logo
Лекции по Цветоводству

Арабская Испания

В VIII в. арабы (мавры) обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром образования, а Кордова - самым цивилизованным городом Европы. Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м кв.) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650Х200 м) и Генералифе (площадь 80Х100 м).

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Дворца мирт и Дворца львов. Двор мирт (47Х33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом. В центре находится бассейн (7Х45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриженного мирта. Главным эффектом является отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28Х19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддерживаемых 12 черными мраморными львами. Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипарисами по углам, а главное - сложным орнаментом покрытия, в рисунок которого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов. Ансамбль Генералиф - летняя резеденция халифов, расположена выше Альгамбры на 100 м. Это комплекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный двумя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

В целом традиции испано-мавританского сада характеризуются следующими чертами: простота планировки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловлена геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада. Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли. Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением. В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета - голубой, желтый, зеленый.

Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям.

США

После окончания войны за независимость в ряде городов США начали строить общественные сады и виллы. Особенно большой известностью во всем мире пользуется Иеллоустонский парк. Гейзеры, бассейны из фигурного камня, вулканические террасы, глубокие ущелья, горное озеро на высоте 2950 м над уровнем моря, серебристый водопад, низвергающийся с высоты среди мрачных скалистых уступов, поросших хвойными породами, и т. д. свидетельствуют о проявлении могучих сил природы.

Отмечая положительные стороны в строительстве садов и парков США, нельзя не отметить упадка художественного вкуса, которое проявилось в конце XIX начале XX в. в виде устройства растительных глобусов, ковровых клумб, солнечных часов и т. д. Все это никак не увязывается с природным стилем.

Наиболее интересными примерами из практики современного зарубежного паркового строительства являются Вашингтон-парк в Чикаго (США) и «Амстердамский лес» в Амстердаме (Голландия).

Площадь Вашингтон-парка составляет 148 га. Проста его планировка. В одной половине парка на площади 40 га расположена главная поляна, предназначенная для игр и отдыха. На поляне нет дорог и поэтому движение на ней свободное. Во второй половине парка расположен водоем. Древесные насаждения расположены к периферии и обрамляют главную поляну и водоем. Парк имеет много входов.

Парк «Амстердамский лес» площадью 895 га занимает отвоеванную у моря территорию. В парке 400 га массивов лесного характера, 200 га предназначены для занятий спортом, 100 га полян для игр. Остальную территорию занимают водоемы и дороги.

Насаждения парка создавались методом лесокультур из расчета посадки 10 тыс. саженцев на 1 га. В дальнейшем по мере развития насаждений выполняли рубки ухода и ландшафтное формирование опушек и полян.

Композиционными осями парка являются гребной канал длиной 2 км, а также система озер и протоков, необходимых для осушения территории. Грунт, вынутый при устройстве водоемов, использован для создания микрорельефа парка. Главным композиционным центром парка является большая игровая поляна диаметром 300 м. Сооружений в парке мало, имеются только зеленый театр, кафе, ресторан и пергола в детском секторе. Парк имеет четкое членение на функциональные зоны.

Недалеко от Лиссабона в городе Синтра расположен, по словам Байрона, самый роскошный парк в мире - Монтсеррат. Его украшают террасы и веранды, обсаженные бугенвиллеей, розами Банкса, текомой, пассифлорой и другими вьющимися растениями. Здесь великолепные пальмы, древовидные папоротники, редкие хвойные и лиственные породы из Австралии, Японии, Мексики, Китая в виде эвкалиптов, мирт, дубов, араукарий и т. д. С террас открывается восхитительный вид на Атлантический океан.

В княжестве Монако находится сад Монте-Карло. Сад насыщен редкими тропическими растениями, высаженными на природных скалах и террасах, образованных искусственно путем взрывных работ. Перед зданием Казино разбит ковровый цветник. Прилегающие к Казино утесы обсажены опунциями, агавами, алоэсами. В январе они расцветают оранжевыми и пунцовыми цветами. Дороги в саду плавно ведут от основания прибрежья до верхнего плато. Перед Казино расположены три террасы, сообщающиеся лестничными сходами. Разбивка сада произведена в регулярном стиле.

Недалеко от г. Генуи в Италии находится сад Оренго. Он является самым большим на итальянской Ривьере. Сад круто спускается к морю. Привлекает внимание эвкалиптовая роща, посаженная недалеко от моря. Сад украшают араукарии, андалузские пихты, болотные кипарисы, шелковые акации, фикусы. Все деревья и кустарники сада имеют естественную форму, так как не подвергаются стрижке и обрезке.

