43. Проектирование дорог. Основные правила и требования.
Природные условия, влияющие на работу дороги. Роль рельефа местности. Использование результатов метеорологических наблюдений при проектировании а/д. Установление расчетных значений природных факторов, исходя из принципа расчетной частоты повторяемости.
Работа а/д зависит от воздействия на нее многочисленных природных геофизических факторов, из которых наиболее сильное влияние оказывает климат и гидрологические условия, а также рельеф и почвенно-геологическое строение местности.
Влияние на дорогу отдельных природных факторов часто трудно выделить, т.к. помимо своего непосредственного воздействия на условия строительства или эксплуатации дороги, каждый из них находится во взаимосвязи с другими, ослабляя или усиливая их действие. Поэтому при общей оценке природных условий района проложения трассы дороги их необходимо рассматривать в комплексе применительно к отдельным природно-географическим зонам, характеризующимся определенными сочетаниями природных факторов. Следует учитывать перспективы изменения природных условий под влиянием производственной деятельности человека. Так, например, искусственное орошение часто поднимает уровень грунтовых вод и создает более мягкий микроклимат, вырубка лесов ведет к осушению местности.
Рельеф местности обусловливает применяемые при выборе трассы продольные уклоны, необходимость развития линии по склонам, обхода заболоченных и затапливаемых мест. От рельефа местности зависит количество воды, притекающим к малым мостам и трубам. Водные и температурные режимы з.п. в горной или сильно пресеченной местностях зависят от экспозиции склонов, по которым проложена дорога. Во время строительства дороги особенности рельефа приходится учитывать при выборе способов производства земляных работ и при назначении путей перемещения нагруженных транспортных средств.
Условия рельефа отражаются в процессе эксплуатации дороги на стоимости автомобильных перевозок. Крутые подъемы могут вызывать необходимость снижения нагрузок на транспортные средства и повышенный расход топлива. Движение по участкам дорог с большими уклонами опасно при скользком покрытии, особенно при гололедице.
Особенности рельефа неразрывно связаны с геологическим строением поверхностных слоев земной коры и должны рассматриваться в динамике их развития. Наименее устойчивые формы рельефа – песчаные холмы, сланцевые обнажения, крутые грунтовые склоны, на которых уничтожен растительный покров,- настолько подвержены процессам эрозии, что они подлежат учету при проектировании дорог. Основные элементы рельефа можно классифицировать следующим образом:
Равнины – участки суши со слабо расчлененным рельефом, отличающиеся сравнительно малыми колебаниями относительных высот отдельных точек. При общей ровности поверхности в отдельных местах возможны местные повышения или понижения (холмы, котловины, овраги и балки);
Холмы – возвышенности, не превышающие 200 м над уровнем их подошвы, плавно переходящие в равнину;
Горы – более высокие возвышенности, обладающие резко очерченной подошвой. Переходя одна в другую, горные возвышенности вытянутой формой образуют горные хребты.
Нормативная литература по проектированию дорог рассматривает элементы рельефа с точки зрения трудности проложения трассы и частоты применения предельных продольных уклонов и кривых малых радиусов. К трудной категории относят пересеченную местность, прорезанную часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м и расстоянии не более 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, в отдельных случаях с неустойчивыми склонами. Трудными участками горной местности считают участки перевалов через горные хребты и горные ущелья со сложными, сильно изрезанными или недостаточно устойчивыми склонами.
Применительно к проектированию дорог могут быть выделены пять категорий рельефа:
1. Равнинный рельеф - равнины с широкими водоразделами, пологими склонами речной долины.
2. Слабохолмистый рельеф - наличие отдельных невысоких холмов ( высотой до 200 метров ) которые плавно переходят в равнины, пологие водоразделы, редкие овраги.
3. Сильнопересеченный рельеф – сильно холмистая местность с узкими водоразделами с большим количеством оврагов и балок К трудным участкам пересеченной местности относят прорезанный рельеф.
4. Гористый рельеф - склоны гор и предгорий с сильно расчлененным рельефом, узкими ущельями и долинами горных рек и большой крутизной склонов.
5. Горный рельеф - чередующиеся хребты, извилистые горные ущелья с крутыми обрывистыми сильно изрезанными горными склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты, а также участки горных ущелий с неустойчивыми склонами.
Геологические условия характеризуют степень устойчивости горных пород в районе проложения трассы. При неустойчивых поверхностных напластованиях (оползни, осыпи и карстовые полости) в проектах приходится переносить трассу на другие, более устойчивые участки, а при невозможности этого – предусматривать специальные мероприятия по обеспечению устойчивости з.п. и дорожных сооружений. Геологические данные позволяют выявить наличие местных ДСМ (камня, песка, гравия), которым следует отдавать предпочтения перед привозными материалами для использования в д.о.
При выборе направления трассы приходится учитывать грунтовые условия, от которых зависит конструкция з.п. и требования к отводу воды от дороги. Участки неблагоприятных грунтов – сыпучих, развеваемых ветром грунтов, засоленных и заболоченных – стремятся обходить.
