Нижегородская программа «ЗеРНо»: теория и практика реализации
Реализация планов МБРР шла медленнее, чем рассчитывали авторы «Стратегии» по нескольким причинам, в том числе: 1) экономический потенциал коллективных хозяйств оказался более устойчивым; 2) подавляющее большинство крестьян не считало, что они живут в «агрогулаге» и предпочли сохранить коллективную форму хозяйства.
В результате по России на 1 января 1994 г. из 95% перерегистрировавшихся предприятий 34% сохранили свой прежний статус. В Нижегородской области с начала 1992 г. по 1 января 1994 г. перерегистрировалось 665 колхозов и совхозов, из которых коллективы 254 хозяйств приняли решение о сохранении своего статуса. Из остальных — лишь 6 выбрали статус акционерных обществ открытого типа5. Но это не соответствовало программе МБРР. Согласно ей право быть государственными или общественными предприятиями предоставляется только трем категориям хозяйств:
1. Небольшое число хозяйств, участвующих в исследованиях, либо выступающих в качестве центров просвещения и обучения.
2. Совхозы, производящие семенной материал для текущего производства, но только до тех пор, пока эти функции не смогут прейти к частному сектору.
3 Земля совхозов вблизи крупных городских центров, которую можно переклассифицировать в резерв будущего роста городских районов»6.
Сохранение прежнего статуса хозяйствами означало существенное сокращение рынка земли. Это побудило МБРР разработать дополнительные программы разрушения коллективно-долевой формы земельной собственности. К ним относится документ Международной Финансовой Корпорации (одна из фирм МБРР) под названием «Приватизация земли и реорганизация сельхозпредприятий в России: нижегородская модель. Проект Пособия для обсуждения с должностными лицами Российской Федерации», получивший название «ЗеРНо».
Летом 1993 г. в интервью радио «Свобода» губернатор Нижегородской области Б. Немцов объявляет, что во время поездки в США он обсуждал проект приватизации колхозов и совхозов, разработанный МФК для реализации на территории всей России, и высказывает надежду, что США окажут для этого и техническую, и финансовую помощь7. 21 августа 1993 г. Нижегородский областной Совет депутатов утверждает его в качестве областной программы приватизации земли и реорганизации сельхозпредприятий.
О преемственности «Стратегии» и «Проекта» свидетельствует и такой факт, что среди авторов того и другого документа является с российской стороны проф. Аграрного института РАСХН В. Узун. После реорганизации первых же хозяйств в марте 1994 г. на аукционе в колхозе имени «60-летие Октября» премьер-министр РФ В.С. Черномырдин заявил: «Сегодня рождается национальная российская программа реформации аграрного сектора. Мы ее поддержим». Уже само присутствие Черномырдина на аукционе свидетельствовало о том, какое значение придается программе «ЗеРНо». Контроль за реформированием осуществлял лично Б. Немцов. Не дожидаясь ни позитивных, ни негативных результатов реорганизации, первый вице-премьер А. Чубайс и министр сельского хозяйства А. Заверюха были назначены ответственными за проведение земельной приватизации в России на основе опыта Нижегородской области, программа которой должна была быть представлена на рассмотрение правительства через два месяца8. Поскольку реорганизация хозяйств проводилась в осенне-зимний период, ее первые результаты не могли быть известны ранее окончания сельскохозяйственного года. Только тогда можно было бы говорить об опыте производства, а не «дележе» собственности. Но отрицательный опыт мог стать тормозом в создании рынка земли. Не случайно в аналитической | записке П. Филиппова, руководителя Аналитического центра по социально-экономической политике при Президенте, рекомендовалось 1 приступить к принудительному роспуску колхозов и совхозов до на-1 чала посевных работ. Процитируем из нее некоторые положения: «Нужно... до 20 февраля издать указы президента РФ по реформированию сельского хозяйства, в которых заложить мощные стимулы для реформ «снизу» и своеобразный пресс. Следует обязать акционерные общества и оставшиеся колхозы провести в феврале—марте общие собрания акционеров и колхозников по вопросам разукрупнения сельхозпредприятий, разделения их на коллективные крестьянские хозяйства, имеющие в собственности отдельные фермы, севообороты, тепличные хозяйства и т.п. Возложить ответственность за успешное разукрупнение акционерных обществ и колхозов на глав администрации районов... Целесообразно гарантировать администрации акционерных обществ и колхозов 5% уставного капитала подобно тому, как поступили при приватизации промышленных предприятий. Установить, что при успешном разделении хозяйств к весенне-летнему сезону 1994 г. кредиты, предоставленные акционерным обществам, будут пролонгированы на полгода...». Аграрным комитетам в Совете Федерации и Думе удалось не допустить подписание уже подготовленных под эти рекомендации проектов указов9.
