1 | 2… | |
Форма шишек |
|
|
Размеры (длина, толщина, в см) |
|
|
Семенные чешуи: |
|
|
- число рядов |
|
|
- окраска, засмоленность, опушение |
|
|
- консистенция (мягкие, жесткие) |
|
|
- форма, волнистость |
|
|
-форма верхнего края |
|
|
- наличие щитка (апофиза), его форма |
|
|
- расположение пупка на щитке (или щиток отсутствует) |
|
|
- угол отгиба семенных чешуй в раскрывшейся шишке (или шишки распадающиеся при созревании) |
|
|
- форма и окраска верхних концов кроющих чешуй, выступающих из под семенных (или они не выступают) |
|
|
Рассмотрите семена растений семейства сосновые (Pinaceae). Составьте сравнительную морфологическую характеристику семян изучаемого семейства. Заполните табл. 7.3.
Таблица 7.3. Сравнительная морфологическая характеристика семян хвойных (семейство сосновые (Pinaceae))
Название вида | Морфологические признаки | |||||
семя | крыло | |||||
форма | окраска | размеры (длина, ширина, мм) | форма | окраска | размеры (длина,мм) | |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: для бескрылых семян (кедровые сосны) в графе «крыло» ставят прочерк.
Сделайте вывод по работе (укажите основные признаки представителей семейства).
Требования к отчету
Представить результаты работы в виде рисунков, заполненных таблиц, вывода по работе.
Сдать номенклатуру по Голосеменным.
Уметь отвечать на контрольные вопросы.
Домашняя самостоятельная работа
Составьте схему «Филогенетическая система отдела голосеменные».
Составьте схему «Филогенетическая система рода сосна»:
-
Род Сосна
Подрод
Секции
Представители
Изучите морфологические признаки хвойных пород семейства таксодиевые. Кипарисовые, Тисовые. Используя определитель составить ключи по определению видов: можжевельник обыкновенный, м. казацкий, м. сибирский, кипарис вечнозеленый, туя западная, лжетсуга Мензиса, тис ягодный.
Приведите примеры растений:
-
Сравнительно дымо- и газоустойчивые
Негазоустойчивые
Вопросы для самоконтроля
Каковы жизненные формы, характерные для растений отдела «Голосеменные?
Перечислите морфо-биологическиме особенности характерные для голосеменных растений (для растений класса хвойные).
Перечислите трибы семейства Сосновые.
К какому периоду приурочено распадание шишек у пихты сибирской, ели сибирской, сосны обыкновенной?
Среди представителей чей естественный ареал относится к Северной Америке являются (-ется): пихта цельнолистная, пихта бальзамическая, пихта белокорая.
Чем ель сибирская отличается от ели европейской?
Перечислите виды, относящиеся к роду Кедр.
Какие породы относят к подроду Пинус (твердодревесные сосны) ?
Укажите признаки отдела Голосеменные (класса Хвойные).
У каких хвойных растений семена созревают в шишко-ягодах? Почему их так называют?
Перечислите 2-х (5-ти) хвойные сосны.
Когда происходит оплодотворение у сосен?
Укажите систематическую принадлежность видов (на уровне семейств, родов): ель европейская, туя западная, лиственница сибирская, криптомерия японская, пихта сибирская, сосна обыкновенная, можжевельник обыкновенный, сосна сибирская кедровая, кедр гималайский, лжетсуга Мензиса, кедр ливанский, секвойя вечнозеленая.
Перечислите виды, занесенные в Красную книгу РФ, РК.
- 250100.62 "Лесное дело" всех форм обучения
- Сыктывкар
- Лабораторная работа № 1. Жизненные формы древесных растений
- Технология работы
- Определительная карточка
- Тема 2. Морфология древесных растений
- Анатомическое строение стебля голосеменных растений (на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris))
- Анатомическое строение стебля покрытосеменных древесных растений (на примере липы (Tilia cordata), с непучковым типом заложения камбия)
- Лабораторная работа № 2. Морфология древесных растений: побеги и почки древесных растений.
