logo
Dendrologia_2012_STUDENTAM

Технология работы Задание 1. Изучение морфологических признаков древесных растений по побегам в безлистном состоянии

Материалы и оборудование: 1) побеги древесных растений в безлистном состоянии 2) скальпель; 3) лупы 4) пинцет.

  1. Рассмотрите предложенные побеги древесных растений. Зарисуйте участок стебля (на одном примере) с почками и обозначьте на нем почечные чешуи, листовой рубец (ы), листовой след, листовую подушку.

  2. Скальпелем отделите несколько почек, сделайте продольный разрез, изучите их строение. Определите какие это почки (по функциям и составу), подсчитайте число почечных чешуй. Зарисуйте строение почки отметив все ее части.

  3. Проведите описание побегов (см. прил. ) в безлистном состоянии (определите характер расположения почек, их форму, размеры окраску и иные признаки), заполните табл. 2.2. Сделайте вывод о диагностических признаках

Таблица 2.2. Характеристика побегов и почек древесных растений в безлистном состоянии

Название растения

Характеристика побега

Почки

форма

цвет

Чечевички (форма, размер, окраска и т.д.)

опушенность, шипы, колючки и пр. , их особенности

расположение

форма основания и верхушки (широкая, суженная, острая, тупая, закругленная и т.д.)

размеры (в мм)

почечные чешуи (число, окраска)

форма листового рубца

число пучков листового следа

опушенность, клейкость, запах и др. признаки

  1. Рассмотрите предложенные ветви древесных растений с моноподиальной системой побегов (ель, сосна, пихта, лиственница). Зарисуйте схему строения и отметьте римскими цифрами порядок ветвления.

  2. Аналогичную работу проведите с растениями, имеющими симподиальную систему побегов (липа, тополь, клен, рябина). Сделайте вывод о значении типа ветвления для жизни древесных растений.

Требования к отчету

  1. Представить результаты работы в виде рисунков, заполненной табл. 3 и выводов по заданию 1.

  2. Уметь отвечать на контрольные вопросы.

  3. Выполнить домашнюю самостоятельную работу.

Вопросы для самоконтроля

  1. Из каких элементов состоит почка древесного растения.

  2. По каким признакам классифицируют почки? Назовите типы (виды) почек древесных растений.

  3. Чем отличается генеративная почка от вегетативной?

  4. Как называются почки в зависимости от положения их на стебле и

относительно листового рубца? Что такое листовая подушка, листовой рубец?

5. Чем отличается шипа от колючки? Приведите примеры древесных растений, имеющих шипы и колючки.

7. Какими биологическими особенностями определяется форма кроны деревьев и кустарников? Охарактеризуйте биологическое и практическое значение кроны.

8. С чем связано формирование ажурной кроны?

  1. Какие формы кроны напрямую связаны с воздействием движущихся масс воздуха?

  2. Способна ли крона к восстановлению, ответ поясните.

  3. Назовите виды деревьев, имеющих высокую и узкую крону.

  4. На какие типы условно делят кустарники по форме кроны?

  5. Что такое ветвление? Какие типы ветвления различают у древесных растений, приведите примеры.

Домашняя самостоятельная работа

ДЗ 1. Определите форму крон и тип ветвления различных видов древесных растений городского парка (на примере 5 видов). Заполните табл. 2.3.

Таблица 2.3. Характеристика древесных растений ………. (наименование городского парка)

Название растений

Характеристика кроны

Тип ветвления

форма

рисунок

ДЗ 2. Составить гербарий побегов древесных растений в обезлиственном состоянии.