logo
Лекции по Цветоводству

Основы перспективы, цветовых сочетаний. Формы и симметрия в ландшафтной архитектуре

ЦВЕТ в садовом дизайне

Приступая к созданию сада, необходимо заранее продумать его структуру. Но если план расположения куртин, цветников, посадок деревьев и даже расположение огорода можно легко представить в масштабе на бумаге, то гораздо сложнее безошибочно создать цветовую композицию сада. Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие.

В теории цвета выделяют три основных (желтый, красный и синий) и три составных (или производных) цвета (оранжевый, зеленый и фиолетовый), получаемых в результате смешения основных. К теплым цветам относят желтый, оранжевый и красный. В любой композиции они всегда выделяются и служат главным акцентом, визуально приближая цветник к наблюдателю. Зеленый, синий и фиолетовый – холодные цвета, они зрительно отдаляют композицию. Растения с голубыми и синими цветами часто высаживаются для углубления перспективы по границе сада, или чтобы подчеркнуть тень под деревьями в саду.

Существует несколько принципов цветовых сочетаний, которые используются в создании садов. Наиболее просты по своей структуре монохромные цветовые композиции, в последнее время они приобретают все большую популярность у садоводов. При создании в саду монохромных цветовых композиций сочетаются между собой различные оттенки и тона одного цвета. Некоторые оттенки будут светлее основного тона, другие – темнее. Например, это может быть сочетание синего и различных оттенков голубого и фиолетового или (в зависимости от вкуса хозяина сада) красного и оранжевого. Многие классические сады созданы именно на основе монохроматической цветовой схемы. В продаже имеется широкий ассортимент многолетних и однолетних цветов разнообразных окрасок, что позволяет довольно просто создавать такие комбинации.

В монохромном саду сразу же формируется настроение, соответствующее общему тону. Сад из белых и серебристых цветов традиционно считается символом чистоты, и хотя такая композиция требует особо тщательного ухода, вечерами светлый и загадочный белый сад очень красив. Красные оттенки цветов повышают настроение, прибавляют бодрости. Сад, где преобладает желто­оранжевая гамма, даже в самый пасмурный день будет напоминать о солнце и тепле. Построенные на оттенках зеленого садовые композиции идеальны для отдыха от городской жизни и снятия напряжения глаз, поэтому наиболее часто их создают, если в сад хозяева выбираются только на выходные. Сад в сине-голубой гамме успокаивает, снимает головную боль, покой и открытость – вот настроение синего сада. Фиолетовый цвет сада навевает фантазии, он мистичен, но изысканно красив. Розовые оттенки характерны для садов романтического стиля, в теплых розово-малиновых тонах уютно и спокойно.

При создании монохромной композиции надо учитывать, что при различном освещении растения одного и того же цвета воспринимаются по-разному. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета притупляется, а при дневном освещении, но не на солнце, цвета теплых (желто­оранжевых) тонов кажутся более яркими, чем цвета холодных (сине-фиолетовых) тонов. В пасмурный день растения, освещенные голубоватым отраженным светом неба, предстают в холодных тонах, и все цвета также приобретают синий оттенок и становятся немного темнее. На открытом месте с наступлением сумерек цветы и зеленые листья деревьев, освещенные низким заходящим солнцем, приобретают ярко выраженный красный оттенок. В свете электрических ламп красный цвет становится более насыщенным, оранжевый – краснеет, а желтый – тускнеет. Таким образом, даже идеально составленная, но неудачно расположенная цветовая композиция может выглядеть плохо. На хорошо освещенном месте бледно окрашенные цветы романтической розовой композиции будут казаться выгоревшими, а слабый контраст светлых оттенков вызовет напряжение зрения. Если вы приезжаете на дачу по вечерам, красный сад, такой яркий и бодрый днем, будет встречать вас зловещим свечением, а изысканный фиолетовый сад осенним вечером станет слишком темным и мрачным. Поэтому местоположение сада зачастую определяет его цветовую композицию. Так мы подходим к добавлению цветов в основной тон сада.

