Глава 14. Основные вопросы оформления
Зеленое строительство представляет собой сочетание четырех основных элементов: деревьев, кустарников, цветов и газонов, взаимно дополняющих друг друга и составляющих одно целое.
Полный эффект в садово-парниковых композициях не может быть достигнут без деревьев, а также без кустарников, создающих законченные формы озеленения. Для этого необходимо использовать все богатство нашей древесной и кустарниковой флоры, среди которой мы находим большое количество декоративных растений, имеющих красивые и оригинальные формы (плакучие, пирамидальные, карликовые, вьющиеся).
Красота природных форм деревьев и кустарников дополняется их искусственными формами в виде всевозможных кордонов, шпалер и т. п. Искусная рука культиватора придает эти формы плодовым деревьям, заставляя их, таким образом, служить человеку не только своими плодами. Эти деревья дают возможность более интенсивно использовать площадь зеленых насаждений.
Исключительный красочный мотив дают деревья и кустарники с орнаментальной и яркой окраской листвы и плодов.
Некоторый интерес для внутреннего озеленения представляет японская культура карликовых деревьев (рис. 238). В Японии из карликовых растений в небольших посудах и на малых площадях, сада размещаются целые миниатюрные ландшафты.
Рис. 238. Группа карликовых растений
Деревья и кустарники не являются предметом настоящей работы, поэтому мы ограничиваемся лишь замечаниями общего порядка о важном значении их разнообразных декоративных форм для различных композиций зеленого строительства.
Декоративно-цветочные композиции. Зеленое строительство включено в систему обязательных мероприятий по социалистическому благоустройству новых и старых городов Союза, рабочих поселков, колхозных сел и др.
Разбивка садовых насаждений и цветников должна соответствовать требованиям единства стиля, должна быть выразительной и художественно верной. Эти соображения всегда остаются в силе, они обязательны как при внешнем, так и при внутреннем озеленении. Нелепо было бы, например, декорировать помещение пальмами на фоне панно с изображением северного сияния и полярных льдов.
Общие требования, предъявляемые к любому художественному произведению должны быть положены в основу сочетания отдельных элементов садовых насаждений и цветников. В каждой декоративно-цветочной композиции необходимы соразмерность частей и целого, равновесие, отсутствие нагроможденности, простота и т. д.
Декоративно-цветочные композиции цветов вырастают до степени созидательного искусства, в котором должна получить яркое отражение советская действительность. О ней цветы должны «говорить» языком линий и красок. Для работников садоводства необходимо знакомство с основными законами сочетания колеров и теми архитектурными правилами, которым должны отвечать различные цветочно-декоративные оформления.
Закон контраста и гармонии. Красота клумб и рабаток определяется не только совершенством их формы, но и правильным подбором колеров растений.
Различают три основных цвета: красный, желтый и синий. От смешения этих цветов получаются производные цвета, а именно: красный с желтым дают оранжевый цвет, желтый с синим — зеленый и красный с синим — фиолетовый цвет. Таким образом, мы имеем все цвета солнечного спектра.
Для уяснения закона сочетания колеров растений в клумбах, а также при аранжировке цветов, на рисунке 239 представлена схема, которая показывает, как три основных цвета (I, II и III) и три производных цвета (I + II, II + III и III + I) вместе с промежуточными переходят от одного к другому в естественном порядке.
Рис. 239. Схема цветов
Более яркие колера — красный, оранжевый и желтый — называются активными или теплыми колерами; они как бы выдвигаются вперед. Менее яркие колера — зеленый, синий, фиолетовый — называются пассивными, холодными колерами: они как бы уходят вглубь. Оранжевый — самый яркий, самый теплый цвет. Синий — самый темный, самый холодный цвет. Красный — тепел по сравнению с фиолетовым, но холоден по сравнению с оранжевым. Зеленый — холоден по сравнению с желтым, но тепел по сравнению с синим. Фиолетовый холоден по сравнению с красным, но тепел по сравнению с синим.