- Технология работы Задание 1. Изучение морфологических признаков древесных растений по побегам в безлистном состоянии
- Задание 2. Строение стебля древесных растений
- Лабораторная работа № 3 Определение древесных растений по побегам в безлистном состоянии
- Образец работы с определителем
- Технология работы
- Листья древесных растений
- Лабораторная работа № 4 Изучение морфологических признаков различия древесных растений по олиственным побегам
- Репродуктивные органы древесных растений
- Плоды, шишки и семена древесных растений
- Лабораторная работа № 5. Генеративные органы древесных растений
- Задание 1. Изучение особенностей строения цветка (и соцветий) Покрытосеменных растений
- Задание 2. Изучение морфологии плодов древесных растений,
- Задание 3. Изучение репродуктивных органов Голосеменных растений
- Тема. 3. Онтогенез и органогенез у древесных растений
- Лабораторная работа № 6 Оценка возрастной структуры ценопопуляций древесных растений
- Технология работы
- Тема 4. Фенологическое развитие древесных растений
- Методические указания к теме
- Лабораторная работа № 7. Изучение фенологического развития древесных растений
- Задание 1. Проведение фенологических наблюдений над древесными растениями
- Отчет о фенологических наблюдениях над древесными растениями
- Задание 2. Проведение фенологических наблюдений над древесными растениями (интегральным методом)
- Учебный фенологический отчет о наблюдениях интегральным методом
- Тема 5. Экология древесных растений
- Экология древесных растений
- Задание 1. Изучение морфологических и анатомических особенности древесных растений различных экологических групп
- Задание 2. Определение светопотребности древесных пород
- Тема 6. Основы учения о растительном покрове
- Лабораторная работа № 9. Изучение природных зон и ареалов главнейших лесообразователей России
- Задание 1. Определение типа леса и типа лесорастительных условий
- Задание 2. Нанесение на карты границ природных зон и ареалов основных лесообразующих пород рк.
- Тема 7. Систематика древесных растений. Отдел голосеменные
- Лабораторная работа № 10 Систематика Голосеменных (Gymnospermae или Pinophyta) растений
- Задание 2. Изучение древесных класса Хвойные (Pinopsida). Сравнительная характеристика вегетативных и генеративных признаков некоторых родов семейства Сосновые (Pinaceae)
- Лабораторная работа № 11 Определение голосеменных растений
- Задание 1. Определение голосеменных растений по листьям (хвое)
- Задание 2. Определение голосеменных растений по шишкам
- Задание 2. Определение растений по семенам
- Тема. 8. Систематика древесных растений. Отдел покрытосеменные (Magnoliophyta, или Anthophyta).
- 8.1. Дендрологическая характеристика важнейших образователей лиственных формаций лесов рф
- Методические указания к теме
- Лабораторная работа № 12. Изучение древесных растений отдела Покрытосеменные
- Задание 1. Изучение морфологических признаков покрытосеменных древесных растений по олиственным побегам
- Задание 2. Определение древесных пород по листьям
- Задание 3. Изучение особенностей морфологического строения цветков и соцветий древесных растений
- Задание 4. Изучение морфологических признаков различия древесных растений отдела Покрытосеменные по плодам и семенам (в систематическом порядке)
- Лабораторная работа № 13 Определение лиственных древесных растений
- Задание 1. Определение лиственных древесных пород по плодам и семенам
- Задание 1. Определение древесных пород по всходам и подросту*
- Требования к отчету
- Тема 9. Основы интродукции древесных растений
- Тема 10. Полезащитное и степное лесоразведение
- Библиографический список использованной литературы
- Приложение 2. Побеги и почки древесных растений
- Приложение 3. Листья древесных растений
- Приложение 4. Цветок. Соцветия
- Приложение 5. Онтогенез древесных растений
- 5.1. Описание онтогенеза древесных растений
- Приложение 7 Список изучаемых видов древесных растений в систематическом порядке и изучаемых путем составления их сравнительной морфологической характеристики