Европа

В парках Франции периода XIX-XX вв, так же как и в Англии, господствует ландшафтный тип парка.

Выдающимися теоретиками французского садоводства являлись Вателе и Р. Л. де Жирардер. Вателе считал, что парк должен состоять из живописных пейзажей, похожих на поэтичные картины. Де Жирардер настаивал на подражании природе, советовал изучать природу и пользоваться окружающей местностью как фоном.

Одним из первых ландшафтных парков Франции был парк Эрменонвиль, созданный Морелем в 1760 г. и принадлежавший де Жирардеру. Парк был устроен вокруг старинного замка. Выше замка располагалось озеро, ниже замка протекала река, впадающая в большое озеро. Река и озеро были окружены лугами, рощами, лесом, лесистыми холмами.

Достопримечательностью парка являлась «пустыня», в середине которой было «пустынное озеро». Этот парк является типичным образцом романтического направления ландшафтных парков.

Одним из достоинств ландшафтного парка являлось то, что здесь главным элементом стала растительность. Ландшафтный тип планировки позволял показать красоту дерева.

Во второй половине XIX в. главное внимание создателей садов и парков было сосредоточено на обогащении садов и парков новыми и оригинальными деревьями и кустарниками. Однако стремление владельцев иметь в садах коллекцию таких растений отрицательно влияло на цельность общей художественной композиции.

Французское садово-парковое строительство имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам строительства относятся грандиозность и смелость замысла, для осуществления которого зодчие имели неограниченные финансовые возможности; достаточная оснащенность материалами; высокую степень совершенства в устройстве водопадов, скал, утесов, пещер; акклиматизация и интродукция в парках иноземных растений и т. д.

К отрицательным сторонам садово-паркового строительства относятся отход от естественного природного характера местности, насыщение ее насыпанными горами, театральность, эталонная обработка парка цветочными и декоративно-лиственными растениями в виде крупных масс в ущерб их естественному расположению, которое наблюдается в природной обстановке.

Лекция 2, 3

Общий порядок при создании искусственного ландшафта.

Принципы зонирования на различных уровнях: садово-парковая архитектура, городское и коттеджное озеленение.

Общий порядок при создании искусственного ландшафта.

На начальном этапе проектирования искусственного ландшафта необходимо наметить и решить для себя несколько главных задач, после чего можно приступать к реализации проекта в материале и подбирать многочисленные детали.

Одна из основных задач проектирования – функциональное зонирование территории. Она заключается в том, чтобы весь участок разделить на зоны согласно их функции. Каждая зона может выполнять одну или несколько функций, в зависимости от планировки. Разделение на зоны условно, т.к. физических границ между ними не существует. Но благодаря этому разделению достигается композиционное единство ландшафта.

Наполнение зоны зависит от ее предназначения: ориентирования, встречи гостей; украшения фасада здания, проведения досуга, места отдыха, места для детских игр и т.д. Например, зона главного входа может формироваться открытой террасой или площадкой со скамейками, крыльцом, скульптурной группой. На детской площадке, как правило, располагаются турникеты, качели, скамейка, «грибок», песочница, бассейн.

Следующая задача, стоящая перед проектировщиком, – это разработка плана горизонтальной планировки, на котором согласно функциональному зонированию отображаются все объекты, которые планируется разместить на участке: здания, открытые дворики, лестницы, дорожки, пандусы, декоративные стенки, площадки, живые изгороди, клумбы.

Третьей основной задачей в проектировании является составление проекта вертикальной планировки. Его принцип – участок должен быть максимально защищен с севера и с подветренной стороны, максимально открыт с юга и доступен солнцу и теплому южному ветру. С севера участок лучше оградить живой изгородью из крупномеров, а на юге достаточно высадить невысокий кустарник. Для дополнительной защиты можно искусственно изменить рельеф участка, сделав подсыпку грунта с северной стороны. Перед этим стоит пересадить деревья, если они уже есть на участке, срезать плодородный слой грунта. После подсыпки привезенного грунта, необходимо вернуть плодородный слой на место. Искусственно созданная насыпь оформляется ручейками, альпийскими горками, лестницами с каменными ступеньками, пандусами и декоративными стенками. Лестницы, устраиваемые на перепадах высот, ограждают красивыми парапетами. Устроенные из красивого естественного камня, они становятся неотъемлемой частью ландшафта.

