logo search
skhm

9. Дайте понятие о тяговом сопротивлении плугов (описать универсальную формулу в.П. Горячкина)

Усилие, необходимое для перемещения плуга при вспашке, на­зывают тяговым сопротивлением. Оно зависит от формы, разме­ров и технического состояния рабочих органов, ширины захвата и глубины вспашки, состояния и типа почвы, скорости движения агрегата, а также от массы плуга и конструкции опорных колес. Усилие, требуемое для выполнения непосредственно процесса вспашки (деформация, оборот и отваливание пласта), называют полезным сопротивлением. Усилие, необходимое для перекатыва­ния плуга и преодоления сил трения корпусов, ножа и предплуж­ников о стенку и дно борозды, сил трения в подшипниках колес, называют вредным сопротивлением.

Вредное сопротивление Р1 для конкретных условий можно при­нять постоянным и пропорциональным массе т плуга:

Р1=9,8ƒm, (1-4)

Где ƒ- коэффициент пропорциональности, зависящий от типа почвы и агрофона (для жнивья ƒ =0,5).

Полезное сопротивление можно представить в виде двух состав­ляющих: сопротивления Р2, возникающего при деформации плас­та, и сопротивления Р3, возникающего при отбрасывании пласта и сообщении ему кинетической энергии.

Сопротивление Р2 пропорционально площади поперечного сечения пласта:

Р2 = K1abn,

где К1 — коэффициент, характеризующий сопротивление пласта различных почв деформации: К1 = 20...50кН/м2; а —глубина вспашки, м; Ь — ширина захвата од­ного корпуса, м; п — число корпусов.

Сопротивление Р3 пропорционально площади поперечного се­чения отбрасываемых пластов и квадрату скорости движения агре­гата:

Р3 = εabnv2,

где ε — коэффициент, учитывающий форму рабочей поверхности корпуса плуга и свойства почвы, Н • с24; v — скорость движения агрегата, м/с.

Общее тяговое сопротивление плуга

Р= Р12 + Рз = 9,8ƒm + K1abn + εabnv2.

Эту зависимость впервые установил П. В. Горячкин и назвал ее рациональной формулой силы тяги плуга. Она позволяет, опреде­лить основные факторы, влияющие на тяговое сопротивление плуга, и направления его снижения. Увеличение массы и скорости движения плуга, неправильная регулировка, нарушение техничес­кого состояния и неправильная установка прицепа приводят к ро­сту тягового сопротивления плуга и затрат энергии на вспашку.

В процессе работы тяговое сопротивление плуга непрерывно изменяется. Поэтому при составлении агрегатов используют сред­нее его значение, которое определяют измерением тягового уси­лия при вспашке или расчетом с учетом известного значения удельного сопротивления почвы Кс:

P=Kcabn.

По общему сопротивлению плуга подбирают марку трактора и соответствующую передачу.