Климатические условия оказывают особенно большое влияние на условия эксплуатации дорог.
К ним относят - колебания температуры(максимум, минимум), количество осадков и испарение, направление и скорость ветра, мощность снежного покрова, глубину промерзания, влажность.
Климатические условия ограничивают продолжительностью строительного сезона. Скорость и направление ветров учитывают при проложении дороги в плане, при размещении произв.предприятий, при проектировании снегозащитных мероприятий и устройств.
Гидрологические и гидрогеологические условия характеризуются количеством выпадающих осадков, условиями стока и испарения воды, толщиной снегового покрова и интенсивностью весеннего таяния, глубиной залегания грунтовых вод и особенностями их режима, режимом рек и ручьев. Все эти условия подлежат учету пр и проектировании водоотвода и при выборе конструкции з.п.
При оценке влияния природных факторов на условия строительства и последующей работы автомобильной дороги следует учитывать обратную взаимосвязь – изменение природных условий в результате постройки дороги. Так, например, вырубка растительности на полосе отвода и расчистка придорожной полосы способствует ее осушению, более глубокому промерзанию грунта зимой и более быстрому оттаиванию весной. Пересечения болота насыпью, сжимающей торф, может прервать просачивание грунтовых вод и изменить процесс заболачивания.
Закономерности изменения природных условий на территории РФ. Ландшафтно-географические зоны РФ. Принципы дорожно-климатического районирования. Дорожно-климатическое районирование РФ. Учет природно-климатических факторов в нормах на проектирование дорог.
Разнообразие климатических, почвенно-грунтовых и гидрологических условий на обширной территории РФ не позволяет проектировать земляное полотно и дорожную одежду во всех геометрических зонах РФ по единым правилам. Построенная автомобильная дорога, подвергаясь воздействию климатических факторов, участвует во всех естественно-исторических процессах, протекающих в поверхностных слоях земной коры. Предусматриваемые при проектировании дорог возвышение низа дорожной одежды над источниками увлажнения и очистка дороги от снега в процессе эксплуатации, увеличивающая глубину промерзания земляного полотна несколько меняют водно-тепловой режим земляного полотна по сравнению с прилегающей местностью. Поэтому границы дорожно-климатических зон не совпадают точно с границами естественно-исторического районирования. Однако сопоставление карты дорожного районирования со схемой распространения почвенных типов и с картой ландшафтных зон на территории РФ показывает, что зоны дорожного районирования достаточно хорошо соответствуют границам почвенных и ландшафтно-географических зон. По дорожно-климатическим условиям территория РФ разделена на пять зон:
I — зона распространения многолетнемерзлых грунтов (вечной мерзлоты) — включает в себя зоны тундры, лесотундры северо-восточную часть лесной зоны, охватывая районы распространения вечномерзлых грунтов, характеризующиеся переувлажнением верхних слоев грунта. Просачиванию воды вглубь препятствует расположенный вблизи от поверхности грунта мерзлый грунт. Испарениё незначительно в связи с кратковременностью теплого периода года.
II — зона избыточного увлажнения- характеризуется избыточным увлажнением грунта вследствие значительного количества выпадающих осадков, малой испаряемости и высокого расположения УГВ, Частично встречается верховодка. Зона характеризуется таежными и смешанными лесами и почвами подзолистого типа.
III — зона значительного увлажнения в отдельные годы, зона располагается в пределах оподзоленных почв лесостепи и выщелоченных черноземов, грунтовые воды залегают глубоко. Зона характеризуется избыточным увлажнением весной и осенью Среднегодовой коэффициент увлажнения для разных районов зоны находится в пределах 1—0,6. Условия увлажнения непостоянны. В отдельные годы приток влаги может превышать расход, в другие — может происходить обратное явление.
IV — зона недостаточного увлажнения — охватывает обширные территории, покрытые черноземами, а в южной части каштановыми почвами. Зона характеризуется умеренной влажностью верхних слоев грунта вследствие значительной испаряемости и небольшого количества осадков. Коэффициент увлажнения составляет 0,6—0,3. Грунтовые воды расположены на большой глубине.
V — засушливая зона-Зона характеризуется незначительным увлажнением грунтов вследствие сильной испаряемости. Коэффициент увлажнения не превышает 0,3—0,12, однако в весенний период на участках искусственного орошения и на участках с высоким уровнем грунтовых вод и засоленными грунтами земляное полотно может переувлажняться. Границы V дорожно-климатической зоны примерно совпадают с ландшафтной зоной сухих степей и полупустынь, которые характеризуются распространением бурых и каштановых почв с включением части солонцов и солончаков.
- 1)Содержание, виды, формы и принципы землеустройства.
- 2)Содержание, задачи и методы проведения межхозяйственного землеустройства.
- 5.Сельскохозяйственная карта, её содержание. Сельскохозяйственные карты.