Не менее важная задача – выбор цветовой гаммы создаваемого ландшафта. Принципом выбора цвета является гармония. В многоцветной композиции гармония достигается сочетанием между собой либо контрастных цветов, либо цветов одной гаммы. В классической композиции применяются цвета спектра в сочетании с ахроматичными цветами (белый, черный, все оттенки серого).

Если профессионально и творчески объединить между собой все составляющие проекта – функциональное зонирование, горизонтальную и вертикальную планировку, цветовую композицию – а также грамотно подобрать посадочный и строительный материал, можно создать и воплотить в жизнь проект идеального искусственного ландшафта.

При подборе строительных материалов необходимо учитывать их фактуру, текстуру и другие характеристики. Прекрасно сочетаются между собой искусственные материалы: бетонные блоки, кирпичи, тротуарная плитка из цветного бетона. Гармонируют и природные материалы: натуральный камень, дерево, галька, ракушки. Текстуру деревянных конструкций подчеркивает гладкая штукатурка, а неровная штукатурка хорошо сочетается с гладким стеклом и металлом. Общее правило заключается в том, чтобы использовать либо искусственные, либо натуральные материалы, хотя всегда возможны варианты сочетания и тех и других материалов.

Посадочный материал выбирается, прежде всего, в соответствии со следующими требованиями: он должен быть устойчивым к неблагоприятным климатическим условиям местности, легко разрастаться, хорошо переносить частую обрезку и стрижку. Кроме того, он должен соответствовать материалам, используемым в строительстве и благоустройстве. Все оттенки зеленого прекрасно сочетаются с натуральным камнем, все оттенки красного гармонируют с деревом. Декоративные качества растений – их величина, окраска листвы и цветов, фактура и цвет коры, форма и структура кроны, высота в разные периоды жизни – настолько разнообразны, что позволяют получить бесчисленные варианты композиций в течение всего года.

Однако, возможно, вы хотите, чтобы ваш ландшафт был не только идеальным, но и индивидуальным. В этом вам помогут различные детали и декоративные элементы, такие как водоем, дворики-патио, различные беседки и мини-цветники.

Если на вашем участке природа устроила овраги и холмы, устройство водоема не составит большого труда. Нужно лишь очистить эти ямы, и первый же дождь заполнит их водой. Создание большого искусственного водоема потребует от вас приложения усилий и некоторой фантазии. Пруды со стоячей водой разбивают на солнечном месте, вдалеке от деревьев, с тем, чтобы они не затеняли гладь воды летом и не сбрасывали свою листву в пруд осенью. Берега искусственных водоемов укрепляют облицовочной плиткой или натуральными камнями, выбирая для этих целей камни разного размера, формы и цвета. Такое обрамление скрывает неровности и придает естественности береговой линии. В воду насыпают чистый речной песок и ракушки. В корзинах высаживают водные растения. Можно высадить их и прямо в воде, вдоль береговой линии. Чем разнообразнее подбор водных растений, тем более натурален ландшафт водоема. Для устройства ручьев и водных каскадов освещенность места не имеет значения. Их можно разместить в тени и любоваться здесь неторопливым движением воды.

Патио – открытые дворики, защищенные от дождя. Патио можно пристроить к дому или разместить на удалении от основных строений. В последнем случае он создаст единую композицию с ведущими к нему дорожками, окружающими его клумбами, прилегающими деревьями. Беседки – небольшие домики без боковых стенок со скамейками для проведения времени на открытом воздухе под укрытием. В беседках можно не только читать, беседовать, рисовать; в них обедают и принимают гостей. Перголы – это открытые беседки, обсаженные вьющимися и цветущими растениями – могут примыкать к зданиям и стоять отдельно глубоко в саду. В последнее время приобрели популярность чайные домики, первоначально предназначенные для проведения чайных церемоний. Сейчас их используют так же, как и традиционные беседки. Однако благодаря своим архитектурным и стилевым особенностям они придают ландшафту особый колорит, создают атмосферу «востока». Миниатюрные цветники, устроенные в разнообразных емкостях, таких как бочки, корзины, крупные керамические вазоны, придают внутреннему пространству двора и сада необыкновенное обаяние и шарм. Для создания этих декоративных элементов нужно совсем чуть-чуть – имеющиеся на каждом участке хозяйственные принадлежности и немного фантазии.

Периодическая смена подобных деталей на общей картине ландшафта позволит ему, оставаясь идеальным, никогда не стать скучным.