18. Полевой метод, его сущность, виды, схемы. Основные требования к постановке. Техника закладки и проведение полевого опыта.
Виды опыта. В зависимости от места и условий проведения, цели опыта, длительности проведения и количества изучаемых факторов различают несколько видов полевых опытов с удобрениями. Полевые опыты могут быть стационарными и производственными.
В однофакторных опытах изучают действие одного какого-либо приема (виды или формы или дозы удобрений при неизменном агротехническом фоне, либо действие одного агротехнического фактора при прочих равных условиях).
В многофакторных опытах одновременно рассматривают действие нескольких факторов и их сочетаний (например, вида и дозы удобрений в зависимости от орошения и т. п.).
В зависимости от длительности проведения различают опыты кратковременные и многолетние. В кратковременных опытах действие удобрений или приемов возделывания в аналогичных почвенных условиях - по одной схеме изучают в течение 2—3 лет, а в многолетних — более 3 лет. Однолетние опыты проводят только в течение одного вегетационного сезона. Если же такой опыт в последующие годы закладывают на новом участке в аналогичных условиях и вновь учитывают только прямое действие изучаемого фактора, он также считается однолетним.
Достоверность и ценность результатов опыта возрастают при длительном их проведении, так как в этом случае исключается действие случайных погодных факторов на эффективность изучаемых удобрений или приемов. Стационарные полевые опыты, как правило, — многолетние (за исключением вспомогательных предварительных, так называемых рекогносцировочных, опытов). Только многолетние опыты позволяют выявить последействие органических и минеральных удобрений, приемов химической мелиорации, влияние систематического применения удобрений на продуктивность севооборота, свойства почвы и т. д.
Единичные полевые опыты закладывают независимо друг от друга в отдельных пунктах по различным схемам, их проводят по самостоятельным программам наблюдений и исследований.
Массовые полевые опыты проводят по единой тематике и схемам одновременно во многих пунктах. Для выявления закономерностей в действии удобрений и других агроприемов в зависимости от почвенно-климатических условий массовые полевые опыты ведут по географическому принцип, как в пределах территории всей страны, так и по природно-экономическим областям.
Коллективные массовые опыты проводят одновременно во многих точках по единой схеме и методике для изучения влияния агротехники, степени окультуренности почв, других природных и хозяйственных условий на эффективность удобрений. Такие опыты в широких масштабах ведут зональные агрохимические лаборатории в колхозах и совхозах, имеющих типичные в пределах зоны обслуживания природные и хозяйственные условия.
Основные методические требования: типичность опыта, сравнимость и соблюдение принципа единственного различия, точность и достоверность опыта, тщательное оформление документации по полевому опыту.
Типичность опыта, то есть соответствие условий проведения полевого опыта почвенно-климатическим, организационно-хозяйственным и агротехническим условиям того ареала, применительно к которому будут использоваться результаты опыта. Это означает, что полевой опыт нужно проводить на наиболее распространенных, имеющих наибольшее сельскохозяйственное значение, типичных для зоны проведения опыта почвах, при использовании типичной агротехники, с типичной для данной зоны или района культурой и районированными сортами по лучшим и типичным предшественникам и т. д.
Требование типичности обусловливает также длительность проведения опыта, поскольку в отдельные годы могут складываться нехарактерные погодные условия.
Сравнимость и соблюдение принципа единственного различия. Полевой опыт следует проводить так, чтобы путем сравнения урожаев и различных наблюдений за ростом и развитием культур можно было сделать вполне определенный вывод о действии изучаемых факторов. Схему полевого опыта, включающую стандартный (или контрольный) вариант и варианты с изучаемыми удобрениями или приемами, составляют таким образом, чтобы сравниваемые варианты различались только по одному фактору при прочих равных условиях. Применительно к полевому опыту с удобрениями это означает, что разные формы удобрений нужно обязательно сравнивать при равных дозах (наряду с большими или меньшими дозами того удобрения, по сравнению с которым оценивают действие испытываемой формы), а при изучении эффективности разных доз удобрений их следует вносить в одной форме. Однако требование соблюдения принципа единственного различия не должно приводить к ограничению условий, при которых изучаемые удобрения или приемы могут проявить свое максимальное действие.