- 6.7. Методика подготовки материалов почвенного обследования для землеустройства
- 8. Агропроизводственная группировка почв. Типы группировок
- 9. Основные картограммы почв. Картограмма солонцов
- 10. Основные картограммы почв. Картограмма переувлажнённых почв.
- 11. Основные картограммы почв. Картограммы каменистости.
- 12. Содержание, задачи и методы проведения внутрихозяйственного земле- устройства.
- 13. Содержание, задачи, виды и методы проведения внутрихозяйственного землеустройства (задачи проекта).
- 14. Структура проекта внутрихозяйственного землеустройства.
- 15. Внутрихозяйственное землеустройство. Главные задачи проекта внутрихозяйственного землеустройства.
- 16. Организация территории севооборотов. Организация территории сельскохозяйственных угодий.
- 17. Эрозия почвы. Виды эрозии.
- 18. Водная эрозия. Виды водной эрозии. Механизмы действия эрозии.
- 19. Факторы, определяющие развитие водной эрозии. Климатический фактор.
- 20. Рельеф как фактор развития водной эрозии. Методика оценки проявления водной эрозии.
- 22. Ветровая эрозия почвы. Механизм действия. Ареалы распространения. Мероприятия по борьбе с ветровой эрозией.
- 23. Составление карты крутизны склонов
- 24. Составление карты крутизны склонов.
- 25.Составление карты эрозионно опасных земель.
- 26. Расчёт интенсивности смыва почвы по линиям стока. Потенциальный смыв почвы. Методика определения.
- 27. Противоэрозионная организация угодий и севооборотов. Почвозащитные севообороты.
- 28. Категории эрозионно опасных земель. Земли, пригодные для интенсивного использования в земледелии. Виды категорий. Их характеристика.
- 29. Категории эрозионно опасных земель. Земли, пригодные для ограниченной обработки, непригодные для возделывания пропашных культур. Виды категорий. Их характеристика.
- 30. Категории эрозионно опасных земель. Земли, непригодные для обработки. Виды категорий. Их характеристика.
- 31. Категории эрозионно опасных земель. Земли, непригодные для использования под сельскохозяйственные угодья. Их характеристика.
- 32. Понятие о сельскохозяйственных угодьях. Трансформация угодий.
- 33. Размещение сельскохозяйственных угодий. Основные принципы и требования размещения.
- 34. Понятие о севообороте. Виды севооборотов.
- 35. Введение севооборотов в хозяйствах. Мероприятия по разработке севооборотов.
- 36. Экспликация угодий по полям севооборотов.
- 37. Лесомелиоративные мероприятия по защите почв от эрозии. Ветрозащитное действие лесных полос.
- 38. Лесные мелиоративные насаждения. Основные конструкции лесных полос.
- 39. Ветрозащитные свойства лесных полос. Основные и вспомогательные лесные полосы. Схемы размещения.
- 40. Полезащитные и водорегулирующие лесные полосы. Рекомендации при их размещении.
- 41. Приовражно-прибалочные лесные полосы их функции и правила размещения.
- 42. Насаждения вокруг прудов и водоёмов. Санитарно-защитные лесные насаждения. Правила проектирования и размещения.
- 43. Проектирование дорог. Основные правила и требования.
- 44.Илозадерживащие лесные насаждения. Механизм действия.
- 45. Обоснование проектирования лесных полос.
- 46. Противоэрозионные гидротехнические сооружения. Назначение и классификация.
- 47. Грунтовые противоэрозионные гидротехнические сооружения. Вал-терраса. Назначение, места применения, правила проектирования.
- 48. Грунтовые противоэрозионные гидротехнические сооружения. Водозадерживающий вал. Назначение, места применения, правила проектирования.
- 49. Грунтовые противоэрозионные гидротехнические сооружения. Распылитель стока. Назначение, места применения, правила проектирования.
- 50. Грунтовые противоэрозионные гидротехнические сооружения. Вал-канава. Назначение, места применения, правила проектирования.
- 51. Грунтовые противоэрозионные гидротехнические сооружения. Нагорная канава. Назначение, места применения, правила проектирования
- 52. Донные и русловые противоэрозионные сооружения. Назначение, места применения. Виды запруд.
- 53. Проектирование противоэрозионных прудов. Назначение, правила выбора места под пруд.
- 54. Основные меры борьбы с оврагами. Лесомелиоративные, гидротехнические, агротехнические.
- 55. Закрепление откосов оврагов. Основные способы и материалы.
- 56. Террасирование склонов. Гребневые террасы с горизонтальным валом. Расчёт ширины террасы.
- 57. Террасирование склонов. Гребневые террасы с наклонным валом. Расчёт ширины террасы.
- 58. Террасирование склонов. Ступенчатые террасы. Схема ступенчатых террас.
- 59. Террасирование склонов. Траншейные террасы. Схема траншейных террас.
- 60. Террасирование склонов. Террасы-канавы. Схема террасы-канавы.