Цветовые композиции из родственных цветов – для их создания используют цвета, расположенные по соседству в цветовом круге, например, сочетание красного, оранжевого и желтого. Переходы цветов в такой схеме похожи на сочетание цветов в радуге. Композиции из родственных цветов более спокойны и легки для восприятия, а главное – такие композиции практически всегда беспроигрышны и безупречны. Довольно сложно ошибиться при подборе оттенков подобной композиции, к тому же, остается больше простора для фантазии – например, можно сочетать пурпурнолистные кустарники с фиолетовыми и синими цветами. Необычайно элегантны сочетания растений с темно­зеленой листвой с декоративными сортами, имеющими пестрые листья: с крапинками, каймой, прожилками. Также очень красиво дополняет зеленый цвет серебристая, золотистая, бронзовая, пурпурная листва некоторых растений. Правда, следует помнить, что на восприятие цвета влияет расстояние, с которого мы его рассматриваем. На расстоянии 10¬50 м мы видим и воспринимаем все цвета и оттенки. С расстояния свыше 50 м и до 300 м хорошо различаются цвета и плохо – оттенки. А дальше 500 м мы видим лишь общий цветовой фон. Поэтому если вы хотите, чтобы композиция вашего сада впечатляла еще издали, нужно разнообразить ее другими цветами. Максимальное разнообразие оттенков сада достигается в контрастных цветовых композициях. Для их создания используют цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге – так называемые взаимодополняющие, контрастные цвета, например, сочетания красного с зеленым, оранжевого с синим, желтого с фиолетовым. Такие сочетания позволяют образовывать очень энергичные и активные цветовые композиции в саду. Создавать их сложнее, чем монохромные, надо соблюдать меру, иначе сад будет напоминать лоскутное одеяло. Зато удачные контрастные цветовые композиции прибавят вашему саду ярких, впечатляющих акцентов и пятен.

Для создания контраста также могут быть использованы цвета одного тона, резко отличающиеся друг от друга по светлоте. Например, темно­фиолетовый ирис можно посадить рядом со светло¬фиолетовой примулой. Контраст может также получиться при сопоставлении разных цветов, одновременно различающихся и по степени яркости. Эффектно будет выглядеть сочетание темно­бордового флокса и нежно­кремовых анютиных глазок, темно­синего люпина и соломенно­желтых петуний, коричневых бархатцев и лимонно­желтых гладиолусов. Лучше всего одновременный контраст по свету и цвету проявляется при сочетании фиолетовых цветов с желтыми, желто­зелеными и светло¬зелеными тонами. Также очень красиво смотрится сочетание белого и темно­фиолетового, но для смягчения получающегося жесткого светлотного контраста к ним можно добавить голубой цвет. Часто в контрастную композицию добавляют растения с серебристыми листьями (например, серебристые сорта хосты), они смягчают и нейтрализуют цветовые контрасты. Красивая и динамичная композиция может получиться при объединении серебристо¬серых тонов с фиолетовыми или темно­пурпурными. Чтобы создать удачную контрастную цветовую композицию, необходимо следовать основным принципам цветового дизайна, по которым строится общая цветовая схема сада: единство, фокальные точки, баланс, ритм.

Единство предполагает использование в саду растений близкого тона и оттенка. Это придает дизайну сада последовательность и объединяет различные элементы и его части. Используя этот прием с достаточным разнообразием цветовых оттенков, можно избежать ощущения монотонности. То есть даже в контрастной композиции необходимы монохромные фрагменты и участки, созданные с использованием родственных цветов (например, шпалера золотистолистных кустарников как отправная точка композиции должна перекликаться с желтыми цветами в других частях сада).

Фокальные точки – это элементы дизайна, привлекающие взгляд. Цвет выступает в качестве акцента всей композиции, и фокальной точкой может быть растение с необычным цветом листвы, стеблей или цветов. Например, это может быть фиолетовый ирис на альпинарии в розово¬палевых тонах. Но при создании таких цветовых акцентов важно не перестараться – большое количество фокальных точек сделают сад перегруженным и тяжелым для восприятия.

Баланс – это равное распределение визуальной нагрузки. В садах регулярного стиля этого достичь легко: все элементы просто размещают симметрично. Пейзажный стиль предусматривает асимметрию, поэтому баланс здесь достигается визуальным уравновешиванием общей картины с использованием различных растений и цветовых элементов. Этому принципу следовать сложнее, чем предыдущим, но есть старый прием, который широко используется садоводами: при формировании композиции можно оставить небольшие фрагменты уже подготовленной почвы незасаженными, а когда композиция будет завершена, и вскроются недочеты баланса, можно заполнить их растениями соответствующих оттенков для уравновешивания композиции сада. Также можно поэкспериментировать с расстановкой цветовых акцентов, если приобретать посадочный материал в контейнерах.

Ритм – это движение в пределах заданного, периодически повторяющегося мотива. Повторение выбранного цвета или сочетания цветов через определенный интервал заставляет наш взгляд скользить вдоль заданного направления. К примеру, если в цветнике, решенном в сиренево¬синих тонах, с определенной периодичностью высадить оранжевые лилии, привлекающие взгляд, то получится ритмичная композиция. Но если эта лилия будет в единственном экземпляре, или в виде букетной посадки, то она будет восприниматься нами как фокальная точка.

