Принципы зонирования на различных уровнях: садово-парковая архитектура
Одна из областей архитектуры, эстетически организующая жилую среду. Материалом для садово-парковой архитектуры служат объекты живой природы: деревья, кустарники, различные растения, вода и природные камни, которые могут дополняться архитектурой малых форм (павильонами, беседками, фонтанами, каскадами и т. д.) и скульптурой. Преобразуя природу, архитектор может немного изменить существующий ландшафт или, напротив, сформировать совершенно новый пейзаж; он стремится создать впечатление естественности «первозданной» природы или подчинить планировку парка чёткой геометрической схеме. Садово-парковая архитектура играет важную роль в градостроительстве. В современных городах наличие садов и парков необходимо для поддержания городской экологии и здоровья его обитателей, для создания мест отдыха и общения с природой.
С древнейших времён сады осмыслялись и как природная, и как художественная среда. Одним из семи чудес света считались разбитые на искусственных террасах «висячие сады» Семирамиды, жены вавилонского царя. Сады разбивались при храмах и дворцах государств Древнего Востока. В Древней Греции и Риме устраивали маленькие садики во внутренних дворах домов, где были также беседки, фонтаны, бассейны, цветники и статуи.
Средневековые «парадизы» христианских монастырей и мусульманские сады напоминали о небесном Рае (Альгамбра в Испании). При буддийских храмах Японии устраивали сады камней. В Западной Европе и в Древней Руси при садах были огороды, где выращивались овощи и лекарственные растения. Планировка европейских и арабских садов была, как правило, регулярной, дорожки пересекались под прямым углом. В Китае и Японии, наоборот, любили извилистые тропинки и прихотливые изгибы берегов водоёмов; учитывалось, как будет выглядеть сад в разное время суток и года (комплекс садов Киото и Кацуры в Японии, японские чайные сады). Со временем эти принципы, наряду с обращением к наследию древнегреческой архитектуры, были использованы при создании европейских пейзажных парков Нового времени.
Блистательная пора в истории европейской ландшафтной архитектуры наступила в эпоху Возрождения. В Италии при виллах знати разбиваются роскошные террасные сады с причудливо оформленными лестницами, фонтанами и каскадами, а также крытыми аллеями (перголами), где каркас был покрыт вьющимися растениями, и сложным рисунком подстриженных кустарников (вилла д’Эсте в Тиволи, 1550—72, архитектор П. Лигорио; вилла Фарнезе в Капрароле, 1573, архитектор Д. Виньола, и др.). В эпоху барокко законодательницей мод в области садово-паркового искусства становится Франция, поэтому регулярные парки нового типа получили название французских. Французские парки 17–18 вв. отличает чёткая, логически ясная планировка; территория разбита с помощью дорожек на простые геометрические фигуры – ромбы, квадраты, треугольники и т. п., что соответствует принципам классицизма. Деревья стригли, придавая им геометрически правильные формы (конусов, кубов, аркад) или вид забавных фигур (животных, птиц и т. д.), на больших газонах-партерах создавались сложные узоры с помощью стриженой травы, песка, цветов и др. материалов. Вместе с тем ряд особенностей французских парков говорит о влиянии барочной культуры, и прежде всего организация пространства. Далёкие перспективы аллей властно влекут зрителя. Они то теряются в бесконечности, то завершаются эффектной постройкой, которая манит подойти поближе. Прямые аллеи расходятся лучами в разные части парка. Создаётся зрительная иллюзия грандиозного пространства. Фонтаны-шутихи и различные обманки погружают в театрализованную атмосферу пышной придворной жизни, когда сады служили огромными сценическими площадками для празднеств, маскарадов, фейерверков. Парк становится выражением философской идеи эпохи «весь мир – театр». Прекрасными образцами регулярных парков являются Во-ле-Виконт в Иль-де-Франс, 1650-е гг., и Версаль близ Парижа, 1660-е гг. (оба – архитектор А. Ленотр); Петергоф под Санкт-Петербургом (архитектор Б. Ф. Растрелли и др.), Кусково в Москве. В эпоху романтизма на смену регулярным паркам приходят пейзажные. Новая мода зародилась в Англии, отсюда их второе название – английские (парк Стоув близ Лондона, архитектор У. Кент). В пейзажных парках всё создано словно самой природой. Деревья не стригут, дорожки оставляют извилистыми, постройки ненавязчиво включены в пейзаж. Вместе с тем мастера умело расставляют акценты, искусно организовывая прогулку гостей, открывая перед ними неожиданные красивые виды. Пейзажные парки (Павловск и Царское Село под Санкт-Петербургом, Царицыно в Москве и др.) населены загадочными руинами, гротами из диких камней, экзотическими павильонами, беседками, скамейками в тенистых уголках и т. д. Они располагают к неспешным прогулкам, поэтическим мечтам и философским размышлениям на лоне природы.