Точность и достоверность опыта. Полученные в полевом опыте количественные результаты (величина урожая, показатели его качества, размер выноса питательных элементов и т. д.) могут иметь расхождения с истинными величинами вследствие различных погрешностей. Ошибки в величине урожая могут быть связаны с неточностью измерений площади делянки, взвешивания и зависят от точности применяемых измерительных инструментов и приборов. Такие ошибки возрастают с уменьшением площади делянок. Ошибки могут быть вызваны пестротой почвы на опытном участке, наличием микрорельефных воздействий, неодинаковой предшествующей историей участка. Ошибка опыта вследствие исходной пестроты в уровне почвенного плодородия может быть снижена правильным выбором числа повторностей вариантов опыта, формы и размеров делянки, их расположения на опытном участке. Не исключены случайные ошибки при проведении различных работ (например, просевы на делянках опыта, вымочки или другие повреждения посевов). В этом случае проводят выключку частей делянки при учете урожая или полную выбраковку отдельных делянок.
Достоверность опыта, по существу, оценивают путем проверки соответствия принятой методики исследований поставленной задаче. Достоверность (или существенность) различий количественных показателей, полученных в опыте, как и точность опыта, устанавливают математической обработкой результатов методами вариационной статистики.
Тщательное оформление документации по полевому опыту. Основной документ — журнал полевого опыта, в котором по установленной форме фиксируют данные по схеме опыта и программе работ, характеристике опытного участка, все работы и наблюдения, материалы учетов и измерений. Эти данные записывают в журнал полевого опыта непосредственно при их выполнении либо на основании дневника полевых опытов, в котором, обязательно фиксируют все первичные данные в момент проведения работ.
Выбор и подготовка участка, размещение на нем полевого опыта. Для проведения полевого опыта подбирают выровненный (без уклона и замкнутых понижений) участок с типичной для данного хозяйства (района) однообразной по генетическим характеристикам и свойствам почвой, с хорошо известной предшествующей историей. Степень пестроты участка оценивают по почвенной карте, результатам агрохимического обследования почв или по специально проводимым химическим анализам почвы. Перед закладкой стационарных опытов для изучения пестроты участка предварительно проводят рекогносцировочные посевы. Для такого посева используют культуры, чувствительные к изменению плодородия почвы и более устойчивые к неблагоприятным погодным условиям: овес, ячмень, яровую пшеницу. Для выявления пестроты опытного участка проводят дробный учет урожая рекогносцировочного посева, разбив его на отдельные площадки. Размер такой площадки не должен превышать планируемой площади делянок полевого опыта.
Во избежание случайных ошибок опытный участок должен быть расположен на необходимом удалении от леса или отдельных деревьев, дорог, водоемов, животноводческих помещений и т. д.
Выбранный участок равного уровня плодородия делят на опытные делянки — прямоугольные участки одинаковой площади и формы. Число делянок должно быть равно произведению числа вариантов на повторность. Размер и форму опытных делянок выбирают в зависимости от пестроты участка, цели опыта и требований точности, вида культуры и технологии возделывания. Величина и форма делянки должны обеспечивать соблюдение принятой технологии возделывания культуры с использованием необходимых сельскохозяйственных машин. Обычно площадь опытной делянки для культур сплошного сева составляет 100, для пропашных — до 200 м2. Наиболее распространенная форма делянки — вытянутая, она обеспечивает большую точность опыта, так как полнее охватывает пестроту участка. При ограниченной площади опытных делянок предпочтительнее их форма, близкая к квадратной. Форма делянки зависит также и от размеров защитных полос.