Если у вас мало опыта в создании цветовых композиций, то можно руководствоваться несколькими правилами, чтобы избежать ошибок в подборе цветовой гаммы: смешивайте теплые цвета с теплыми, холодные с холодными; используйте в создании цветочной композиции не более трех цветов (например, два основных и один производный);

- чем более чистые цвета вы используете, тем контрастнее будет композиция;

- на первом плане цветника следует размещать растения темных тонов, а светлые – на заднем плане, это создаст объем и визуально увеличит сад;

- в центральной части композиции можно посадить растение яркого цвета, который больше нигде в саду не встречается, это сразу привлечет внимание;

- белый цвет зрительно увеличивает объем садовых композиций, наполняя их светом, и помогает отделить друг от друга контрастные цвета;

- черный цвет усиливает и подчеркивает яркость всех остальных, особенно желтого и красного;

- не забывайте о цвете окружающих построек, их цвет также должен гармонично вливаться в общую композицию.

Главное: даже самый маленький садик, созданный со вкусом и чувством гармонии, будет выглядеть намного красивее, чем огромный парк, в котором как попало разбросаны пестрые цветовые пятна.

Формы и симметрия в ландшафтной архитектуре

Человека тянет на природу, он стремится к ней всеми возможными способами: от прогулок по паркам до обустройства своего жилья вдалеке от цивилизации. Люди часто хотят, чтобы их окружал не только стильный интерьер, но и красивая природа за стенами этих домов, поэтому все актуальней становится ландшафтный дизайн (формирование ландшафта) и озеленение территории. С ее помощью, можно решить целый комплекс проблем, связанных с по-настоящему комфортным обустройством пространства для человека.

Что означает термин «ландшафтный дизайн»? Попросту говоря, это декоративное садоводство, деятельность, направленная на формирование окружающей среды. Ландшафтный дизайн включает в себя обустройство городских парков, самих городов, озеленение, садоводство. Ландшафтное проектирование - научное направление, создавшееся из художественного синтеза и взаимодействия географии, истории, искусствоведения, философии, городского строительства и т.д. Перед началом обустройства окружающего пространства любого объекта, будь то дачный сад, или городской парк, нужно знать, что любой ландшафт и каждая отдельная его часть таит в себе не только возможности, но и ограничения. Необходимо не только выделить основные художественные особенности, но и учитывать естественные законы развития ландшафта.

Создание ландшафта и способы формирования его композиции прежде всего зависят от природных условий: климата, который создает условия для комфортного отдыха и определяет выбор растительности; рельефа, который обуславливает решения технического и художественного плана (из-за особенностей рельефа формируется природное разнообразие и культурный ландшафт); почва и растения - они обуславливают возможности озеленения и т.д.). Именно поэтому оценка геоморфологического состояния почвы и вероятности изменений на раннем этапе работ - обязательное условие для организации правильного дизайна участка. На стадии проектирования должен быть создан подробный анализ ландшафта участка. Должны быть детально рассмотрены все элементы, расположены и на проектируемой территории, и в пограничной территории. Во время процесса надо изучить почву и флору окрестностей. И только выполнив все исследования, можно начать проектирование ландшафта.

Собственник участка может сам активно участвовать в процессе создания дизайна ландшафта.

В ландшафтном дизайне существуют точно такие же правила, как и в других видах искусства: в архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Эти правила диктует сама природа. Природный ландшафт состоит из нескольких взаимосвязанных элементов: воды, воздуха, растений и животных. Многие участки вокруг частных домов как в городе, так и за ним служат прекрасным примером ландшафтного дизайна.

Композиция в ландшафтном дизайне

Слово «композиция» пришло из латинского языка, где оно означает «связь, соединение». Обычно, говоря о какой-нибудь композиции, мы имеем в виду распределение различных форм, принадлежащих целому. Для того, чтобы создали композицию, необходимо учитывать и величину объектов, массу, фактуру, геометрическую форму, расположение, цвет и тени. Здесь также важны единство, пропорции, перспектива, законы линейной композиции, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм, масштаб и многое другое.

Соотношения ландшафтного дизайна и геометрических форм

Природа не создала строгих геометрических форм, они - дело рук человека.

Каждый элемент природы плотно связан с какой-нибудь геометрической формой. К примеру, направьте взор вверх - кроны могут быть различных форм, но каждую из них можно представить как пирамиду, овал или шар. Низкорослые кусты, цветы и травы - плоскостной формы.