В 19 в. во многих городах Европы и России разбиваются скверы и бульвары – места общественных гуляний. В 20 в. их дополняют парки культуры и отдыха. Появляется тип парка-мемориала (Трептов-парк в Берлине, комплекс у Поклонной горы в Москве).
- Основные представления об истории ландшафтного дизайна с древних времен до конца 20 века в Западной Европе и России. История ландшафтного дизайна
- Ассиро-Вавилония
- Висячие сады во времена короля Сеннахериба (г. Куюнжик)
- Древний Египет
- Древняя Греция
- Древний Рим
- Арабская Испания
- Принципы зонирования на различных уровнях: садово-парковая архитектура
- Городское озеленение. Развитие озеленения в городах
- Размещение зеленых насаждений в городах
- Система озеленения города
- Коттеджное озеленение.
- Роль зеленых насаждений в охране окружающей среды
- Зеленые насаждения в борьбе с запыленностью и загазованностью городского воздуха
- Поглощение зелеными насаждениями углекислоты и выделение кислорода
- Зеленые насаждения — теплорегулирующий фактор в городе
- Влияние зеленых насаждений на образование ветров
- Влияние зеленых насаждений на влажность воздуха
- Ветрозащитная роль зеленых насаждений
- Влияние зеленых насаждений на, борьбу с шумом
- Декоративно-планировочная роль зеленых насаждений
- Роль зеленых насаждений в организации отдыха городского населения
- Цветоводство в закрытом грунте.
- Особенности условий роста и развития растений в закрытом грунте.
- Комнатное цветоводство.
- Декоративно цветущие растения
- Акалифа щетинистоволосистая
- Антуриум
- Декоративно-лиственные растения
- Выращивание рассады и уход за ней.
- 1. Немного теории
- 2. Место
- 3. Посуда
- 4. Почва
- 5. Технология
- 6. Инструмент
- Вредители и болезни комнатных растений
- Тля оранжерейная
- Паутинный клещ
- Трипс (оранжерейный), пузыреножка
- Белокрылка (оранжерейная)
- Щитовки
- Подуры, или многохвостки
- Плоский красный клещ
- Мучнистый червец
- Нематоды
- Озеленение помещений, балконов, террас.
- Служебные помещения
- Парадные помещения
- Детские учреждения
- Цветы в доме Прихожая
- Холлы, коридоры, лестницы, лестничные площадки
- Столовая
- Гостиная
- Рабочий кабинет
- Спальня
- Детская
- Красивые композиции из комнатных цветов в круглом аквариуме
- Зимний сад.
- Классификация по декоративным признакам: цвет, высота, декоративность, сроки цветения, запах
- Кустарники и древесные породы.
- Эстетическое воздействие вечнозеленых древесных пород
- Использование в саду хвойных деревьев
- Использование вечнозеленых лиственных деревьев и кустарников
- Использование вьющихся древесных пород
- Использование древесных пород с опадающей листвой
- Какие выбрать хвойные породы
- Высокие хвойные древесные породы
- Хвойные деревья средних размеров
- Хвойные деревья с цветной хвоей
- Создать красивый цветник
- Сколько нужно высаживать цветов, чтобы цветник был красивым
- Подготовка участка к посадке цветника
- Подготовка почвы для цветника
- Посадка растений в цветник
- Виды садиков: гравийный, рокарий, моно-садики.
- Каменистые сады Стили каменистых садов
- Восточные сады
- Основные плодовые деревья и кустарники. Особенности посадки и ухода. Огородничество. Декоративный огород. Огородная клумба.
- Скороплодные сады и ягодники
- Садовые деревья и кустарники
- Скороплодные сады и ягодники
- Огородничество
- Рисунки водрослей:
- Основы перспективы, цветовых сочетаний. Формы и симметрия в ландшафтной архитектуре