Одним из руководящих принципов «Проекта» является «развитие рынка земли: программа расширяет рынок земли путем продвижения к отношениям купли-продажи земли и имущества сельскохозяйственных предприятий». Для этого предлагается разделить средства производства на земельные доли и имущественные паи в натуре с выдачей свидетельств о праве собственности и перегруппировке паев согласно желанию их владельцев при организации новых форм производства через аукционы. В Проекте записано, что реорганизация хозяйств будет проводиться только добровольно. Практика же аграрной реформы свидетельствовала об обратном. Назовем лишь четыре сильнейших объективных фактора, которые превращали добровольность в принудительность:
1. Невыплата государством и коммерческими структурами долгов коллективным сельским товаропроизводителям.
2. Льготы первым реорганизованным хозяйствам, фермерам и их объединениям. Так, распоряжением №246-р от 22.02.94 г. «О финансовой поддержке реформированным сельхозпредприятиям в 1994 году» обещались целевые льготные кредиты за счет средств об-1астного бюджета на следующие цели: повышение плодородия земель, закупку минеральных удобрений, семян, сельскохозяйственной техники и оборудования, укрепление кормовой базы животноводства механизацию животноводческих ферм, строительство миникомбикормовых заводов, приобретение скота, пополнение оборотных средств. Кредит должен был выделяться на срок до трех лет из расчета до 200 тыс. на 1 га сельхозугодий. Процентная ставка за кредит устанавливалась в размере 10% с увеличением коммерческим банкам на 3% ~ величину фиксированной маржи, в то время как процентная ставка в банках составляла около 200%.
Финансовые реалии заставили уже через полтора месяца внести коррективы. Распоряжением администрации Нижегородской области №422-р от 01.04.94 г. «О внесении изменений о финансовой поддержке реформированным хозяйствам в 1994 г.» для таких хозяйств предусмотрено выделение уже 50 тыс. руб. на 1 га сельхозугодий. Процентная ставка за кредит определяется в размере 50% от ставки Центробанка с увеличением коммерческими банками на 4% - величину фиксированной маржи. 15.08.94 г. было принято еще одно распоряжение за №1138-р «О внесении изменений в Положение от 22.02.94 г. №246-р», которое обещало частичную компенсацию за оплату энергоресурсов в связи с их удорожанием.
С апреля 1994 г. к областному бюджету был «подключен» федеральный бюджет. Постановление правительства «О практике аграрных преобразований в Нижегородской области» (№324) предусматривало выделение Нижегородской области из федерального бюджета 2 млрд. руб. на работу по реорганизации сельхозпредприятий, предоставление налоговых льгот сельскохозяйственным, обслуживающим и перерабатывающим предприятиям, созданным на базе реорганизации в соответствии с данной программой хозяйств и т. п.1 Постановление предусматривало создание сети консультационных пунктов, передачу опыта руководителям и специалистам агропромышленного комплекса других регионов России.
В области ежегодно принимались программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области, подкрепленные финансированием, в том числе безвозмездным, а также предоставлением различных льгот10. А в целом для дальнейшего реформирования российского агросектора Всемирный банк обещал дополнительно до 30 июня 1994 г. выделить новые кредиты на 325 млн. долларов11.
