logo search
Канарейки1

9. Обучение кенаров пению

Домашние канарейки могут петь круглый год, однако и у них есть свой певческий сезон. Он обычно начинается в конце ноября. К декабрю их голос уже звучит в полную силу, но самое лучшее пение можно услышать начиная с февраля-марта и в течение всей весны. В конце лета и осенью у птиц происходит линька, во время которой они поют очень слабо.

У канареек поет самец – кенар. Пение самки услышать можно очень редко, к тому же оно не отличается красотой, содержит много недостатков и продолжается совсем недолго.

Самцы канареек воистину обладают уникальными голосовыми данными. Они не только искусно подражают пению других птиц, но и имитируют человеческую речь, а также воспроизводят музыкальные фразы, сыгранные на музыкальных инструментах, и даже целые мелодии. Некоторые кенары являются настоящими виртуозами в этой области.

На протяжении многих лет канароводами велась селекционная работа, направленная на улучшение природных способностей канареек. В итоге были достигнуты значительные результаты.

Все это стало возможным благодаря тому, что представители многих пород канареек, в частности гарцской, могут передавать по наследству свои певческие данные. Их песня, как правило, состоит из нескольких туров, или колен, которые нередко исполняются в особой, строго установленной последовательности.

Однако канареек также требуется и обучать пению. Птица может иметь прекрасную наследственность, но не быть хорошим певцом. Чтобы канарейка безупречно исполняла соответствующую стандарту породы песню, ее необходимо долго и усердно обучать.

В пении кенаров, помимо самой песни, ее структуры и качества исполнения, оценивается также голос птицы. В нем не должны слышаться хрипы, а отдельные ноты не должны быть кричащими, громкими и резкими. Наиболее высоко ценятся чистые, сильные, звонкие и в то же время нежные голоса.

У хороших певцов песня должна содержать не менее 10–12 колен. Самые лучшие из них исполняют до 14–15 различных туров.

Не все кенары имеют одинаковые певческие способности. Среди них, как и среди людей, встречаются особо одаренные, в совершенстве исполняющие свою песню, есть посредственные певцы, есть также и бездарности, чье пение слушать даже неприятно. Потомство хороших певцов, как правило, в большинстве своем тоже будет замечательно петь, однако только если его этому обучить.

Плохие певцы тоже передают по наследству свою бездарность. Не очень способными являются смешанные виды кенаров, полученные от разных певчих пород, какими бы великолепными певцами ни были их родители.

Пению обучают обычно еще молодых кенаров. Это очень сложный процесс, требующий от учителя определенного умения и хорошего музыкального слуха. Очень важным условием в процессе обучения птицы является также правильное содержание и кормление. Например, развитию певческих навыков способствует пересадка самцов из пролетной клетки в небольшие одиночные размером 35?25 ?18 см, при этом их следует пересаживать сразу же по окончании линьки.

При пересадке каждого из кенаров необходимо осматривать, раздувая перья на грудке и брюшке. Очень важным является установление физического состояния птицы – нет ли излишних жировых отложений или чрезмерной худобы с выдающейся вперед грудной клеткой и т. п.

В соответствии с полученными в результате наблюдения данными составляется рацион птицы, направленный на то, чтобы привести ее в состояние нормальной упитанности. Этот фактор считается благоприятным для развития пения.

Некоторые птицы, прожившие некоторое время в одной клетке, привыкают быть вместе и при разлуке первое время вообще отказываются петь. В этом случае нужно первые 1–2 нед ставить клетки с птицами рядом, чтобы они могли видеть друг друга.

Когда самцы привыкнут сидеть поодиночке, их клетки устанавливают одну над другой, а ряды перегораживают картоном, чтобы птицы не видели друг друга. С этого времени их можно начинать обучать.

Раньше для обучения кенаров пению использовали специальные птичьи органчики и различные музыкальные инструменты – дудочки, свирели и т. п. В настоящее время используются электронные записи пения лучших певцов-кенаров.

В то же время наилучшим способом обучения до сих пор считается живое пение «учителей», которых для молодых кенаров следует подбирать заблаговременно. Опытные канароводы проявляют в этом вопросе большую осторожность. Дело в том, что для обучения годятся только самые лучшие певцы, но найти их тем более заполучить не очень просто. Кенары с выдающимися способностями являются большой редкостью и, как правило, недоступны широкому кругу владельцев. В связи с этим в «учителя» часто допускаются кенары, имеющие небольшие погрешности в пении, например высокие свистки или небольшие хрипы.

Лучше всего птицы перенимают манеру пения от своего отца. Однако если такой кенар поет со многими погрешностями, а другого хорошего певца просто нет возможности найти, рекомендуется предоставить молодому самцу развиваться самому, поскольку главные особенности пения своей породы он получил по наследству. На этой основе кенар может самостоятельно создать песню, характерную для данного напева. Новая песня может несколько отличаться по содержанию и значительно уступать песне обученной птицы, но зато в ней будет меньше брака.

Основным умением кенара является четкое исполнение колен песни с плавными переходами. «Учитель» должен исполнять свою песню без диссонансов, которые может усвоить любой ученик и затем повторять.

Основным методом обучения чаще всего является открытый. Он заключается в том, что клетки с самцами расставляют в один или несколько рядов. В каждом вертикальном ряду птиц необходимо отгородить друг от друга картоном или фанерой. Считается, что, не видя друг друга, самцы будут вести себя более спокойно, меньше возбуждаться или горячиться, а результатом станет более ровное и продолжительное пение.

Все клетки, в которых содержатся обучаемые кенары, должны быть прямоугольной формы и одинакового размера. В верхнем ряду помещаются клетки с самым первым выводком, а в нижних – с самцами последующих поколений. Клетка с «учителем» устанавливается напротив клеток с «учениками» так, чтобы они видели его. В помещении не должно быть птиц других пород, иначе в пении кенаров появятся нотки других напевов, как правило, портящие хорошую песню.

В первые недели клетки с обучаемыми птицами немного затемняют. Для этого можно использовать занавески синего, зеленого или голубого цвета. Некоторые любители затемняют всю комнату, занавешивая окна, однако в этом случае клетка с «учителем» должна находиться на подоконнике за занавеской, не лишаясь солнечного света.

Птиц можно разместить в комнате иначе. Для этого используют специальный учебный шкаф, в который можно поместить любое количество «учеников». В шкафу устроено много отдельных ячеек, их задние стенки и передние дверцы застеклены матовым стеклом. На задних стенках ячеек должны также быть просверлены отверстия для доступа внутрь свежего воздуха.

При отсутствии описанного выше учебного шкафа вместо него можно использовать обыкновенный книжный шкаф, который разделяют на необходимое число ячеек и к каждой прикрепляют дверцы.

В любом случае поступление света в клетки учеников регулируется путем открывания и закрывания дверок ячеек. Изменение интенсивности света, в свою очередь, является одним из важных средств, используемых в процессе обучения. Дело в том, что, находясь в полумраке, молодой кенар ни на что не отвлекается и более внимательно слушает песню «учителя». В результате он лучше и правильнее ее усвоит.