Технология работы Задание 1. Изучение морфологических признаков древесных растений по побегам в безлистном состоянии
Материалы и оборудование: 1) побеги древесных растений в безлистном состоянии 2) скальпель; 3) лупы 4) пинцет.
Рассмотрите предложенные побеги древесных растений. Зарисуйте участок стебля (на одном примере) с почками и обозначьте на нем почечные чешуи, листовой рубец (ы), листовой след, листовую подушку.
Скальпелем отделите несколько почек, сделайте продольный разрез, изучите их строение. Определите какие это почки (по функциям и составу), подсчитайте число почечных чешуй. Зарисуйте строение почки отметив все ее части.
Проведите описание побегов (см. прил. ) в безлистном состоянии (определите характер расположения почек, их форму, размеры окраску и иные признаки), заполните табл. 2.2. Сделайте вывод о диагностических признаках
Таблица 2.2. Характеристика побегов и почек древесных растений в безлистном состоянии
Название растения | Характеристика побега | Почки | ||||||||||
форма | цвет | Чечевички (форма, размер, окраска и т.д.) | опушенность, шипы, колючки и пр. , их особенности | расположение | форма основания и верхушки (широкая, суженная, острая, тупая, закругленная и т.д.) | размеры (в мм) | почечные чешуи (число, окраска) | форма листового рубца | число пучков листового следа | опушенность, клейкость, запах и др. признаки | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрите предложенные ветви древесных растений с моноподиальной системой побегов (ель, сосна, пихта, лиственница). Зарисуйте схему строения и отметьте римскими цифрами порядок ветвления.
Аналогичную работу проведите с растениями, имеющими симподиальную систему побегов (липа, тополь, клен, рябина). Сделайте вывод о значении типа ветвления для жизни древесных растений.
Требования к отчету
Представить результаты работы в виде рисунков, заполненной табл. 3 и выводов по заданию 1.
Уметь отвечать на контрольные вопросы.
Выполнить домашнюю самостоятельную работу.
Вопросы для самоконтроля
Из каких элементов состоит почка древесного растения.
По каким признакам классифицируют почки? Назовите типы (виды) почек древесных растений.
Чем отличается генеративная почка от вегетативной?
Как называются почки в зависимости от положения их на стебле и
относительно листового рубца? Что такое листовая подушка, листовой рубец?
5. Чем отличается шипа от колючки? Приведите примеры древесных растений, имеющих шипы и колючки.
7. Какими биологическими особенностями определяется форма кроны деревьев и кустарников? Охарактеризуйте биологическое и практическое значение кроны.
8. С чем связано формирование ажурной кроны?
Какие формы кроны напрямую связаны с воздействием движущихся масс воздуха?
Способна ли крона к восстановлению, ответ поясните.
Назовите виды деревьев, имеющих высокую и узкую крону.
На какие типы условно делят кустарники по форме кроны?
Что такое ветвление? Какие типы ветвления различают у древесных растений, приведите примеры.
Домашняя самостоятельная работа
ДЗ 1. Определите форму крон и тип ветвления различных видов древесных растений городского парка (на примере 5 видов). Заполните табл. 2.3.
Таблица 2.3. Характеристика древесных растений ………. (наименование городского парка)
-
Название растений
Характеристика кроны
Тип ветвления
форма
рисунок
ДЗ 2. Составить гербарий побегов древесных растений в обезлиственном состоянии.
- 250100.62 "Лесное дело" всех форм обучения
- Сыктывкар
- Лабораторная работа № 1. Жизненные формы древесных растений
- Технология работы
- Определительная карточка
- Тема 2. Морфология древесных растений
- Анатомическое строение стебля голосеменных растений (на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris))
- Анатомическое строение стебля покрытосеменных древесных растений (на примере липы (Tilia cordata), с непучковым типом заложения камбия)
- Лабораторная работа № 2. Морфология древесных растений: побеги и почки древесных растений.
