logo
Учебное пособие Эксплуатация машинно-тракторног

3.3. Выбор, обоснование и расчет состава агрегата.

В задании на выполнение конкретной сельскохозяйственной операции даются исходные данные для выполнения аналитического расчета состава МТА. Каждый студент производит расчет МТА в соответствии с заданием. Ниже приведена методика расчета основных видов МТА.

Состав рабочих машин и режим работы агрегата зависят от характера и условий выполнения технологической операции и показателей тяговых свойств трактора.

Эта задача решается по-разному в зависимости от вида и состава агре­гата. Для тяговых агрегатов, состоящих из тракторов и прицепных машин, задача расчета заключается в определении рационального числа машин в агрегате, сцепки и скоростного режима, которые обеспечивают высокие показатели работы. Для агрегатов, состоящих из трактора и одной с.-х. ма­шины, специально сконструированной для работы с ним, расчет сводится к определению основной передачи трактора.

У пахотных агрегатов определяется рациональное число корпусов плу­га и основная передача трактора.

У тягово-приводных агрегатов часть мощности двигателя трактора ис­пользуется для привода механизмов сельскохозяйственной машины, а дру­гая часть - для перемещения машины при работе. Поэтому номинальная сила тяги трактора определяется с учетом передачи части мощности двига­теля через ВОМ трактора. В дальнейшем вычисления производятся по ме­тодике расчета тяговых одномашинных агрегатов.

Состав агрегата и его скоростной режим считаются оптимальными, ес­ли при требуемом качестве выполнения работы агрегат имеет наибольшую производительность и экономичность.

Оценка правильности выбора основной передачи трактора и состава агрегата производится по значению коэффициента использования силы тяги трактора ηи , который рассчитывается как отношение тягового сопро­тивления прицепной части агрегата Ra к силе тяги на крюке трактора Ркр. У рационально скомплектованного агрегата значение ηи всегда наиболее близко к оптимальному значению ηопт (определенному по справочнику), но не превышает его, то есть η и ≤η опт .Превышение η и над η опт нежелательно, так как это в условиях переменных нагрузок приводит к работе двигателя с частыми значительными перегрузками, которые создают нестабильность работы двигателя, ведут к быстрому износу его деталей, приводят к сниже­нию производительности агрегата за счет снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Машинно-тракторные агрегаты комплектуют с учетом следующих факторов:

- подбор машин - в соответствии с требованиями агротехники;

- предотвращение возможных потерь при посеве, внесении удобрений, уборке урожая с.-х. культур и т.д.;

- максимальная производительность агрегата при минимально воз­можном расходе топлива и эксплуатационных затрат;

- оснащение агрегата маркерами, средствами автоматизации, специальным оборудованием, обеспечивающим безопасные условия труда при работе агрегата и решение вопросов экологии.

Аналитический расчет по комплектованию любых МТА состоит из пяти общих начальных вопросов в следующей последовательности:

  1. Установить тип с.-х. операции (вспашка, боронование, посев, уборка и т.д. - по заданию преподавателя) и агротехнические требования, предъявляемые к ней (глубину обработки, число следов при бороновании и др.).

  2. Выбрать марку трактора, сельскохозяйственной машины и сцепки, которые обеспечат наивысшую производительность МТА на данной с.-х. операции:

  3. Установить диапазон скоростей движения агрегата, рекомендуемых по требованиям агротехники на данной с.-х. операции (табл. П. 1.5).

  4. Для принятого диапазона скоростей определить передачи, на кото­рых может работать трактор в выбранном диапазоне скоростей (табл. П. 1.2) и соответствующие им значения номинальной силы тяги на крюке трактора Ркр.н , а также значения теоретических скоростей движения на этих передачах Vт , и вес трактора G (табл. П.1.1 и П.1.2).

Расчет обычно выполняют для двух выбранных передач (например, III- ей и IV- ой).

5.Так как по заданию рабочий участок, как правило, имеет неровный рельеф (обычно подъем i = 3%, i = 5%), в значения Ркр.н. вносят поправки:

Ркр.н.i = Ркр.н - Gi -/100,

Ркр.н.iIII = Ркр.н.III - Gi/100; Ркр.н.iIV = Ркр.н.IV -Gi/100; (3.1)

где i - уклон местности, %;

Ркр.н.III, Ркр.н.IV -номинальные тяговые усилия трактора на III и IV-й передачах, кН.

Далее расчет по комплектованию агрегатов производят с учетом особенностей расчета конкретных агрегатов (тяговых, тягово-приводных, па­хотных, уборочных, транспортных), а пункты в каждом расчете будут идти кик продолжение -то есть 6, 7, 8 и т.д.