Тема 9. Основы интродукции древесных растений
Под интродукцией растений понимают целенаправленную деятельность человека по введению в культуру новых видов, форм и сортов путем разведения их за пределами естественного ареала (виды, подвиды, разновидности) или продвижения сортов в новые районы, ранее в них не произраставших, а также перенос растений в культуру из местной природы. Такие растения называют интродуцентами (или экзотами), а местные виды - аборигенными. Интродукция растений является одним из основных методов обогащения ресурсной флоры региона и повышения экономической эффективности различных отраслей хозяйства, в том числе и лесного хозяйства. Для лесного хозяйства важна интродукция таких лесообразователей, которые способны обеспечить значительное повышение производительности лесов и сокращение сроков выращивания высококачественной древесины.
Лесная интродукция - перенесение растений в новые природно-климатические условия за пределы естественного ареала, а также при расширении площади искусственного выращивания растений из района их испытания в культуре.
Широкое распространение получили древесные экзоты в агролесомелиорации, степном и полезащитном лесоразведении, при облесении карьеров, отвалов, терриконов (большое значение имеют такие интродуценты, как гледичия, белая акация, айлант, вяз мелколистный, ясень ланцетолистный, разные виды и сорта тополей. Они ценятся за быстроту роста, асухоустойчивость и солевыносливость, способность предотвращать эрозию почвы, закреплять пески и склоны оврагов).
Большое значение имеет интродукция и для сохранения в культуре редких и исчезающих видов, в озеленении городов. Так в городских насаждениях нашей страны суммарный состав древесных экзотов превышает 500 видов, с учетом декоративных форм и сортов более 1000. В составе городских зеленых насаждений на европейской территории России удельный вес интродуцированных видов в среднем составляет 71% (Булыгин, 2001) . В озеленении г. Сыктывкара в настоящее время используются 103 вида древесных растений (Мингалева Н. А. Жизненное состояние зеленых насаждений в урбанизированной среде (на примере г. Сыктывкар). Автореф.диссерт. на сосикан . уч. ст. к.б.н. Сыктывкар. – 2012. 19 с.)
Первоначально работы по интродукции растений носили стихийный характер, первыми объектами интродукции среди древесных растений стали плодовые растения. Так в Средиземноморье в результате походов Александра Македонского появились персик, абрикос, при императоре Юстиниане - шелковица, позднее - цитрусовые растения. Начиная с XVIII века, были начаты систематические работы по интродукции древесных растений североамериканского происхождения в Европу. Большой вклад в развитие интродукции древесных растений внесли работы Майра, А.Н.Бекетова и Э.Л. Регеля и др.
Интродукция древесных пород проводится в ботанических садах и дендрариях. Одним из крупных пунктов интродукции, занимающимся уже более 60 лет поиском и оценкой декоративных древесных видов для обогащения флоры европейского Северо-Востока и являющимся центром распространения новых экзотических растений для озеленения в Республике Коми является Ботанический сад Института биологии Коми НЦ УрО РАН. «Пионером в интродукции полезных, в частности плодово-ягодных и декоративных растений в Республике Коми» является М.М. Чарочкин - интродукцию плодовых и ягодных растений в республике он начал в 1936 г.
В настоящее время коллекция насчитывает дендрария около 700 таксонов древесных растений, относящихся к 95 родам 40 семейств. Наибольшим числом видов в дендрарии представлены коллекции древесных и кустарниковых растений из Северной Америки (104 таксона), Восточной Азии (91), европейской части бывшего СССР, включая Крым и Кавказ (99), Дальнего Востока (78). Из остальных флор число привлеченных видов го-
раздо меньше: Европы (18), Сибири (56). Местная же флора представлена 40 видами, Средняя Азия – 17 (Итоги интродукции: декоративные растения. Скупченко Л., Мартынов Л., Скроцкая О., Мифтахова С. 2. Древесные. Вестник Ин-та биологии Коми науч. центра УрО РАН № 6 (164) 2011. С – 8-14)
Некоторые редкие древесные растения, сохраняемые в Ботаническом саду, находятся в РК на северном и западном пределах распространения: Tilia cordata Mill., Ulmus laevis Pall, Ulmus glabla Huds, Pinus sibirica Du Tour. Другие - являются реликтовыми видами и эндемиками Дальнего Востока и Сахалина: Lonicera tolmatchevii Pojark., Picea glehnii Mast., Pentaphylloides mandshurica (Maxim.) Sojak.; Кавказа – Betula raddeana Trautv; Восточных Карпат – Syringa josikae Jacq. f. ex Rchb. Среди видов дендрария, находящихся под угрозой исчезновения, с критическим уровнем численности (статус 1 (Е)) - Syringa josikae. Данный вид включен в Красные книги РСФСР и СССР. Одиннадцать древесных видов относятся к редким уязвимым с со кращающейся численностью (2 (V)): Sambucus racemosa L., Ulmus laevis, Ulmus glabla, Pentaphylloides fruticosa (L.) O. Schwarz, Pentaphylloides mandshurica, Tilia cordata, Pinus sibirica, Lonicera tolmatchevii, Prinsepia si-nessis (Oliv.) Oliv., Taxus baccata L., Crataegus volgensis Pojark. Шесть - относятся к редким уязвимым 3(R), представленным в природе небольшими популяциями, с узкой экологической амплитудой: Betula raddeana, Weigela praecox Bailey, Quercus robur L., (для нашей зоны), Picea glehnii, Cotoneaster lucidus Schlecht., Populus balsamifera L.
