1. Экономико-географическое положение и административно-территориальное устройство Российской Федерации
• Географические особенности России.
• Понятие «экономико-географическое положение».
• Геополитическое и экономико-географическое положение России.
• Административно-территориальный состав России.
Среди географических особенностей России, влияющих на хозяйственную деятельность, расселение населения и формирование среды обитания в целом, обращают на себя внимание прежде всего следующие положения:
1) обширность занимаемого страной пространства;
2) неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории;
3) богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов;
4) многонациональный состав населения и этническая мозаич-ность территории (наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных народностей);
5) сильные территориальные контрасты в экономической и социальной сферах.
Российская Федерация - самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положению евразийской страной.
Геополитическое положение России взаимосвязано с экономико-географическим положением (ЭГП), т.е. положением на экономической карте мира, отражающим положение страны по отношению к основным хозяйственным рынкам и центрам мировой экономики. Впервые понятие ЭГП ввел в географическую науку известный ученый Н.Н. Баранский (1881-1963). Это понятие широко используется для оценки места стран на мировой карте и, кроме того, для определения отношения любого географического объекта к другим, расположенным вне его. Россия занимает площадь 17,1 млн км2, что почти в 2 раза больше, чем КНР или США. По численности населения Российская Федерация находится на седьмом месте в мире, по результатам переписи населения 2002 г. численность населения составляет примерно 145 млн человек. Крайняя северная точка страны - мыс Флигели на острове Рудольфа в составе архипелага Земли Франца-Иосифа, а на материке - мыс Челюскин; крайняя южная - на границе с Азербайджаном; крайняя западная - на границе с Польшей у Гданьского залива на территории анклава, образованного Калининградской областью Российской Федерацией; крайняя восточная - остров Ратманова в Беринговом проливе. Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т.е. находится в средних и высоких широтах. В этом отношении аналогом среди зарубежных стран может служить только Канада. Максимальное расстояние между западными (не считая Калининградскую область) и восточными рубежами - 9 тыс. км, между северными и южными - 4 тыс. км. В пределах России находится 11 часовых поясов. Протяженность границ составляет 58,6 тыс. км, в том числе сухопутных - 14,3 тыс. км, морских - 44,3 тыс. км. После распада СССР страна имеет несколько типов сухопутных границ:
1) совпадающие с рубежами бывшего СССР, большая часть которых закреплена в международных договорах. Это границы с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем, Северной Кореей;
2) административные, пока не оформленные как государственные границы со странами СНГ - Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном;
3) находящиеся в стадии оформления как государственные, разделяющие Россию и страны, не входящие в СНГ, границы с Эстонией, Латвией, Литвой.
Россия по многим аспектам международных отношений является правопреемницей бывшего СССР и в этом качестве выполняет функции постоянного члена Совета Безопасности ООН, входит в важнейшие международные организации, в том числе Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Она подписала соглашение с НАТО «Партнерство ради мира», участвует в совещаниях «Большой семерки» (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Канада).
Геополитическое положение страны - это ее место на политической карте мира и отношение к различным государствам.
Россия в своей геополитике ориентируется на многие группы государств:
1) страны СНГ и другие новые независимые государства (не только непосредственные соседи России, но и соседи второго порядка: Молдова, Армения, государства Средней Азии, страны третьего порядка -Таджикистан). Соседи второго порядка - страны, соседние с пограничными государствами. С Таджикистаном Россия может иметь связи через территории Казахстана и Киргизии (или Узбекистана);
2) страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское экономическое сообщество, среди которых возрастает роль Германии - нового мирового геополитического полюса;
3) страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи;
4) страны бассейнов Балтийского и Черного морей, с которыми Россия уже заключила многосторонние соглашения;
5) страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно полюса мировой экономики и политики - Япония, Китай, Индия;
6) особая роль принадлежит развитию многосторонних связей России с США.
