logo
Культурно-ландшафтное районирование тверской области

Удомельский район (адм. Удомельский район)

Район выделен на основе двух основных групп факторов: разно­образия и живописности ландшафтов и историко-культурного потенциала территории. В составе наиболее ценных территорий Тверской области значение этого района состоит в сохранении крупных озер и сети рек, характерных для лесных ландшафтов воз­вышенных моренных равнин, а также давно сложившейся системы сел и деревень. Во многих из них раньше находились небольшие усадьбы — старинные "дворянские гнезда", бывшие яркими и очень типичными для глубинных районов Центральной России очагами культуры. В районе находится также современный город Удомля на озере Песьво, возникший на месте полустанка Троица.

Примечателен Удомельский район в археологическом отноше­нии. В верховье р. Волчины, по побережьям озер Перхово, Молдино, Удомля сосредоточены селища и городища раннего железного века, курганные могильники раннего средневековья, неукрепленные поселения, существовавшие на протяжении 1 тыс. н. э.

Территория района протягивается с севера на юг на 40 км, его ширина в северной части — 2-3 км, средней — 11-14 км, южной — 8-10 км. Крупные размеры района обусловлены простран­ственным размещением удомельской группы озер, а также озер, свя­занных с долинами рек Съежа на севере и Волчиной на юге.

Северная часть района с озерами Островенское, Удомля и Песь­во расположена в пределах Удомельской возвышенности. Это круп­нохолмистая местность, озера занимают древние ложбины стока. Лесные массивы и поля имеют пятнистое распределение. Берега озер разнообразны и живописны: западное побережье оз. Островенское и оз. Удомля, а также побережья оз. Песьво изобилуют заливами, бух­тами, полуостровами, крутосклонные участки берега чередуются с более пологими. Средняя часть района к югу от г. Удомля, сток которой связан с р. Волчиной, плоскоравнинная. Она занята круп­ными массивами сырых елово-березовых лесов и довольно крупных болот между оз. Кубыча и р. Гнилухой. В южной части район ограничивается долиной р. Волчины с оз. Перхово, с восточной сто­роны — оз. Молдино, занимающим ложбину в створе р. Молдинки. Склоны к берегам озер и к долине реки покатые и крутые, терри­тория дренирована левыми притоками р.Волчины. В целом Удомель­ский район — это край озер, рек, лесов.

Удомельский район всегда привлекал внимание красотой ланд­шафтов. Как известно, сюда стремились художники, артисты, пи­сатели. Во многих деревнях и селах — Островно, Горка, Гарусово, Чайка, Лубенькино, Молдино и других — в течение полувека жили и работали замечательные художники: И.И. Левитан — в последние годы XIX вв., а в первой половине XX в. — В.К. Бялы-ниикий-Бируля, А.С. Степанов. СЮ. Жуковский, Н.П. Богданов-Бельский, А.В. Моравов, создавшие здесь свои лучшие произведения.

В 1893-1896 гг. в имениях Островно, Горка и Гарусово жил Левитан. Лето 1893-94 гг. художник провел в имении В.В. Ушаковой в д. Островно на берегу Островенского озера, а затем, в 1895-1896 гг., — в имении А.Н.Турчаниновой Горка, находящемся на западном берегу Островенского озера. Сюда к Левитану дважды приезжал А.П. Чехов. В Горке специально для Левитана была построена мастерская. В удомельском крае Левитан написал не­сколько десятков картин, среди которых есть широко известные про­изведения — "Март", "Золотая осень" и другие.

Вслед за Левитаном в окрестностях оз. Удомля жили художники Бялыницкий-Бируля, Степанов, Жуковский, Богданов-Вельский, Мора­вов, творческое содружество которых началось с юношеских лет, со времени их учения в Московском училище ваяния и зодчества, и про­должалось в течение всей жизни. Произведения этих художников, со­зданные в удомельском крае, вошли в золотой фонд русского искусства и находятся сейчас во многих художественных музеях страны.