3. Перевод объектов социальной инфраструктуры на местный бюджет. Это тоже делалось волевым решением без создания в органах местного самоуправления необходимых условий как финансовых, так и технических. Заметим, что это лишь первый этап свертывания социальной сферы инженерной инфраструктуры на селе под прикрытием лозунга равных прав селян и горожан как клиентов соцкультбыта. Перераспределение бюджета в пользу села, когда его дотирует город и большинство депутатов Областного законодательного собрания горожане, всегда предмет спора, в котором побеждает большинство. Поэтому передача на местный бюджет вызвала закрытие объектов социальной сферы. Этот процесс был тесно связан с программой, разработанной Комитетом по управлению городским имуществом под руководством С. В. Антюганова (КУГИ) по малой приватизации на 1995 г. Она предполагала приватизацию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, земельных участков под приватизированными предприятиями. Более того, КУГИ готовил проект указа Ельцина о проведении в Нижегородской области эксперимента по приватизации объектов культуры, по результатам которого должна была разрабатываться концепция для всей РФ12. Все это тесно связано с финансированием соответствующих статей районных бюджетов, а следовательно, сельской социальной инфраструктуры.
4. Заинтересованность в такой реорганизации руководителей хозяйств, рассчитывающих, что в ближайшие же годы они сосредоточат в своих руках значительное количество долей и паев своих односельчан. Кстати, это им советовали и авторы нижегородской модели, так как «большое количество собственников будет тормозить дело»13.
Нельзя не отметить этот сильный субъективный фактор. Цепочка из диспаритета цен, «ножниц» между себестоимостью продукции пеной ее реализации, налоговый беспредел, задержка хозяйствам оплаты за произведенную продукцию, невыплата по полгода заработной платы работникам и т. п. не могла не закончиться снижением дисциплины труда, ростом пьянства, воровства и формированием руководства хозяйств психологической усталости, желания избавиться от худших работников. Директор одного из реорганизованных хозяйств так обозначил сложившуюся ситуацию: «Со всеми работать не хочу, а только с добросовестными. Остальные организуйтесь, как хотите»14. Авторы Нижегородской модели постоянно подчеркивали, что в ходе реформы будут созданы коллективы на основе психологической совместимости, на практике решающим фактором стал расчет руководителя организуемого предприятия.
О степени добровольности свидетельствует и такой факт. По данным социологического исследования в четырех из шести реформированных хозяйств за реорганизацию высказалась треть опрошенных, греть отдала бы землю обратно трудовому коллективу, 10—16% (в зависимости от хозяйств) хотели бы основать семейные хозяйства, 10-12% - организовать малые предприятия с другими членами хозяйств, остальные не приняли решения15. Более того, опыт реорганизации показал, что она стимулирует развитие конфликтных ситуаций. Например, при расчете имущественного пая:
1. По любой из двух методик, предложенных Министерством сельского хозяйства (учет среднего заработка за последние 5 лет и стажа работы в хозяйстве или учет зарплаты за все годы работы в хозяйстве даже с индексацией на инфляцию), имущественный пай доярки с 28-летним стажем получался меньше, чем у специалиста, а то и банщика, проработавших несколько лет. Поскольку во вновь организуемом предприятии дивиденд (3—4%) рассчитывается исходя из размера пая, от него же (пая) зависит количество голосов у пайщиков, изначально закладывается имущественное и правовое неравенство членов будущего хозяйства.
2. Расчет паев должен производиться после инвентаризации хозяйства, для чего создается внутрихозяйственная комиссия, как правило, из тех, кто войдет в руководство нового хозяйства.
Новым фактором, стимулирующим реализацию Нижегородской модели приватизации, стало решение руководства области не закупать в 1994 г. у села овощи для города. Б. Немцов мотивировал это решение тем, что как бананы государство не закупает, а они постоянно есть в продаже, так будет и с картофелем. Главной причиной такого решения явилось не то, что продовольственные базы после приватизации были переоборудованы под промтоварные, и не то, хозяйствах нет своих овощехранилищ, а значит, будут значительные потери продукции. Такое решение затрудняло своевременную выплату хозяйствами кредитов, взятых у банков под урожай, что увеличило задолженность хозяйств и могло стать стимулом продажи заложенных земель, техники и т.п. В этом плане политика Нижегородского губернатора полностью соответствовала позиции А. Чубайса, заявившего в своем выступлении по радиостанции «Маяк» 8 октября 1994 г., что селу надо отказать в государственной помощи, так как государство должно селу 6 трлн. руб., в то время как село должно по банковским кредитам 8 трлн. руб. Факт, что долг села возник как следствие того, что государство все еще не расплатилось с ним за предыдущие урожаи, А. Чубайсом был проигнорирован.