Геополитическое положение России в современных условиях определяется многими факторами разного уровня - от глобальных до региональных. Существенное влияние на экономическое и социальное развитие страны оказывают следующие обстоятельства:
1) образование в результате распада СССР по всему периметру сухопутных границ России суверенных государств, которые, за исключением стран Балтии, относятся к СНГ и созданному в его рамках Экономическому союзу;
2) возникновение по отношению к России ближнего и дальнего зарубежья, причем к первому из них принадлежат все страны СНГ;
3) «прозрачность» границ с ближним зарубежьем (кроме Украины);
4) ликвидация военного присутствия России в Германии, странах Восточной Европы (включая страны Балтии) и других, за исключением участия в составе миротворческих сил ООН и частичной охраны государственных границ СНГ. В целом геополитическое положение России решительным образом улучшилось благодаря окончанию «холодной войны», ликвидации военного противостояния с США и другими странами НАТО. Россия перестала быть страной, имеющей войска за рубежом, во всяком случае, за границей бывшего СССР. Положительное влияние на геополитическую ситуацию оказывает и активизация интеграционных процессов вхождения России в мировое хозяйство.
Изменение геополитического положения привело и к ряду негативных последствий. Внешнеэкономические связи с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном (азиатском, особенно ближневосточном) направлениях теперь приходится осуществлять через территорию государств СНГ. За пределами России остались крупные порты на Черном и Балтийском морях; некоторые весьма значительные источники минеральных ресурсов, особенно марганца и руд цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.), нарушены исторически сложившиеся межрайонные связи. Возникли трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью, оказавшейся изолированной от остальной территории России. Появились спорные вопросы, инициированные некоторыми соседними государствами по поводу границ. Эти тенденции геополитического положения усложняют торгово-транспортные операции и функционирование объектов топливно-энергетической инфраструктуры международного характера (нефте- и газопроводов, линии электропередачи). Изменения, произошедшие после 1991 г. (распада СССР) в геополитическом положении, прежде всего заключаются в резком сужении самостоятельного выхода к морским торговым путям Мирового океана. В Российской империи и СССР существовало 4 выхода к морю: Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский. С распадом Союза Балтийский и Черноморский выходы значительно сузились, потеряли для России свое первостепенное значение. В Балтийском море Россия имеет один крупный порт - Санкт-Петербургский и два небольших по мощности порта - Выборгский и Калининградский, в Чер-номорско-Азовском два порта: Новороссийск и Туапсе (для сравнения: грузооборот Санкт-Петербурга составляет 11 млн т, а грузооборот портов Риги, Клайпеды, Таллинна - 75 млн т; грузооборот Новороссийска и Туапсе составляет 60 млн т, а порты Украины - Одесса, Херсон, Измаил, Мариуполь - 100 млн т).
Как евразийская страна Россия имеет широкие возможности экономического и политического сотрудничества с зарубежными странами различной геополитической ориентации. Через ее территорию проходят коммуникации мирового значения, обеспечивающие транспортные связи между западом и востоком, севером и югом.
Для расширения внешнеэкономических связей (в том числе транзитных) намечается строительство трех современных портовых комплексов в Финском заливе Балтийского моря.
Одной из важнейших геополитических задач является укрепление позиций России в ближнем зарубежье. В соответствии с современными геополитическими реалиями наша страна рассматривается как один из центров мировой политики и лидер модернизирующегося пространства, охватывающего СНГ. Оптимальным для нее считается участие в международном разделении труда на равной основе с другими центрами модернизации.
Величина территории - важная экономико-географическая особенность любого государства. Для России - самой крупной по площади страны в мире - она имеет далеко идущие последствия как геополитического, так и хозяйственного значения.
Благодаря обширности территории обеспечиваются все необходимые условия рационального географического разделения труда, возможности более свободного маневра в размещении производительных сил, повышается обороноспособность государства, достигаются и другие положительные результаты в области экономического и социального развития.
Россия представляет собой единое экономическое пространство, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов, осуществляются внутрирайонные и межрайонные связи, охватывающие как материальное производство, так и непроизводственную сферу. Это пространство консолидируют единая транспортная, энергетическая и информационная системы, единая система газоснабжения, различные сети и коммуникации, другие инфраструктурные объекты.