Соотношение между размером форм в дизайне ландшафта.

При выборе деревьев и кустов, следует думать о контрастах: большой - маленький, высокий - низкий, конус - шар и т.д. Например, прямые дорожки прекрасно выглядят в сочетании с круглыми клумбами. Планируя дизайн участка, не стоит использовать много различных элементов; для достижения разнообразия лучше руководствоваться законами масштаба. Геометрические формы применяются в проектировании дорожек, газонов. В центре композиции необходимо использовать что-нибудь оригинальное, например, дерево необычной формы, редкий цветок, посаженный в клумбе или в кадке. Обстригаемые деревья и кусты в углах цветника или в концах дорожек быстро приобретут форму квадрата или прямоугольника.

Фактура

Фактура - характеристика поверхности предметов. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа), изысканной (береза, ива).

Пространственный дизайн ландшафта

Речь идет о положении предметов по отношению одного к другому и взгляду наблюдателя. Раскладывая предметы в пространстве, можно получить фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции.

Сюжет

Проектирование любого ландшафта должно быть выполняемо по заранее сформулированной идее. На большой территории следует продумать последовательность пейзажей, связать с маршрутами походов, с естественным окружением.

Между эффектными видами встраиваются паузы в пейзаже, чтобы зритель получал эмоциональное отдохновение, а затем вновь был удивлен открывающимся природным видам. Этот метод ландшафтного дизайна позволяет избежать монотонности и создать постоянную смену видов.

Это актуально и проектируя небольшой участок, потому что, даже будучи ограниченным размером участка, дизайнер, умно распределяя территорию по зонам, должен придерживаться плана (английская лужайка, франуцузский или натуральный сад и т.д.)

Организация пространства

Любой ландшафт - это визуальное пространство, состоящее из:

Создавая проектируемые композиции, требуется понимать закономерности зрительного восприятия.

Законы линейной перспективы

.

Объект выглядит лучше на горизонтальной плоскости или на плоскости с небольшим подъемом. Некоторые объекты интереснее выглядят с небольшим подъемом. Другие - при виде на них сверху или снизу. Например, водоемы и газоны лучше всего выглядят сверху, а некоторые на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть сверху.

При этом, расстояние между зрителем и удаленным объектом оптически уменьшается, спрятав между ними находящееся место (рельефные низменности, кусты). В таком случае наблюдатель не будет иметь пространства для сравнения, потому что удивляет не отдельная часть, а общий вид.

Чем дальше находится предмет от наблюдателя, тем больше смягчаются его цвет и контуры. Например, в дали видимые синие или сероватые оттенки лиственных или хвойных деревьев и кусты нестрогих форм верхушками увеличивают ощущение глубины пейзажа. Расположение на первом плане серебряных, пестрых или светлых оттенков лиственных визуально приблизит их к наблюдателю.

Свет и тень

Особое значение для дизайна ландшафта имеет освещение, контрасты цветов, света и теней: пейзажу придает стиль постоянная смена цветов и освещения, поскольку растения по особенному выглядят с утра, иначе в обед; сад по-разному выглядит в разные времена года.

Тени группе растений и зданиям придает выразительности, ощущение объемности. Требуется учитывать и стороны света, и наклон солнечных лучей и силу освещения в разное время суток. Боковое освещение контрастно выделяет фактуру растений и зданий, поскольку самым благоприятным освещением считается угол падения солнечных лучей величиной 15-45 ºС.

Различаются утреннее, дневное и вечернее естественное освещение. Самое эффективное - утреннее освещение: тени явные и четкие, хорошо выделяет особенности форм. Чтобы можно было бы использовать эффект освещения утренними лучами, нужно основные элементы ландшафта разложить в северном, южном или западном направлении от точки обзора.

Дневной свет слишком ярок, в нем формы тают, поэтому пейзажи не должны создаваться в южном или юго-западном направлениях. Объекты, которые нужно было осветить в западных лучах, проектируются в южном и восточном направлении от точки обзора.

Сочетание цветов

Выбирая цветовую гамму, необходимо учитывать на время года, изменения в росте и цвете растений. Летой, весной и осенью цветовая гамма устанавливается по цветам листов, цветков, плодов, корней и веток. Зимой, естественно, только по цветам корней и веток. В качестве фона деревьям могут служить цветники, газоны, водоемы.

Цвет

В цветовой гамме может быть более чем 130 оттенков, а общий пейзажный колорит меняется не меньше 9 разов в год. В создании цветовой гаммы одинаково важно обдумать не только общие цвета фона, но и детали; также следует учитывать влияние цвета на человеческий организм. К примеру, красный, оранжевый, желтый цвета вызывают веселое и радостное настроение, а фиолетовый, синий, зеленый, напротив, имеют успокаивающее воздействие, пульс замедляется и уменьшается артериальное давление.