Такая позиция широко пропагандируется и в печати. Так, депутат Совета Федерации А. Беляев утверждал, что «сокращение дотаций сельскому хозяйству будет, в конечном счете, только способствовать его развитию. Ведь оно повлияет на снижение уровня инфляции, а стало быть, сделает более привлекательными инвестиции, в том числе в аграрный сектор». Пока же деньги на Агропром тратятся бесполезно16.
После назначения А. Чубайса первым вице-премьером, отвечающим за макроэкономику, приватизацию и курирование внешнеэкономических связей, на совещании сельхозпроизводителей он заявил, что готовятся документы, которые дадут толчок реальному выделению земельных и имущественных паев, без которых трудно формировать истинного хозяина земли. Надо создавать ипотечные банки, вводить кредитование производителей под залог земли и имущества17. Очевидно, речь шла о реанимации упомянутой аналитической записки П. Филиппова и подготовленных под нее документов. И хотя соответствующие законодательные акты были приняты, залог земли и имущества осуществлялся в незначительных масштабах, так как был не выгоден банкам.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Устойчивое развитие сельского хозяйства, его воспроизводство зависят от многих составляющих. Это — формирование и приумножение его ресурсного и производственного потенциала; использование внутренних резервов сельскохозяйственных производителей; увеличение государственной поддержки сельхозпроизводителей; гарантированные сопоставимые цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; развитие инфраструктуры на селе. Основная проблема нормализации повышения производительности труда в сельском хозяйстве заключается в повышении реальных доходов работников сельского хозяйства, так как при низкой заработной плате не обеспечивается воспроизводство рабочей силы, вследствие чего более половины сельского населения находится на грани бедности.
Сельское хозяйство остается единственной отраслью, в которой 1стематически сокращается масса основных доходов, их доля в фондах страны упала с 11% в 1998 г. до 3,7 в 2005 г.
Фондовооруженность труда в отрасли в 4,9 раза, а занятых работников в 2,7 раза меньше, чем в других отраслях экономики, хотя в сельском хозяйстве в силу особенностей его производства она должна быть существенно выше. Природные ресурсы, научный и кадровый персонал позволяют полностью обеспечить продовольственную безопасность страны, но не обеспечивают. Почему? Дикие законы рынка, реорганизация колхозов и совхозов, создание на их базе мелких товаропроизводителей полностью разрушили аграрный сектор страны.
При этом государство выполняет функции только наблюдателя. Жертвой такой политики стали сельская экономика и ее социальная сфера. Это не просто ошибка. Это настоящая удавка для всей экономики сельского хозяйства, что подтверждают следующие данные: в 2001 г. для приобретения 1 т дизельного топлива по цене 7 137 руб. сельхозпроизводителю требовалось реализовать 3,135 т зерна, или 0,278 т мяса крупного рогатого скота и птицы, или 1,64 т молока; в 2005 г. средняя цена приобретения 1 т дизельного топлива была 14 500 руб., в 2006 г. она увеличилась до 17 тыс. руб., соответственно увеличились расходы на его покупку (зерна - более 6 т, мяса скота и птицы - 0,4 т, молока - более 2 т).
В таких «рыночных условиях» крестьяне вынуждены на оплату топлива и других энергоносителей тратить более половины своих доходов. О каких передовых технологиях и техническом перевооружении можно говорить в этой ситуации?
На производство продукции сельского хозяйства, по данным обследования занятости населения18, включая вторичную, затрачивается около 22% всего живого труда страны, а доля валового внутреннего продукта (ВВП) составляет 6,2%. Таким образом, на единицу труда приходится в четыре с лишним раза меньше валовой добавленной стоимости (ВДС) по сравнению с другими отраслями экономики страны, а на 1 законного работника — в 2,1 раза. Это результат диспаритета цен, монополизма отраслей, конкурентности импорта и слабой поддержки отраслей государством.
Инвестиции в отраслевой капитал в сельском хозяйстве почти наполовину меньше его доли в ВВП, а прибыль организаций ниже 1% прибыли экономики. Для реального развития сельскохозяйственного производства необходимо взаимодействие рыночной и плановой экономики сельскохозяйственного производства, регулирование внутренних цен на газ, топливо, электроэнергию.
К сожалению, в стране до сих пор нет четких положений экономической политики в этой важной сфере.