Размеры территории предопределяют разнообразие региональных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. По масштабам природно-ресурсного потенциала Россия практически не имеет аналогов. В то же время большая часть территории расположена в умеренном и холодном агроклиматических поясах. Необходимость преодолевать огромные расстояния выдвигает серьезные проблемы перед транспортом, которые усугубляются суровыми климатическими условиями на значительной части территории. В отношении транспортной доступности условия весьма дифференцированы. При больших территориальных пространствах, несмотря на то что это принято считать благоприятным условием для развития хозяйства и обеспечения экономической независимости страны, интенсивное развитие экономики возможно лишь при развитой системе транспорта. Существенные различия в степени экономической освоенности территории, уровне обеспеченности природными и трудовыми ресурсами находят отражение в количественных и качественных характеристиках хозяйства. Производственный потенциал европейской части много больше, а структура хозяйства значительно сложнее, отличается более широкой диверсификацией, чем в восточных районах.
Россия является федеративным государством - Российской Федерацией, объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство. В состав Российской Федерации входят 21 республика, б краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.
Города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Республики России: Адыгея (Майкоп), Алтай (Горно-Алтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), Ингушетия (Назрань), Кабардино-Балкария (Нальчик), Калмыкия (Элиста), Карачаево-Черкесская (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Северная Осетия - Алания (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чеченская (Грозный), Чувашская (Чебоксары); Саха (Якутия) (Якутск).
Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский, Ставропольский.
Автономные округа: Агинский Бурятский (Агинское) в Читинской области, Коми-Пермяцкий (Кудымкар) в Пермской области, Корякский (Палана) в Камчатской области, Ненецкий (Нарьян-Мар) в Архангельской области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) (Дудинка) в Красноярском крае, Усть-Ордынский Бурятский (Усть-Ордынский) в Иркутской области, Ханты-Мансийский - Югра (Ханты-Мансийск) в Тюменской области, Чукотский (Анадырь), Эвенкийский (Тура) в Красноярском крае, Ямало-Ненецкий (Салехард) в Тюменской области.
На территории России находится одна автономная область в Дальневосточном экономическом районе - Еврейская (Биробиджан).
Отметим особенность территориально-государственного устройства, уникальную в мировой практике. Девять автономных округов (за исключением Чукотского) входят в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и территориальная часть (автономный округ), и целая территория (край или область) являются равноправными субъектами Федерации.
Каждый регион - субъект Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости.
Субъекты Федерации объединены в более крупные административные территориальные образования - федеральные округа (рис. 2.1). 13 мая 2000 г. согласно Указу Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» территория России была разделена на семь федеральных округов. Федеральный округ имеет свой центр и аппарат управления, возглавляемый полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе. 20 июня 2000 г. Указом Президента РФ № 1144 «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» внесены некоторые изменения в содержание предыдущих указов, в частности Северо-Кавказский федеральный округ переименован в Южный. Каждый федеральный округ имеет свой центр: Центральный - Москву; Северо-Западный - Санкт-Петербург; Южный - Ростов-на-Дону; Приволжский - Нижний Новгород; Уральский - Екатеринбург; Сибирский - Новосибирск; Дальневосточный - Хабаровск.
На территории России выделяются 11 экономических районов (рис. 2.2): Северо-Западный, Северный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (Калининградская область не входит в состав экономических районов). Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками.
Каждый из этих районов выполняет определенные функции в общей системе территориального разделения труда внутри страны.
Россия по многим параметрам: территории, населению, природ-но-ресурсному потенциалу, производственному, научно-техническому и интеллектуальному потенциалу, участию в решении глобальных проблем современности, связанных прежде всего с освоением космического пространства, содействию в поддержании мира и безопасности -великая держава. В то же время ее экономика находится сейчас в глубоком кризисном состоянии, которое можно рассматривать как неизбежный результат коренной ломки прежнего жизненного уклада в процессе перехода к рыночным отношениям.
- 1. Экономико-географическое положение и административно-территориальное устройство Российской Федерации
- 2. Взаимодействие общества и географической среды
- 3. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- 4. Естественное и механическое движение населения
- 5. Структура и особенности расселения населения России
- 6. Формирование и использование трудовых ресурсов
- 7. Внешние экономические связи и их влияние на размещение производительных сил