logo search
дипломный проект комар

2.3. Мероприятия предлагаемые в проектировании по улучшению условий труда

Решение проблемы борьбы с производственным травматизмом невозможно без широкого применения современных средств предупреждения несчастных случаев.

Способы защиты человека от опасных производственных факторов можно подразделить на два вида: активные и пассивные.

Активная защита направлена на ликвидацию образования опасного фактора или уменьшение степени его опасности. Пассивная защита представляет собой комплекс мероприятий, предотвращающих воздействие опасного фактора на человека. Это может быть достигнуто или удалением человека из опасной зоны, или созданием условий, при которых человек не может оказаться в опасной зоне. Пассивная защита обеспечивается организацией производственного процесса, конструкцией оборудования и приспособлений. Если при этом безопасность работающего все же не может быть обеспечена полностью, то предусматривается применение индивидуальных защитных средств (каски, очки, респираторы и т. д.).

Средства защиты следует приводить в готовность до начала рабочего процесса или сблокировать их так, чтобы выполнение рабочего процесса было невозможно при отключенных средствах защиты или их неисправности. Защитные устройства должны срабатывать при возник­новении опасности и не должны прекращать своего действия раньше, чем прекратится действие опасного или вредного производственного фактора.

Конструкция защитного устройства должна быть такова, чтобы при отказе отдельных его элементов не прекращалось защитное действие других средств и не создавалось какой-либо дополнительной опасности.

Средства защиты должны быть доступны для технического обслуживания и контроля. В необходимых случаях средства защиты могут быть обеспечены устройствами автоматического контроля их действия.

Оградительные устройства благодаря простоте и надежности находят довольно широкое применение в машинах и оборудовании для изоляции опасных зон. Оградительное устройство создает преграду между человеком и опасным фактором и надежно предохраняет работающего независимо от правильности или неправильности его действий. Ограждения также могут служить защитой при отлетании стружки, искр, частей деталей и инструмента. В необходимых случаях оградительное устройство может предотвратить запыленность и загазованность рабочего места.

Оградительные устройства отличаются многообразием конструктивных форм и их назначением.

По существующим требованиям безопасности, ни одна машина, станок или оборудование не могут считаться пригодными для выполнения работ, если они не имеют предохранительных защитных устройств на случай аварийных режимов. В основу предохранительных устройств положен принцип отключения оборудования при выходе контролируемого параметра (усилие, давление, температура, перемещение и т. д.) за допустимые пределы. Принципиальные решения и конструктивное оформление предохранительных устройств разнообразны и зависят от особенностей данного оборудования и технологического процесса.

В зависимости от природы возникновения опасного производственного фактора все предохранительные устройства можно подразделить на четыре группы:

предохранители от механических перегрузок;

предохранители от перемещения частей машины за установленные габариты;

предохранители от превышения давления и температуры;

предохранители от увеличения силы электрического тока свыше допустимых пределов.

Тормозные устройства применяют для быстрой остановки движущихся машин и. частей оборудования, удержания машин на преодолеваемом ими подъеме или спуске, для исключения самопроизвольного опускания груза и т. д.

Рабочие органы некоторых машин обладают большой массой и большой частотой вращения и, следовательно, могут длительное время вращаться по инерции, что создает для работающих опасность получить травмы.

Степень опасности травмирования обслуживающего персонала будет во многом зависеть от времени срабатывания тормозной установки.

Блокировка - это совокупность методов и средств, обеспечивающих фиксацию частей механизма в определенном состоянии, которое сохраняется независимо от того, устранено или нет блокирующее воздействие. В ряде механизмов наличие одного или даже нескольких средств безопасности (ограждение, предохранительное устройство или торможение) не всегда обеспечивает требуемую безопасность. Так, наличие в конструкции ограждения опасной зоны не гарантирует, что , травмирование не произойдет, так как в ряде случаев имеется возможность работать на оборудовании и без ограждений, что может привести к тяжелым последст­виям. Если на плоскости прилегания ограждения кожуха установить контакты, размыкающие цепь питания пускового устройства (электродвигателя), то при снятом ограждении оборудование не включится в работу. Включение его происходит только при установленном ограждении.

По этому принципу срабатывает блокировочное устройство металлообрабатывающего станка. При поднятом защитном экране контакты выключателя размыкаются, а при опускании экрана - замыкаются, обеспечи­вая включение электродвигателя.

