2.2 Железнодорожный транспорт
Ведущее положение в обслуживании потребностей промышленности, сельского хозяйства и населения Волго-Вятского экономического района занимает Горьковская железная дорога (Республики Марий Эл и Чувашия, Кировская и Нижегородская области). Республика Мордовия обслуживается преимущественно Куйбышевской и частично Горьковской дорогами.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей Волго-Вятского составляет 3,5 тыс. км (4% от эксплуатационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. км2 территории - 133 км (средняя по РФ -- 51 км).
Значения этих показателей по субъектам Российской Федерации, входящим в Волго-Вятский район и имеющим железнодорожное сообщение, приведены в таблице 6.
Две широтные магистрали (Пермский и Казанский хода), входящие в состав железнодорожной сети района, обеспечивают грузообмен между восточными и западными регионами страны.
Таблица 6
|
| ||
Субъекты РФ | Эксплуатационная длина ж.д. путей, км | Плотность ж.д. путей сообщения на 10 тыс. км2 территории, км |
|
Всего по Волго-Вятскому району в том числе: Республика Марий Эл Республика Мордовия Чувашская Республика Кировская область Нижегородская область | 3463 204 543 397 1104 1215 | 133,0 87,9 207,3 298,5 91,4 158,0 |
|
|
|
|
|
Горьковская железная дорога в границах Волго-Вятского экономического района имеет две магистрали: (Владимир) --Ильино -- Нижний Новгород -- Котельнич -- Киров -- Яр -- (Пермь) с ответвлением от Котельнич на Свечу (Вологда) и Муром -- Арзамас -- Канаш -- Свияжск -- (Казань), которые соединены меридиональной линией Нижний Новгород -- Арзамас -- Красный Узел. По территории района проходят также тупиковые линии: Зеленый Дол -- Йошкар-Ола -- Яранск, Канаш-Чебоксары (имеющие важное значение для экономики республик Марий Эл и Чувашской) и Яр -- Лесная, обслуживающая лесную промышленность и добычу фосфоритов. Линия Киров -- Сусоловка (Котлас) связывает Горьковскую дорогу с Воркутинским направлением Северной железной дороги.
Кроме того, Республику Мордовия обслуживают железнодорожные линии Куйбышевской дороги: широтная Инза -- Рузаевка -- Кустаревка и соединяющая Куйбышевскую и Горьковскую дороги Рузаевка - Красный узел.
Наиболее грузонапряженными участками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети Волго-Вятского района в 1997 г. были: Яр - Киров - 38,6 млн. т, Киров -- Котельнич -- 41,3 млн.т, Котельнич -- Свеча - 26,6 млн.т (Кировская область), что превышало среднюю грузонапряженность сети России (12,7 млн.т) соответственно в 3,0; 3,3 и 2,1 раза; Нижний Новгород -- Ильино -- 20,6 млн.т (Горьковская область) -- с превышением среднесетевой грузонапряженности в 1,6 раза; Рузаевка -- Кустаревка -- 16,9 млн. т (Республика Мордовия) -- с превышением в 1,3 раза.
К 2010 г. запроектировано расширение железнодорожной сети России и, в частности, Волго-Вятского района, после предполагаемого строительства магистрали Архангельск -- Сыктывкар -- Пермь, которая соединит между собой существующие и подлежащие строительству новые линии (на территории Республики Коми и Кировской области новая линия Сыктывкар -- Черная) и пройдет по территории трех экономических районов: Северного, Волго-Вятского и Уральского.
В 1994 г. на Критской конференции министров транспорта Европы, названы приоритетные коридоры в Центральную и Восточную Европу. Система включает в себя 9 коридоров с 13-ю ответвлениями. Непосредственно Россию затрагивают коридор № 2 Берлин -- Варшава -- Минск -- Москва и № 9 Хельсинки-Москва -- Киев -- Одесса.
В свою очередь, в России разработали проекты, дополняющие эти два коридора новыми направлениями. Они были представлены на Третьей Международной конференции по проблемам транспорта, которая прошла в середине июля 1996 г. в Хельсинки. В частности, предлагалось продлить коридор № 2 в восточном направлении. Этот коридор получил название «Балтийский мост» -- Москва -- Нижний Новгород -- Урал.
Продолжение Критского коридора № 2 от Москвы до Урала имеет исключительно важное значение в реализации транспортно-экономических связей широтного направления и в экспортно-импортных перевозках развитых в экономическом отношении российских регионов со странами Западной и Восточной Европы.
Общая российская территория, обслуживаемая Критским коридором № 2, при продлении его до Урала составит 1152 тыс.км2 (примерно 7% от общей территории России), а население 17-ти субъектов РФ, проживающих в этом регионе, -- 51,4 млн. человек (почти 35% от общего населения России).
По мнению российских специалистов, а также экспертов Европейской комиссии, вопрос продления Критского коридора № 2 на восток может решиться поэтапно, и в качестве первого этапа выбрано направление Москва -- Нижний Новгород.
На этом направлении в соответствии с отраслевой научно-технической программой «Развитие скоростного пассажирского движения на железных дорогах Российской Федерации на период до 2010 г.» намечается к 2005 г. ввести движение пассажирских поездов со скоростью 160 км/ч в условиях совмещенного грузового и пассажирского движения. К перспективным линиям со скоростью движения 140 км/ч в программе отнесена линия Нижний Новгород -- Екатеринбург.
- 1 Часть. Общая характеристика волго-вятского экономического района
- 1.1 Общая характеристика производительных сил Волго-Вятского экономического района
- 1.2 Анализ экономико-географического положения экономического района
- 1.3 Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале
- 1.3.1 Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплекса
- 1.3.2 Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии
- 1.3.3 Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса
- 1.3.4 Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса
- 1.3.5 Экономико-географическая характеристика строительного комплекса
- 1.3.6 Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
- 1.3.7 Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса
- 1.3.8 Внешнеторговые перевозки
- 1.3.9 География пассажирских перевозок
- 2 Часть. Характеристика транспортной системы волго-вятского экономического района
- 2.1 Общая характеристика транспортной системы
- 2.2 Железнодорожный транспорт
- 2.3 Речной транспорт
- 2.4 Морской транспорт
- 2.5 Автомобильный транспорт
- 2.6 Трубопроводный транспорт