Для устранения краевого влияния растений (растения на краях делянки находятся в условиях, отличающихся от внутренней части делянки), снижения ошибки опыта из-за переноса почвы при ее обработках, сноса удобрений при внесении на делянки и перемещения их с почвой вдоль периметра опытных делянок выделяют защитные полосы. В краткосрочных опытах с удобрениями ширина таких полос с каждой стороны делянки должна быть не менее 0,75 м (сдвоенной для смежных делянок— 1,5 м), а в многолетних — не менее 1 м (сдвоенная — 2 м). Для пропашных культур с каждой стороны делянки выделяют защитную полосу шириной, равной двум междурядьям (два рядка растений с соответствующей площадью питания). При посеве или посадке вдоль длинной стороны делянки ее ширина должна быть кратной ширине посевного агрегата. Внесение удобрений и посев культур проводят на всей площади опытной делянки, то есть защитные полосы удобряют, обрабатывают и засевают вместе со всей делянкой. Растения с защитных полос убирают непосредственно перед учетом урожая, и, следовательно, площадь учетной делянки равна общей площади за вычетом площади защитных полос. Чем более вытянута форма делянки, тем больше защитных полос и меньше учетная площадь. Методически правильно, если на защитные площади приходится около 25 % площади опытного участка.
Точность опыта в большей степени зависит от его повторности в пространстве — размещения каждого варианта опыта на нескольких одноименных делянках. Полевые опыты с удобрениями при площади делянок до 200 м2 обычно проводят в четырехкратной (а с овощными культурами и в шестикратной) повторности, что позволяет получить точность опыта 2—4 %. Двух-, трехкратная повторность допускается в предварительных, рекогносцировочных и демонстрационных опытах, а также производственных опытах при площади делянок более 1000 м2. Стационарные опыты всегда проводят не менее чем в четырехкратной повторности. При ограниченной площади делянки повторность опыта должна быть больше (на делянках 10—20 м2 и тем более в мелкоделяночных опытах, где площадь делянки менее 10 м2, число повторностей повышают до 6—8). Принято считать, что разницу менее 5 % в полевом опыте не улавливают. Точность опыта может быть повышена увеличением площади и числа повторностей.
Полевые опыты с удобрениями обычно проводят методом организованных повторений (в каждом повторении представлены все варианты схемы опыта). Расположение повторений и вариантов опыта должно обеспечивать наиболее полный охват пестроты почвенного плодородия на участке и наилучшие условия для сравнения вариантов. В полевых опытах с удобрениями чаще всего повторение располагают компактно-сплошным методом — при этом отдельные повторения имеют общие границы. Повторения опыта могут быть размещены в один, два или более рядов.
Внутри повторений делянки вариантов располагают систематически (в определенном порядке чередования) либо рендомизированно (случайно, беспорядочно).
В опытах с применением удобрений в севообороте должно быть обеспечено чередование не только в пространстве, но и во времени.
Схемы полевых опытов с удобрениями. Изучение видов удобрений. Изучение трех видов удобрений проводят по восьмерной схеме: 1) без удобрения (контроль); 2) азотное удобрение (N); 3) фосфорное удобрение (Р); 4) калийное удобрение (К); 5) NP; 6) NK.;
7) РК; 8) NPK.
Такой же принцип может быть в основе схемы полевого опыта по изучению действия любых трех факторов, например удобрений, полива и сорта: 1) районированный сорт без удобрений и без полива; 2) районированный сорт + удобрение; 3) районированный сорт + полив; 4) районированный сорт + удобрение + полив; 5) новый сорт без удобрений и без полива; 6) новый сорт + удобрение; 7) новый сорт + полив; 8) новый сорт + удобрение
+ полив.
Если имеется информация, что почва хорошо обеспечена каким-либо одним из трех основных элементов питания, например калием, восьмерную схему можно сократить до пяти вариантов: 1) контроль; 2) N; 3) Р; 4) NP; 5) NPK.
Если ставится задача изучить действие какого-либо одного вида удобрений, например фосфора, восьмерную схему сокращают до четырех вариантов: 1) контроль;
2) Р; 3) NK; 4) NPK.