Особо важную роль играют блокировочные механизмы в оборудовании, требующем определенной последовательности включения отдельных элементов. Статистика травматизма отмечает большое число травм, проис­шедших при заводке трактора. Согласно требованиям безопасности перед запуском двигателя необходимо рычаг коробки передач установить в нейтральное положение. Несоблюдение этого требования может привести к тяжелейшим последствиям. Чтобы исключить запуск двигателя при включенной передаче, на современных тракторах установлены блокировочные устройства.

Сигнализация о наступающей или наступившей опасности как метод защиты довольно широко применяется в современной сельскохозяйственной технике.

По функциональному назначению сигнализация подразделяется на предупредительную (предупреждение о необходимости соблюдения требований безопасности труда, регулирование движения транспортных средств), аварийную (извещение о возникновении опасного режима работы), контрольную (контроль производственных процессов по заданным параметрам температуры, давления, уровня жидкости и т. п.) и переговорную (оперативная связь между группой людей, обслуживающих один механизм или агрегат, условными сочетаниями звуковых и зрительных сигналов).

По способу действия используют сигнализацию следующих видов: световую, звуковую, цветную и знаковую. Световая сигнализация как средство безопасности применяется широко на транспортных средствах. Она преду­преждает встречный и сзади идущий транспорт об опасности. С этой целью транспортное средство оборудуют различными сигнализационными световыми приборами: фарами, габаритными огнями, стоп-сигналами, указате­лями поворота.

Световая сигнализация на автомобильных дорогах предупреждает о принятии необходимых мер как водителями движущегося транспорта, так и пешеходами. Световую сигнализацию широко применяют в электро­установках, на пультах управления полуавтоматическими и автоматическими линиями.

Двухсторонней световой сигнализацией следует оборудовать тракторные агрегаты. На оборудовании, создающем повышенный шум, необходимо применять световые сигналы, а с низким шумом (до 60...70 дБ) - звуковые.

Использование цвета в качестве закодированного носителя информации об опасности позволяет во многих случаях предупредить аварии и несчастные случаи на производстве.

Для обеспечения безопасности труда чело­века в системе человек - машина - среда требуется создание определенной пространственной совместимости. Необходимо, чтобы взаимное расположение всех элементов производственной среды в состоянии покоя или передвижения не создавало опасности травмирования. Системой средств безопасности предусмотрен метод нормирования разрывов и габаритов безопасности. Под разрывом и габаритом безопасности обычно понимают минимально допустимые размеры пространства или расстояние между объектами, из которых один или оба представляют потенциальную опасность, которая может легко проявиться при меньших расстояниях между ними. Нормирование разрывов и габаритов безопасности играет большую роль в предупреждении производственного травматизма.

Дистанционное управление технологическими процессами имеет большое значение для безопасности труда, так как позволяет избежать необходимости пребывания персонала в непосредственной близости от опасных зон.

Дистанционное управление применяют там, где присутствие человека затруднено или невозможно. Для него характерно то, что оператор, обслуживающий комплекс оборудования, находится на значительном расстоянии от него, вне опасной зоны. Дистанционное наблюдение за технологическим процессом осуществляют визуально или с помощью средств сигнализации (телесигналы, звуковые или световые сигналы и т.п.). Так, комбайнер зерноуборочного комбайна управляет работой молотильного аппарата, очисткой, копнителем и другими механизмами на расстоянии.

Как и любое техническое устройство, средства безопасности требуют периодического контроля за прочностью и надежностью конструкции. Прочность и надежность - непременные условия безопасности. Это прежде всего относится к источникам повышенной опасности, таким, как грузоподъемные механизмы, котлы и сосуды, работающие под давлением, транспортные средства (тракторы, автомобили), электрический ток и т. п.

Внезапное разрушение частей или деталей в механизмах из-за перегрузки или нарушения регулировок может привести к серьезным авариям. Для предупреждения подобных случаев при эксплуатации оборудования предусмотрен периодический контроль рабочих органов и средств защиты на выполнение требований безопасности.

Вывод

В данном разделе дипломной работы мной был проведен анализ безопасности труда, даны рекомендации по безопасной работе при эксплуатации автомобиля и были предложены мероприятия по улучшению условий труда, что способствует снижению травматизма при работе на автомобилях.