На этих свойствах основано усиление сочетаний цветов. Так, например, оранжевый рядом с синим кажется еще ярче, а синий еще холоднее; красный усиливается рядом с зеленым. Такие сочетания противоположных цветов называются гармоническими контрастами т. е., когда активный колер — красный, оранжевый, желтый — располагается рядом с противостоящим (в кругу) ему пассивным — зеленым, синим, фиолетовым (рис. 239). Каждая из этих пар состоит из двух цветов, взаимно дополняющих друг друга в гармонически-контрастном сочетании.
Необходимо иметь в виду, что более светлым оттенкам одного колера, например, оранжевого, должны соответствовать более светлые оттенки соответствующего колера, в данном случае — синего.
Каждый из цветов в зависимости от ряда условий (освещения, наличия других цветов и т. д.) выглядит более или менее ярко. Например, при сильном освещении синий цвет выигрывает в яркости, а желтый теряет, и, наоборот, при слабом освещении синий цвет бледнеет, тогда как желтый выглядит ярче. Оранжевый цвет наиболее выгодно оттеняется синим и фиолетовым цветами. Красный и зеленый цвета рядом с желтым становятся ярче.
В соседстве с синим цветом красный приобретает багровый или пурпурный оттенок, а зеленый делается более темным.
Зелень и цветы в комбинации со световыми эффектами выглядят исключительно красиво, поэтому вечернее освещение парков и скверов приобретает большое значение. При помощи замаскированных электроламп, неоновых ламп, голубоватых рефлекторов, можно создать в парках и скверах искусственное лунное освещение (рис. 240).
Рис. 240. Вечернее освещение парка в Хинеделе (США)
Белый и черный цвета называются нейтральными. К нейтральным принадлежит и серебристо-серый цвет. Он хорошо гармонирует с розовыми, шарлаховыми, пурпуровыми и карминными цветами. Роль нейтрального цвета выполняет также газон.
При сочетании негармонирующих колеров между ними помещают растения с белыми цветами, так как белый колер подходит ко всем цветам, как бы связывает их между собой и оттеняет. Белые цветы, помещенные между зеленью и фиолетовыми цветами, не только уничтожают неприятное для глаза сочетание этих колеров, но и делают их ярче, светлее. Белый цвет как бы приближает, увеличивает предметы, эффектно выделяет темные цвета.
Черный (темный колер) также может соединяться со всеми другими колерами. Темный цвет как бы уменьшает и удаляет предметы.
Помимо гармонически-контрастного сочетания колеров, растения размещают также по законам гармонии колеров, которые заключаются в постепенном переходе одного цвета в другой, например, пурпурового в карминный, красного в темнорозовый и т. д. И гармонически-контрастное и гармоническое сочетание цветов могут найти свое применение на одной и той же клумбе.
Главные части клумб обыкновенно убирают цветами теплых тонов, второстепенные — холодными. Бордюр для большого оттенения клумбы необходимо убирать преимущественно цветами теплых тонов.
- Глава 1. Общие сведения о цветочных растениях
- Глава 1. Общие сведения о цветочных растениях
- Глава 2. Общая агротехника цветоводства
- Глава 3. Особенности агротехники в защищенном грунте
- Общая характеристика культивационных помещении
- Выгонка цветочных растений
- Глава 4. Цветочное семеноводство
- Глава 5. Защита растений
- Глава 6. Цветочные растения открытого грунта
- Однолетники (летники)
- Глава 7. Декоративно-лиственные растения открытого грунта
- Глава 8. Вьющиеся растения открытого грунта
- Глава 9. Цветочные растения защищенного грунта
- Глава 10. Декоративно-лиственные растения защищенного грунта
- Глава 11. Вьющиеся, висячие, или ампельные и декоративно-плодные растения защищенного грунта
- Глава 12. Розы
- Глава 13. Сирень
- Глава 14. Основные вопросы оформления
- Глава 15. Виды декоративно-цветочных оформлений
- Глава 16. Цветочная аранжировка
- Глава 17. Газоны и живые изгороди
- Глава 18. Ближайшие задачи цветочного хозяйства