- Технология работы Задание 1. Изучение морфологических признаков древесных растений по побегам в безлистном состоянии
- Задание 2. Строение стебля древесных растений
- Лабораторная работа № 3 Определение древесных растений по побегам в безлистном состоянии
- Образец работы с определителем
- Технология работы
- Листья древесных растений
- Лабораторная работа № 4 Изучение морфологических признаков различия древесных растений по олиственным побегам
- Репродуктивные органы древесных растений
- Плоды, шишки и семена древесных растений
- Лабораторная работа № 5. Генеративные органы древесных растений
- Задание 1. Изучение особенностей строения цветка (и соцветий) Покрытосеменных растений
- Задание 2. Изучение морфологии плодов древесных растений,
- Задание 3. Изучение репродуктивных органов Голосеменных растений
- Тема. 3. Онтогенез и органогенез у древесных растений
- Лабораторная работа № 6 Оценка возрастной структуры ценопопуляций древесных растений
- Технология работы
- Тема 4. Фенологическое развитие древесных растений
- Методические указания к теме
- Лабораторная работа № 7. Изучение фенологического развития древесных растений
- Задание 1. Проведение фенологических наблюдений над древесными растениями
- Отчет о фенологических наблюдениях над древесными растениями
- Задание 2. Проведение фенологических наблюдений над древесными растениями (интегральным методом)
- Учебный фенологический отчет о наблюдениях интегральным методом
- Тема 5. Экология древесных растений
- Экология древесных растений
- Задание 1. Изучение морфологических и анатомических особенности древесных растений различных экологических групп
- Задание 2. Определение светопотребности древесных пород
- Тема 6. Основы учения о растительном покрове
- Лабораторная работа № 9. Изучение природных зон и ареалов главнейших лесообразователей России
- Задание 1. Определение типа леса и типа лесорастительных условий
- Задание 2. Нанесение на карты границ природных зон и ареалов основных лесообразующих пород рк.
- Тема 7. Систематика древесных растений. Отдел голосеменные
- Лабораторная работа № 10 Систематика Голосеменных (Gymnospermae или Pinophyta) растений
- Задание 2. Изучение древесных класса Хвойные (Pinopsida). Сравнительная характеристика вегетативных и генеративных признаков некоторых родов семейства Сосновые (Pinaceae)
- Лабораторная работа № 11 Определение голосеменных растений
- Задание 1. Определение голосеменных растений по листьям (хвое)
- Задание 2. Определение голосеменных растений по шишкам
- Задание 2. Определение растений по семенам
- Тема. 8. Систематика древесных растений. Отдел покрытосеменные (Magnoliophyta, или Anthophyta).
- 8.1. Дендрологическая характеристика важнейших образователей лиственных формаций лесов рф
- Методические указания к теме
- Лабораторная работа № 12. Изучение древесных растений отдела Покрытосеменные
- Задание 1. Изучение морфологических признаков покрытосеменных древесных растений по олиственным побегам
- Задание 2. Определение древесных пород по листьям
- Задание 3. Изучение особенностей морфологического строения цветков и соцветий древесных растений
- Задание 4. Изучение морфологических признаков различия древесных растений отдела Покрытосеменные по плодам и семенам (в систематическом порядке)
- Лабораторная работа № 13 Определение лиственных древесных растений
- Задание 1. Определение лиственных древесных пород по плодам и семенам
- Задание 1. Определение древесных пород по всходам и подросту*
- Требования к отчету
- Тема 9. Основы интродукции древесных растений
- Тема 10. Полезащитное и степное лесоразведение
- Библиографический список использованной литературы
- Приложение 2. Побеги и почки древесных растений
- Приложение 3. Листья древесных растений
- Приложение 4. Цветок. Соцветия
- Приложение 5. Онтогенез древесных растений
- 5.1. Описание онтогенеза древесных растений
- Приложение 7 Список изучаемых видов древесных растений в систематическом порядке и изучаемых путем составления их сравнительной морфологической характеристики