Более 50-ти лет в удомельском крае жил В.К. Бялыницкий-Биру­ля. В 1901 г. художник поселился в имении Н.И. Колокольцева на берегу озера Кезадра, затем жил в Островках, Сигове, Гарусове, а с 1912 г. — на построенной им даче "Чайка", находящейся на восточном берегу оз. Удомля. Дача "Чайка" была культурным цен­тром, куда приезжали многие годы художники, музыканты, артисты, писатели. На удомельской земле Бялыницкий-Бируля написал ог­ромное количество работ, которые впоследствии рассеялись как по музеям, так и по частным собраниям.

В разные годы в Лубенькино, Островно, Гарусово, Бережок, Акулово и в других местах жили Степанов, Богданов-Вельский, Моравов. Жуковский длительное время жил в Поддубье, Всехсвятском, Островках на озере Молдино. В их творчестве особенно яркое Отражение нашли темы русского пейзажа и уходящих "дворянских гнезд". Плеяда удомельских художников оставила яркий след в истории живописного искусства. По словам Л. И. Каца, удомельский край Можно назвать своеобразным "тверским Абрамцевым".

В конце 1918 г. и начале 1919 г. по инициативе художников при Даче "Чайка" были организованы Свободные государственные художественные мастерские. Это была первая художественная школа для народа, открытая не только в тех местах, но и вообще в России. В мастерских в течение двух лет преподавали А.Е. Архипов, В.В. Рождественский, К.А. Коровин, специально приглашенные для этой цели из Москвы. Мастерские просуществовали до 1922 г. Естественно было бы сейчас продолжить традиции и организовать в удомельском крае художественный центр российского значения.

Культурное наследие Удомельского района изучено неполно. Име­ются паспорта только на единичные памятники. Поставлена на охрану усадьба Рябушинского в Лубенькино на оз. Удомля, представляющая собой интересный образец усадебного строительства в начале XX в. От усадебного ансамбля сохранился главный дом в неоклассическом стиле (сейчас в нем находится медицинское учреждение), регулярный липовый парк второй половины XIX в. Зафиксированы остатки усадьбы "Бережок" на северном берегу оз. Песьво — сильно разрушенный господский дом, отдельные хозяйственные постройки и пейзажный парк первой половины XIX в. В с. Молдино поставлена на охрану церковь Успения Богородицы (1- я пол. XVIII в.), в с. Перхово — церковь Богоявления (1803 г.).

Необходимо провести тщательное обследование сел и деревень, в которых были старинные усадьбы, связанные с деятельностью художников, оценить их современное состояние и перспективы paзвития. Особое внимание должно быть уделено Островно, Гарусово, Лубенькино, Горки, Чайка, Бережок, Молдино и некоторым другим поселениям, представляющим собой памятники старины и искусства. Около этих поселений должны быть выделены территории oxpaняемого ландшафта и пейзажа.

Очень интересной темой историко-искусствоведческого и краеведческого исследования могло бы быть изучение старинных усадеб удомельского края или мест, где они раньше были. Такого рода исследование могло бы коснуться социальных и нравственных ас­пектов жизненного уклада дворянских семей в контексте их взаимоотношений с русскими художниками и другими деятелями культуры.

Важнейшими для Удомельского района являются экологическая и природоохранная проблемы, заключающиеся в необходимости сохранения уникальной водной системы, чистоты озер, рек и воздушного бассейна, лесов по побережьям озер и в долинах рек, во­доохранных лесов и болот между озерами Кубыча, Перхово и Молдино. Должна быть составлена детальная карта особо охраняемых природных территорий — ландшафтных урочищ и памятников при­роды, отражающая, наряду с естественно-природными, и пейзажные качества ландшафтов.

По своему историко-культурному потенциалу удомельский край — это край туризма. Но в настоящее время развитие этой сферы деятельности сдерживается неблагоприятной экологической обстановкой, связанной с АЭС в г. Удомля. Поэтому любые планы по развитию туризма должны проходить экологическую экспертизу.