Требует срочного пересмотра система налогообложения, которая должна обеспечивать стабилизацию внутренних цен на энергоносители. Необходимо перенять опыт многих развитых стран, где топливо крестьянам отпускается без акцизов и налога на добавленную стоимость. В нынешней экономической политике России на первом месте превалируют несколько ориентиров: интеграция с Западом; стремление быстрее вступить в лоно ВТО; привлечение западных инвестиций. При этом нефтяная и газовая отрасли представляются правительством как «локомотив экономики», так как высокие цены на энергоносители создают более устойчивые условия для формирования бюджета и развития отраслей реальной экономики. Отсюда и повышение внутренних цен на топливо, электроэнергию, газ до уровня мировых, отказ от субсидирования сельского хозяйства и повышение тарифов для населения более высокими темпами. Правительство должно учитывать, что в большинстве регионов РФ жесткие климатические условия, поэтому цены на энергоносители для сельского хозяйства должны быть ниже мировых цен.
В приоритетном проекте «Развитие АПК» в бюджете 2006 г. средства на пополнение условного капитала увеличили всего на 8 млрд. руб., что можно рассматривать как издевательство над крестьянами. Все отрасли в сельском хозяйстве - жизнеобеспечивающие, определяющие возможность существования государства, поэтому развивать их следует с максимальным использованием потенциала природно-экономических ресурсов. Естественно, таким отраслям экономики сельского хозяйства следует обеспечивать государственную поддержку, объемы их производства должны покрывать большую часть внутреннего рынка, быть достаточными для выхода на мировой рынок.
В настоящее время иностранные компании, фермеры, производители сельскохозяйственных продуктов, имеющие доступ на российский рынок, работают куда в более льготных условиях по сравнению с отечественными товаропроизводителями. Зарубежные сельхозпроизводители, продающие свою продукцию в России, пользуются кредитными ресурсами под 3-5% в год, что в 3-4 раза ниже, чем в нашей стране. При покупке дорогостоящей техники по лизинговому кредиту в первый год эксплуатации они, как правило, освобождаются от уплаты кредита, а в случае приобретения новой, более совершенной, получают еще и субсидии. Вот так, благодаря заботе государства, фермеры Запада быстро переоснащают свою материально-техническую базу на более высокопроизводительные машины, благодаря чему совершенствуется технология производства как в растениеводстве, так и в животноводстве. Растет производительность труда, сокращаются затраты труда и средств на единицу продукции. Производители сельскохозяйственной продукции получают также мощные государственные субсидии, которые равняются 50% суммы доходов. Например, в ФРГ в расчете на 1 га пашни бюджетная поддержка из Евросоюза составляет 323 евро, или более 11 тыс. руб.; у нас в России - 10 дол. (250 руб.)19.
У сельхозпроизводителей Запада существенно меньше налоговая нагрузка, поскольку нет налога на добавленную стоимость, ниже ставки социального налога. В этих условиях особенно опасными являются процессы быстрого сокращения и деградации трудовых коллективов, а также ликвидации в разных формах крупных сельхозорганизаций. За 2000—2004 гг. общее число крупных и средних организаций сократилось на 7,2 тыс., или на 25,4%. Из-за выбытия из общего числа убыточных организаций при расчете доли прибыльных создается видимость улучшения ситуации. Сокращается общая численность сельскохозяйственных организаций России. Только за три года она сократилась на 4,2 тыс., или на 16,9% (за 2005 г. еще на 1,6 тыс.). Быстро возрастает число организаций с относительно малой численностью работников, уменьшаются их средние размеры, многим организациям в связи с продолжением оттока работников грозит ликвидация, или преобразование в другие формы, или банкротство под видом мнимого оздоровления предприятий. На деле банкротство стало криминальным средством передела собственности. Разумнее было бы для предприятий сельхозпроизводителей ввести особые условия, предоставив им возможность получения государственной поддержки для сохранения своего потенциала, а также использовать другие способы сохранения производства, такие, как развитие инфраструктуры на селе, ввод в действие различных предприятий по переработке и хранению выращенной сельхозпродукции, строительство жилья и т.д.