Цветовые сочетания должны быть создаваемы по принципам цветовой гармонии: или на основании контраста, или как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не было создано неумеренной яркости и впечатления хаоса.

Контрастные сочетания теплых цветов создаются при сближении нескольких цветов: основной и противоположный ему, дополняющий цвет (красный - зеленый, оранжевый - синий, фиолетовый - желтый). Цвета нельзя сочетать в одинаковом количестве: они должны занимать различные площади, чтобы не портить зрительное впечатление.

Цвет и свет

В ландшафтном дизайне цвет и свет плотно сочетаются:

Важнейшие средства ландшафтного дизайна - ритм, контраст, нюанс, симметрия и асимметрия.

Ритм

Ритмическое построение - повторение отдельных элементов и повторение расстояний между ними (пример - аллеи). Постоянное ощущение ритма создается при повторении элементов не меньше 4-6 раз. Ради разнообразия между ними можно поставить скульптуру, фонтан, газон, небольшой родник или группу кустов.

Контраст

Контраст - это очевидное различие характеристик объектов (форма, цвет, размер, пространства открытое и закрытое и т.д). В ландшафтном дизайне можно использовать сразу несколько контрастных характеристик, но контраст не должен быть слишком частый и острый. Группы (деревьев, кустов, обочин и т.д.) количество декоративных признаков не должно превышать одиннадцати. Например, в группе деревьев и кустов можно выделить контрасты или нюансы:

  1. форма;

  2. фактура;

  3. лист;

  4. способ ветвления;

  5. цветение.

Создавая композиции пейзажей, обязательно сочетать контрасты и нюансы.

Нюанс

Нюансы - тонкий переход, едва заметное различие цветов, форм, пространств. Наблюдать нюансы нужно вблизи, поэтому они требуют особой внимательности и размышления. Проектируя ландшафт, можно использовать цветовые нюансы, например, в группе кустов и деревьев сформировать различные верхушки, но с их объединяющим нюансом - схожей плотностью цветения.

Симметрия и асимметрия

В ландшафтном дизайне гармония и симметрия достигаются двумя способами: симметрией и асимметрией. Асимметричные композиции должны создавать впечатление, что сумма элементов ландшафта - водоемы, группы деревьев, цветники, освещение - в одну сторону (сторону взгляда) равняется сумме контрастирующих элементов с другой.

Для симметричного планирования характерно внесения порядка и строгости; точное осевое деление территории, основы которого одинаковы, как и маленькие детали, размещаются на одинаковом расстоянии от перспективы основной оси - так создается впечатление благородства.

Иногда симметрия и асимметрия сплетаются в одном ландшафте: парадная часть рядом с домом, выполнена в классическом стиле (симметрично), а часть парка оставлена в стиле пейзажа (асимметрична).

Разнообразие ландшафта («исправленного» пейзажа) в архитектуре обязательно не только на общем плане сада, но и в деталях. Использование пространства и умное его заполнение - главные задачи архитектора ландшафта. Это сложная работа, поэтому, не имея необходимых знаний и опыта, оформление своего участка лучше предоставить профессионалу.

Стили ландшафтного дизайна

Стиль - это прежде всего использование определенных растительных элементов и сочетание отдельных растений, вид декоративной отделки. Он должен хорошо сочетаться со стилем дома. Выбирая стиль, также надо учитывать и разнообразие моды, национальные особенности, традиции, природные условия земли. Также важны особенности территории, внимательно обдумать детали и позаботиться об экологии.

Различаются формальный (геометрический) и свободный (пейзажный) стили.

Формальный стиль

Этот стиль в наше время не столь популярен, как раньше. Его характерные черты: строгость линий, регулярность, геометричность форм и участков и симметричность. Подрезание деревьев и кустов придет им различные геометрические формы. Формальный стиль обычно придает территории строгий, благородный вид, ощущение порядка и организации. Но особенно строгий стиль может перерасти в излишнюю помпезность.

Пейзажный стиль

Создается на востоке, позже распространяется по всей Европе. Особенность стиля - сохранение естественности (гармония дикой природы). Например, наблюдая водоем свободных очертаний, в голову не придет мысль, что это - создание рук человека. Такой ландшафт создавать сложно потому, что изменение необходимо как можно больше приблизить к самой природе. Симметрическое расположение объектов гармонично входит в естественный пейзаж. Свободный стиль придает участку романтичности. На такой территории господствуют свобода и гармония.