logo
Dendrologia_2012_STUDENTAM

Задание 2. Строение стебля древесных растений

Материалы и оборудование: 1) микропрепараты «Поперечный срез стебля сосны», «Поперечный срез стебля липы»; 2) микроскоп; 3) спилы лиственных и хвойных древесных пород; 4) живые ветки древесных растений.

  1. Рассмотрите поперечный спил ствола сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). Определите границы сердцевины, древесины, луба, камбия, покровных тканей.

  2. По числу годичных колец определите возраст растения. Обратите внимание на степень выраженности ядра и заболони в древесине, на направление сердцевинных лучей и ширину годичных колец (с возрастом растения они становятся уже). Сравните длину молодого и старого слоев ксилемы по окружности и по протяженности вверх.

Примечание: все коричневое на спиле ствола с поверхности до камбия – это кора, ее внутренний узкий слой, примыкающий к камбию – это вторичная флоэма, а все остальное – корка.

  1. Рассмотрите готовый микропрепарата поперечного среза стебля сосны обыкновенной. Найдите основные части стебля и гистологические элементы (флоэма вторичная и первичная, перициклическая зона), первичную кору (эндодерма, паренхима со смоляными ходами, живые элементы перидермы), сердцевинные лучи, пробку).

  2. Схематично зарисуйте поперечный срез стебля, подпишите все части стебля.

  3. Рассмотрите поперечный спилы стволов древесных покрытосеменных растений. Определите границы сердцевины, древесины, луба, камбия, покровных тканей. По числу годичных колец определите возраст. Обратите внимание на степень выраженности ядра и заболони, на направление сердцевинных лучей и ширину годичных колец.

  4. Рассмотрите готовый микропрепарат стебля липы (Tilia cordata). Найдите все гистологические элементы. Схематически зарисуйте общую схему строения стебля липы, отметив на ней перидерму, первичную кору, вторичную кору, камбиальную зону, вторичную древесину с годичными кольцами, сердцевинные лучи, первичную древесину и сердцевину с перимедуллярной зоной.

  5. Сделайте общий вывод об особенностях строения стебля покрытосеменных и голосеменных растений.

Требования к отчету

  1. Представить результаты работы в соответствии с требованиями задания 2.

  2. Уметь отвечать на контрольные вопросы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое годичные кольца и с чем связано их образование?

  2. В чем различие в строении (анатомическом) стебля лиственных и хвойных древесных растений?

  3. Как можно определить возраст древесного растения?

  4. Что такое смоляные ходы? У каких растений они есть, а у каких остутствуют?

  5. Расскажите об анатомическом строении стебля древесного растения (хвойных и лиственных пород).