logo
Учебное пособие Эксплуатация машинно-тракторног

3.3.7. Особенность расчета транспортного агрегата

Тракторные транспортные агрегаты рассчитываются но методике рас­чета разбрасывателей удобрений (п.3.3.5) с использованием дополнитель­ных данных, помещенных в табл. П. 1.15.

Тяговое сопротивление прицепа Rт определяется по формуле (3.23). Значение грузоподъемности Q прицепа при необходимости может быть определено по формуле:

Q = 10 -3Vρλ, (3.25)

где Q - грузоподъемность прицепа, т;

V - вместимость кузова, м3 (табл. П. 1.15);

ρ- плотность перевозимого груза, кг/м3 (табл. П.1.16);

λ - коэффициент использования вместимости кузова,

λ≈0,8 ...1,0.

Значение веса перевозимого прицепом груза Gгр (кН) вычисляется пу­тем умножения значения Q на коэффициент 9,8.

Для тракторных транспортных агрегатов наиболее тяжелыми условия­ми по загрузке являются трогание с места и преодоление труднопроходи­мых участков маршрута.

Необходимая передача для преодоления максимального угла подъема при трогании с места находится после определения требуемого значения номинального тягового усилия трактора и проверки на достаточность силы сцепления.

Требуемое номинальное тяговое усилие трактора Ркр.н. определяется по формуле:

Ркр.н. ≥(Gпр + Gгр)(fпр-aпр + i/100) + G[f(aтр-1) + i/100], (3.26)

где Ркр.н.- номинальная сила тяги на крюке трактора, кН (табл. П. 1.17);

Gпр - вес прицепа, кН (табл. П. 1.15);

Gтр - вес перевозимого прицепом груза, кН;

fпр - коэффициент сопротивления качению прицепа (табл. П. 1.8);

f- коэффициент сопротивления качению трактора (табл. П. 1.7);

апр , атр - коэффициенты повышения сопротивления движению соот­ветственно прицепа и трактора при трогании с места (табл. П. 1.18);

i - уклон местности, %;

G - вес трактора, кН (табл. П. 1.1).

Пример. Трактор МТЗ-80 с прицепом 2ПТС-4М-785А работает на пере­возке силосной массы от комбайнов КСС-2,6А к траншее. Определить зна­чение номинального тягового усилия трактора Ркр.н. и достаточность силы сцепления трактора с почвой Fmax на выбранной передаче; i =2%.

Решение.

Вес прицепа Gпр = 15,2 кН (табл. П. 1.15).

Вес груза, кН, определяем по формуле:

Gгр = 10-3 · V·ρ·λ,

где V - объем кузова, равен 6,1 м3 (табл. П. 1.15);

ρ - плотность перевозимого груза равна 450 кг/м3 (табл. П.1.16);

λ - коэффициент использования вместимости кузова, равный 0,8.

Gгр= 10-3 · 6,1 · 450 · 0,8 = 21,96 ≈ 22кН.

Gпр + Gгр = 15,2 + 22 = 37,2 кН.

fпр = 0,08; f = 0,07, (табл. П.1.8);

атр = 2,12; апр= 1,87, (табл: П. 1.18); G = 31,5кН (табл. П. 1.1)

Подставив числовые значения в формулу (3.26), получим:

Ркр.н.6≥ 37,2(0,08·1,87. + 0,02) + 31,5[0,07(2,12-1,0) + 0,02] = 9,42кН.

Определим передачу трактора при трогании с места - это будет 6-я пе­редача (табл. П.1.2.), так как на этой передаче Ркр.н. = 10,7 кН, что несколько больше полученного по расчету значения.

Проверим достаточность силы сцепления трактора с почвой на вы­бранной передаче по формуле:

Fmaх - G(f aтр + i/100) ≥ Gпр(fпр ·aпр + i/100), (3.27)

где Fmax - максимальная сила сцепления движителей трактора с почвой, кН.

Fmax = Gсц ·μ, (3.28)

где Gсц - сцепной вес трактора, кН;

μ- коэффициент сцепления (табл. П. 1.7); μ = 0,8.

Для колесных тракторов с одной ведущей осью Gсц = 2/3G, или:

Gсц = 31,5 = 21кН; Fmax =21 ·0,8 = 16,8кН:

Тогда:

16,8-31,5(0,07· 2,12 + 0,02) ≥ 37,2(0,08·1,87 + 0,02);

11,5>6,4.

Таким образом, сцепление движителей трактора с почвой достаточное и хорошее. По рассчитанному значению Rкр.н. необходимо определить до­полнительную передачу трактора, используя данные табл. П. 1.2.

Дополнительной передачей будет 5-я передача, для которой Rкр.н.5 = 11,5кН. Табличное значение Rкр.н. должно превышать рассчитанное, но быть возможно близким к ней.

Если неравенство (3.26) не выполняется для всех передач, то следует определить максимально возможный вес груза G гр.max в прицепе и с учетом его значения произвести корректировочные расчеты основной транспорт­ной передачи трактора:

, (3.29)

где - максимально возможный вес груза в прицепе при трогании трактора с места, кН;

Ркр.max- максимально возможное значение силы тяги трактора, кН.