Изучение видов удобрений. Изучение трех видов удобрений проводят по восьмерной схеме: 1) без удобрения (контроль); 2) азотное удобрение (N); 3) фосфорное удобрение (Р); 4) калийное удобрение (К); 5) NP; 6) NK.; 7) РК; 8) NPK.
Такой же принцип может быть в основе схемы полевого опыта по изучению действия любых трех факторов, например удобрений, полива и сорта: 1) районированный сорт без удобрений и без полива; 2) районированный сорт + удобрение; 3) районированный сорт + полив; 4) районированный сорт + удобрение + полив; 5) новый сорт без удобрений и без полива; 6) новый сорт + удобрение; 7) новый сорт + полив; 8) новый сорт + удобрение
+ полив.
Если имеется информация, что почва хорошо обеспечена каким-либо одним из трех основных элементов питания, например калием, восьмерную схему можно сократить до пяти вариантов: 1) контроль; 2) N; 3) Р; 4) NP; 5) NPK.
Если ставится задача изучить действие какого-либо одного вида удобрений, например фосфора, восьмерную схему сокращают до четырех вариантов: 1) контроль; 2) Р; 3) NK; 4) NPK.
Изучение форм удобрений. Различия в действии отдельных форм одного вида удобрений обычно невелики, что повышает требования к точности опыта. Сравнение форм одного из видов удобрений, например азотных, проводят при равной дозе азота на фоне внесения двух других основных видов удобрений (то есть фосфорных и калийных): 1) контроль; 2) РК(фон); 3) фон+ аммиачная селитра; 4) фон + мочевина; 5) фон + безводный аммиак.
Для сравнения эффективности простых и концентрированных (сложных и комплексных удобрений, например нитрофоски, содержащей в своем составе азот, фосфор и калий) может быть принята такая схема: 1) контроль; 2) NPK (смесь простых удобрений — аммиачной селитры, суперфосфата и хлористого калия); 3) NPK. (нитрофоска в эквивалентных дозах по NPK варианта 2).
В схемах по изучению новых форм удобрений используемые как стандарт хорошо изученные ранее удобрения следует брать в нескольких дозах.
Изучение доз и соотношений удобрений. С увеличением доз удобрений урожай растет только до определенного предела. Максимальный уровень урожая сохраняется при дальнейшем увеличении доз также в определенном интервале, дальнейшее повышение доз может вызывать снижение урожая. Поэтому при изучении действия различных доз одного вида удобрений на фоне других двух основных видов нужно испытывать, по крайней мере, три дозы. Наименьшая— на уровне, обеспечивающем примерно половину максимальной прибавки урожая, средняя — на уровне, необходимом для максимального урожая, а наивысшая — примерно на V3 выше предыдущей. Например, максимальная прибавка урожая от внесения азота ожидается при дозе его 90 кг/га на фоне фосфорно-калийных удобрений. Схема для изучения доз азота для этого случая следующая: 1) контроль; 2) РК (фон); 3) фон + N45; 4) фон + N90; 5) фон + N]20.
Однако действие возрастающих доз любого вида удобрений на урожай зависит от уровня снабжения другими элементами питания, и важно обеспечить наиболее благоприятное соотношение между всеми удобрениями. Например, одна из схем опыта Географической сети полевых опытов выглядит так:
Контроль (без удобрений) 8. N60P120K6o
Р60К60 9. N30P60K6o
N60P60 10. N90P60K60
4. N60K60 11.N60P60K90 5- N60 P60K60 12.N60P60K120 6. N60P30K60
7. N6oP90K60
Изучение сроков и способов внесения удобрений. Изменение сроков внесения удобрений обычно вызывает необходимость в изменении и способа их заделки, что обусловлено агротехническими условиями.
В многофакторных полевых опытах, где уровни каждого фактора сочетаются со всеми уровнями остальных изучаемых факторов, число вариантов значительно увеличивается.