Таблица – Редкие древесные виды дендроколлекции Ботанического сада института Биологии Коми НЦ УрО РАН ((Итоги интродукции: декоративные растения. Скупченко Л., Мартынов Л., Скроцкая О., Мифтахова С. 2. Древесные. Вестник Ин-та биологии Коми науч. центра УрО РАН № 6 (164) 2011. С – 8-14).)
|
Процесс приспособления растения к новым условиям среды, которые более чем их исходные формы приспособлены к новым условиям обитания, за счет изменения исходного генотипа называется акклиматизацией. При интродукции растений различают также натурализацию — перенесение растений в экологические условия, подобные или даже более благоприятные, чем в естественном ареале. Натурализация подразумевает такой исход интродукции, когда новые формы растений легко произрастают и успешно репродуцируют в новых условиях, не изменяя своей генетической конституции. Как правило, это происходит, когда климатические и другие условия вполне благоприятны, отвечают биологическим особенностям интродуцента, и он приживается без изменения генотипа.
Важным направлением исследований при интродукции растений является выявление лимитирующих факторов и экологического оптимума в разные периоды вегетации, что позволяет точнее прогнозировать успешность интродукции данного вида, а также определять методы, благоприятствующие адаптации растений в новых условиях. Так, в условиях Севера адаптация растений зависит от стойкости растений к экстремальным условиям, от их способности синхронизировать свой ритм развития с местными климатическими факторами. Наиболее зимостойкими являются растения, у которых ареал их обычного произрастания – северная и центральная зоны европейской части России, Сибирь, Северная Америка; менее зимостойкими оказались виды с Дальнего Востока и из Западной Европы и лишь половина древесных растений из северо-восточной Азии удовлетворительно переносит зимние условия европейского Севера. Главным критерием отбора перспективных видов в этих условиях является зимостойкость. Важным при интродукции является и способность древесных растений к самовозобновлению и размножению в культуре (Г. Волкова, В. Мишуров. М.М. Чарочкин — старейший исследователь в области интродукции растений Вестник Инст Биологии Коми НЦ УрО РАН, Вып. 60. 2002 г. http://ib.komisc.ru)
Занимая свободные ниши в фитоценозах интродуценты внедряются во внутриценотические связи, успешно конкурируют с местным видом и вытесняют его. Например, Pinus radiate (в природе встречается на побережье в Калифорнии) внедрился в Австралии в эвкалиптовые леса. В 1751 г. в Европу из Китая было завезено декоративное древесное растение, характеризующиеся быстрым ростом и неприхотливостью - айлант (Ailanthus altissima). Растение покинуло культуру и расселилось - на острове Монтеристо оно занимает места возможного произрастания маквиса (это было связано с тем, что растение вегетативно подвижно (т.е. легко размножается корневыми отпрысками), кроме того оно индифферентно к разным типам почв). Такое явление называются - агрессивность интродуцента.
Вопросы для самоконтроля
Что понимают под интродукцией, акклиматизацией и натурализацией растений?
Что такое пункт интродукции?
Каково значение интродукции древесных растений?
Какие сезоны в развитии древесных растений-интродуцентов являются наиболее важными для декоративности объекта озеленения?
Какое влияние оказывает интродукция на габитус, жизненную форму, физиологические свойства древесных растений?
От каких факторов зависит успех интродукции древесных растений?
Перечислите основные эколого-биологические свойства, составляющие адаптационную характеристику вида-интродуцента в условиях Севера.
Приведите примеры:
- древесных растений-интродуцентов, используемых в озеленении г. Сыктывкара;
- лиственных интродуцентов рф североамериканского происхождения;
- хвойных интродуцентов РФ североамериканского происхождения.
