logo
Дятлов В

2. Программа правительства развития села

Для обеспечения дальнейшего развития аграрной сферы государства Кабинет Министров Украины в 2007г. утвердил Государственную целевую программу развития украинского села на период до 2015 года. Главная цель программы:

  1. Обеспечение жизнедеятельности сельского хозяйства, его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

  2. Гарантирование продовольственной безопасности страны;

  3. Создание условий для комплексного развития сельских территорий;

  4. Сохранение сельского уклада жизни и крестьянства как носителя украинской идентичности, культуры и духовности.

При этом на первый план в ней выдвигается не экономическая парадигма хозяйствования, а человек, обеспечение нормальный условий его жизнедеятельности. Вместе с тем следует учитывать, что государственное субсидирование – это лишь средство поддержки аграрного развития, а не его основной источник. Главное внимание должно быть сосредоточено на привлечении инвестиций, прежде всего внутренних, в аграрный сектор, на улучшении общего инвестиционного климата в стране.

В этом отношении сдерживающим фактором является незавершенность урегулирования земельных отношений, законодательного, институционального и организационного обеспечения рынка земли. В странах ВТО общепринято, что единица ресурса, вложенная в любую сферу экономической деятельности, должна обеспечить определенную сумму прибыли, чтобы удовлетворить экономический интерес таких вложений. В I и III сферах АПК этот принцип соблюдается, как и в других сферах материального производства. Однако в Украине ресурс земли не имеет стоимости, на нее не распространяется типичная для других отраслей методология ценообразования, кредитования, страхования и т. д.

В результате реформы собственниками земельных участков стали граждане. Часть создаваемой земельной ренты они получают в виде арендной платы, а остальная ее часть перераспределяется между посредниками. Чтобы это предотвратить, нужно признать землю капиталом и включить ее стоимость в экономическое обращение, что будет способствовать повышению доходности сельских товаропроизводителей и обеспечению расширенного воспроизводства в аграрной сфере.

Особая роль в развитии земельных отношений отводится государству, которое будет обеспечивать:

- осуществление инвентаризации и зонирования земель разного целевого назначения;

- стимулирование изъятия из интенсивного использования деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных сельскохозяйственных угодий;

- обеспечение устойчивого функционирования мелиоративных систем, улучшения состояния и эффективности использования мелиоративных земель;

- защиту и воспроизводство плодородия почв;

- формирование и функционирование рынка земель сельскохозяйственного назначения с обеспечением защиты прав субъектов рынка;

- формирование экосети как эффективного механизма сохранения ландшафтного биоразнообразия;

- развитие конкурентоспособного землепользования на основе кооперации, интенсификации, концентрации и специализации производства и партнерских производственных отношений.

Стратегической задачей аграрной политики государства в экономической сфере прежде всего является формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, которое сможет обеспечивать продовольственную безопасность страны и наращивание экспорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Основной для повышения эффективности производства в АПК и доходов сельского хозяйства являются рост технологического уровня аграрного производства, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий в результате поддержки соответствующих исследований и введение системы консультирования в сельском хозяйстве.

Непосредственно в сельском хозяйстве для приостановки спада производство срочно нужно:

- осуществить финансовое оздоровление, в том числе за счет реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей бюджетам всех уровней, государственным внебюджетным фондам, поставщикам топливно-энергетических ресурсов;

- ускорить разработку и внедрение новых механизмов хозяйствования, которые бы обеспечивали адаптацию предприятий к рыночным условиям, а также экономические условия для оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики страны;

- создать государственные резервные продовольственные фонды, в первую очередь зерна, и организовать государственное регулирование их рынков;

- организовать специализированную финансовую систему обслуживания товаропроизводителей АПК;

- обеспечить мобилизацию государственных кредитных ресурсов и создать соответствующие условия для привлечения частных инвестиций в производство сельскохозяйственной техники, расширение лизинга на благоприятных условиях;

- восстановить с учетом рыночных отношений, систему страхования в сельском хозяйстве.

В отраслях растениеводства особое значение приобретает наращивание товарных объемов зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, кормовых культур, продукции овощеводства, бахчеводства, виноградарства и садоводства. Поэтому организационную основу увеличения производства должны составлять научно обоснованные меры по реструктуризации отраслей, совершенствованию структуру землепользования, обеспечению бездефицитного баланса питательных веществ в почве. Целесообразно широко практиковать гибкие таможенные сезонные режимы с повышением экспортных ставок в период пикового спроса на внутреннем рынке.

На государственном уровне необходимо поддерживать технологическое перевооружение перерабатывающей промышленности, внедрять упрощенные процессы в результате применения импортного оборудования. Это обеспечит ускорение развития рыночной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке.

Успешная деятельность агропромышленного комплекса в значительной степени зависит от формирования и функционирования внутреннего аграрного рынка и его инфраструктуры, создания эффективной маркетинговой сети движения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю, которая бы обеспечивала паритетность экономических интересов производителей, переработчиков и потребителей.

При решении задач развития рыночных отношений следует учитывать: необходимость существенного повышения роли государства в регулировании межотраслевых отношений, формирования системы сельскохозяйственного кредита, осуществления товарных закупок и интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия, причем не только зерна, но и всех других основных видов продукции; специфику агропромышленного производства и его роль как одного из основных секторов национальной экономики, влияющего на экономическую и социальную ситуацию в стране; постепенное развитие рыночных отношений в соответствии с формированием экономических условий и инфраструктуры рынка; необходимость обеспечения государственной поддержки социальной сферы села, проведения рыночных преобразований, направленных на улучшение социальных условий жизни сельского населения.