Во всех опытах с удобрениями контрольным служит вариант без удобрений. В опытах с видами и дозами удобрений контрольным также является вариант с другими удобрениями, на фоне которых изучают действие исследуемого вида удобрений. В опытах по изучению форм удобрений контролем служит вариант со стандартной формой удобрения, а при исследовании сроков и способов внесения удобрений контрольным — вариант с обычным стандартным способом применения удобрений. Во всех случаях при разработке схем полевых опытов с удобрениями необходимо строгое соблюдение принципа единственного различия.
Программа полевого опыта включает детальное описание сроков, условий и методики проведения опытов, сопутствующих наблюдений, учетов и аналитических работ в период вегетации, метода и элементов учета урожая, оценки точности и достоверности урожая, показателей выноса элементов питания и качества урожая и изменений в уровне плодородия почв.
Важное место в программе занимает описание агротехнических условий и приемов, которые выполняют в опыте (оценка плодородия и история поля, предшественники, система обработки почв, сроки и способы проведения всех агротехнических работ и т. д.). Кроме обязательной программы наблюдений и аналитических исследований (фенологические, метеорологические, фитопатологические и энтомологические наблюдения, анализ почвы опытного участка перед закладкой опыта, определение размеров выноса азота, фосфора и калия с урожаем, основных показателей качества урожая), следует планировать проведение дополнительных работ, которые позволят раскрыть суть действия изучаемого фактора, например наблюдения за динамикой содержания доступных форм питательных элементов в опытах с удобрениями и т. п.
Программа опыта должна предусматривать способ учета урожая (прямым методом или по пробному снопу), технику уборки, определение структуры урожая, методику отбора растительных проб для последующего их анализа. В программу входит методика статистической обработки урожайных данных, биометрии, аналитических данных и агроэкономическая оценка изучавшегося фактора.
Требования при закладке, проведении, составлении программы полевых опытов с удобрениями в системе государственной агрохимической службы регламентированы Отраслевым стандартом.
Производственные опыты и учет действия удобрений в хозяйственных условиях. Полевые опыты с удобрениями в производственных условиях проводят на больших площадях с применением обычно используемых в хозяйстве агротехники и сельскохозяйственных машин. Производственные опыты следует проводить с соблюдением всех основных требований полевого опыта: природной и хозяйственной типичности, принципа единственного различия, точности и достоверности, ведения документации. В случае ограниченного числа вариантов (2—4) необходимая точность достигается прежде всего путем увеличения площади делянок. Повторность производственных опытов—не менее трехкратной, только при площади делянок свыше 0,5 га допустима двукратная повторность. Делянки производственного опыта обычно располагают вдоль всей длины и ширины поля. Ширина делянки должна быть кратной ширине захвата туковых сеялок (не менее двух проходов для выделения защитных полос) и ширине захвата комбайна или других уборочных машин (двух или более). Учет урожая должен быть только сплошной механизированный, он ведется на делянках производственных опытов путем прокосов вдоль всей делянки, то есть всего поля. Учетная площадь делянки при одном проходе комбайна будет равна произведению ширины его захвата на длину делянки.
Для учета агрономической и экономической эффективности удобрений в хозяйственных посевах оставляют неудобренные участки или контрольные полосы. Для культур сплошного сева неудобренная площадь должна быть не менее 0,25, а пропашных — 0,1 га. Наиболее удобен способ выделения контрольных полос (не менее двух) по ширине, кратных захвату туковых сеялок (не менее двух проходов) вдоль всего поля. Перед уборкой восстанавливают границы контрольных полос и по обе стороны от них выделяют аналогичные полосы на удобренных посевах. Учет на полосах с зерновыми культурами проводят сплошным или выборочным методом после уборки на полосах защитных рядков растений. Учет корне- и клубнеплодов проводят только взвешиванием урожая со всей учетной площади полосы после выкопки защитных (обычно двух) рядков с каждой ее стороны. Все агротехнические мероприятия, работы по уходу за растениями, учет урожая следует проводить на контрольных полосах и остальном удобренном участке одновременно и одинаковыми способами. В течение вегетации проводят наблюдения за ростом и развитием растений и записывают их результаты в дневнике.