- 250100.62 "Лесное дело" всех форм обучения
- Сыктывкар
- Лабораторная работа № 1. Жизненные формы древесных растений
- Технология работы
- Определительная карточка
- Тема 2. Морфология древесных растений
- Анатомическое строение стебля голосеменных растений (на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris))
- Анатомическое строение стебля покрытосеменных древесных растений (на примере липы (Tilia cordata), с непучковым типом заложения камбия)
- Лабораторная работа № 2. Морфология древесных растений: побеги и почки древесных растений.
- Технология работы Задание 1. Изучение морфологических признаков древесных растений по побегам в безлистном состоянии
- Задание 2. Строение стебля древесных растений
- Лабораторная работа № 3 Определение древесных растений по побегам в безлистном состоянии
- Образец работы с определителем
- Технология работы
- Листья древесных растений
- Лабораторная работа № 4 Изучение морфологических признаков различия древесных растений по олиственным побегам
- Репродуктивные органы древесных растений
- Плоды, шишки и семена древесных растений
- Лабораторная работа № 5. Генеративные органы древесных растений
- Задание 1. Изучение особенностей строения цветка (и соцветий) Покрытосеменных растений
- Задание 2. Изучение морфологии плодов древесных растений,
- Задание 3. Изучение репродуктивных органов Голосеменных растений
- Тема. 3. Онтогенез и органогенез у древесных растений
- Лабораторная работа № 6 Оценка возрастной структуры ценопопуляций древесных растений
- Технология работы
- Тема 4. Фенологическое развитие древесных растений
- Методические указания к теме
- Лабораторная работа № 7. Изучение фенологического развития древесных растений
- Задание 1. Проведение фенологических наблюдений над древесными растениями
- Отчет о фенологических наблюдениях над древесными растениями
- Задание 2. Проведение фенологических наблюдений над древесными растениями (интегральным методом)
- Учебный фенологический отчет о наблюдениях интегральным методом
- Тема 5. Экология древесных растений
- Экология древесных растений
- Задание 1. Изучение морфологических и анатомических особенности древесных растений различных экологических групп
- Задание 2. Определение светопотребности древесных пород
- Тема 6. Основы учения о растительном покрове
- Лабораторная работа № 9. Изучение природных зон и ареалов главнейших лесообразователей России
- Задание 1. Определение типа леса и типа лесорастительных условий
- Задание 2. Нанесение на карты границ природных зон и ареалов основных лесообразующих пород рк.
- Тема 7. Систематика древесных растений. Отдел голосеменные
- Лабораторная работа № 10 Систематика Голосеменных (Gymnospermae или Pinophyta) растений
- Задание 2. Изучение древесных класса Хвойные (Pinopsida). Сравнительная характеристика вегетативных и генеративных признаков некоторых родов семейства Сосновые (Pinaceae)
- Лабораторная работа № 11 Определение голосеменных растений
- Задание 1. Определение голосеменных растений по листьям (хвое)
- Задание 2. Определение голосеменных растений по шишкам
- Задание 2. Определение растений по семенам
- Тема. 8. Систематика древесных растений. Отдел покрытосеменные (Magnoliophyta, или Anthophyta).
- 8.1. Дендрологическая характеристика важнейших образователей лиственных формаций лесов рф
- Методические указания к теме
- Лабораторная работа № 12. Изучение древесных растений отдела Покрытосеменные
- Задание 1. Изучение морфологических признаков покрытосеменных древесных растений по олиственным побегам
- Задание 2. Определение древесных пород по листьям
- Задание 3. Изучение особенностей морфологического строения цветков и соцветий древесных растений
- Задание 4. Изучение морфологических признаков различия древесных растений отдела Покрытосеменные по плодам и семенам (в систематическом порядке)
- Лабораторная работа № 13 Определение лиственных древесных растений
- Задание 1. Определение лиственных древесных пород по плодам и семенам
- Задание 1. Определение древесных пород по всходам и подросту*
- Требования к отчету
- Тема 9. Основы интродукции древесных растений
- Тема 10. Полезащитное и степное лесоразведение
- Библиографический список использованной литературы
- Приложение 2. Побеги и почки древесных растений
- Приложение 3. Листья древесных растений
- Приложение 4. Цветок. Соцветия
- Приложение 5. Онтогенез древесных растений
- 5.1. Описание онтогенеза древесных растений
- Приложение 7 Список изучаемых видов древесных растений в систематическом порядке и изучаемых путем составления их сравнительной морфологической характеристики