- Классификация минеральных удобрений. Физико-механические свойства минеральных удобрений.
- Определение необходимости и очерёдности известкования почв. Основное и поддерживающее известкование.Визуальный способ определения нуждаемости почв в известковании.
- Определение доз извести.Табличный метод определения доз извести. Метод расчёта доз извести «на сдвиг рНксl».
- Известковые удобрения. Классификация. Промышленные удобрения (твёрдые известковые породы).
- Известковые удобрения. Классификация. Местные удобрения (мягкие известковые породы). Отходы промышленности, богатые известью.
- Место внесения извести в севообороте. Сроки и способы внесения известковых удобрений.Сроки и способы внесения известковых удобрений.
- 3.Роль азота в жизни растений. Содержание и формы азота в почвах. Превращения азота в почвах. Агрохимические показатели, характеризующие обеспеченность почв азотом.
- Агрохимические показатели, характеризующие обеспеченность почв азотом
- Превращения азота в почвах. Процесс аммонификации.
- Баланс азота в почвах.Приходные статьи:
- 4.Азотные удобрения. Классификация и ассортимент. Состав, получение, свойства. Взаимодействие с почвой. Условия эффективного применения.
- Нитратные удобрения. Натриевая селитра. Состав. Получение. Свойства. Взаимодействие с почвой. Применение.
- Аммонийные удобрения.Сульфат аммония. Сульфат аммония-натрия.
- Амидные удобрения.Мочевина ((со(nh2)2) (карбамид) [Nм]
- Аммиакаты.Аммиакаты – это растворы аммонийной селитры, мочевины или их смеси в аммиачной воде. В зависимости от компонентов содержит 30-50% азота. (значительно больше чем в аммиачной воде).
- 5.Роль фосфора в жизни растений. Содержание и формы фосфора в почвах. Превращение фосфора в почвах. Содержание подвижного фосфора как показатель, характеризующий обеспеченность почв фосфором.
- 6.Фосфорные удобрения. Классификация и ассортимент. Состав, получение, свойства. Взаимодействие с почвой. Условия эффективного применения.
- 7.Роль калия в жизни растений. Содержание и формы калия в почвах. Превращения калия в почвах. Содержание подвижного калия как показатель, характеризующий обеспеченность почв калием.
- 8.Калийные удобрения. Классификация и ассортимент. Состав, получение, свойства. Взаимодействие с почвой. Условия эффективного применения.
- 9. Роль в жизни растений и содержание в почвах молибдена, цинка и марганца. Ассортимент и условия эффективного применения молибденовых, цинковых и марганцевых удобрений.
- 10. Комплексные удобрения. Классификация и ассортимент. Сложные удобрения. Состав. Свойства. Получение. Условия эффективного применения.
- 11. Подстилочный навоз. Вещественный и элементарный состав. Накопление и хранение. Условия эффективного применения.
- 12. Бесподстилочный навоз. Вещественный и элементарный состав. Накопление и хранение. Условия эффективного применения.
- 13. Торф. Типы и виды торфов, их агрохимическая характеристика и использование в сельском хозяйстве. Компосты на основе торфа. Виды. Состав. Приготовление. Условия эффективного применения.
- 14. Методы расчета доз удобрений.
- 15. Особенности питания и удобрения зерновых культур (озимая рожь, яровая пшеница, ячмень, овес).
- 16. Особенности питания и удобрение картофеля. Влияние удобрений на качество продукции.
- 17. Особенности питания и удобрение многолетних бобовых трав (клевер, люцерна0 и зернобобовых культур горох, вика).
- 18. Полевой метод, его сущность, виды, схемы. Основные требования к постановке. Техника закладки и проведение полевого опыта.
- 19. Вегетационный метод, его сущность, виды, схемы. Методика и техника закладки и проведения вегетационных опытов с почвенными культурами.
- 20. Агрохимическое обследование почв: цель, задачи, периодичность. Методика и техника проведения агрохимического обследования. Составление агрохимических картограмм.