В 2005 г. почти 4 тыс. сельхозпредприятий, или почти 15% общего их числа, отнесены к банкротным. Это настораживающий факт. А главное при банкротстве на покрытие долга изымаются наиболее ценные активы: скот, новая техника, зерно, земля. Понятно, что ждет людей, проживающих на селе, после такой процедуры. Если в РФ в 2004 г. имелось 12 тыс. организаций с числом работников до 100 человек, то в 2007 г. - 10 тыс. В расчете на одну организацию приходилось соответственно 52 и 50 работников, 4 082 и 3 185 га сельхозугодий, 488 и 635 га посевов зерновых культур, 107 и 126 голов крупного рогатого скота. Возникают достаточно крупные проблемы рациональной организации труда и производства, это усугубляется еще и низкой технической вооруженностью, отсутствием комплекса современной техники и технологий.
Если рассматривать данные вопросы с теоретической точки зрения, то сокращение численности работников в организациях любых форм собственности и хозяйствования является одним из важных направлений повышения производительности труда, роста эффективности и конкурентоспособности производства. Но в сельском хозяйстве России этот процесс имеет свои специфические особенности. Сокращение численности занятых происходит в основном не из-за модернизации и обновления материально-технической базы производства, повышения его энерговооруженности, фондообеспеченности и фондовооруженности, а из-за оттока работников в связи, низкой оплатой их труда. Вследствие разницы в уровне оплаты труда в сельском хозяйстве и в других отраслях усиливается межотраслевая конкуренция работников. Чтобы сохранить производство и трудовые ресурсы, руководители сельскохозяйственных организаций вынуждены повышать уровень оплаты труда. Но в сложившихся условиях монополизма, низких цен реализации продукции сельского хозяйства и слабого платежеспособного спроса населения, а также отсутствия необходимой государственной поддержки села повышение оплаты приводит к убыточности производства.
Если в дореформенное время работники колхозов и совхозов по оплате труда были почти на уровне промышленных, то сейчас они замыкают ранжированный ряд отраслей экономики.
Наши исследования в коллективных хозяйствах Нижегородской области показали и другие негативные стороны по оплате труда тружеников сельского хозяйства. Доля работников с ежемесячной оплатой труда от 680 до 1 700 руб. составила более 50%. В промышленности этот показатель всего 7,5%, в строительстве — 8,8, на транспорте -3,9, в ТКХ- 11,3.
Соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников в 2005 г. достигло 21,5 раза, т.е. быстрыми темпами идет процесс межотраслевого, регионального и социального расслоения общества на бедных и богатых. Реализация проекта развития АПК на повышение доходности сельскохозяйственного труда и уровня жизни сельских жителей оказалась профанацией. Проектом были определены направления решения проблем, связанных с увеличением производства аграрной продукции, организацией дополнительных рабочих мест, повышением самозанятости тружеников на селе.
Однако рост физических объемов производства сельхозпродукции в 2000—2006 гг. не сопровождался улучшением финансовых результатов деятельности сельхозорганизаций, увеличением оплаты труда сельхозработников и доходов населения. Мы считаем, что и в перспективе намеченная прибавка производства продукции не скажется положительно на зарплате, поскольку не соблюдено главное положение основных направлений агропродовольственной политики на 2001—2010 гг., а именно не обеспечены равные с другими отраслями экономические условия для сельского хозяйства. Особенно это касается производителей и поставщиков энергетических средств.
Решение проблемы повышения доходности сельскохозяйственного труда и уровня жизни сельских жителей не заложено и в приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Ельцинская реорганизация колхозов и совхозов обнажила все изъяны сельской жизни. С одной стороны, появилась безработица, с другой — стал осуществляться переток рабочей силы из бывших коллективных хозяйств в индивидуальные, что изменило в первую очередь социально-трудовые отношения, структуру и качество рабочей силы. Бывшие колхозники и работники совхозов стали наемными работниками.
Как показали исследования в 2006 г., вся рабочая сила в сельском хозяйстве составила 14,3 млн. чел. Из них занятые в крестьянских фермерских хозяйствах - 900 тыс. чел. (6,3%), наемные работники в крупных сельскохозяйственных предприятиях - 2,9 млн. чел. (20,3%), занятые в хозяйствах населения товарного типа — 2,9 млн. чел. (20,3%), в крестьянских подворьях - 5,8 млн. чел. (40,6%), безработные — 1,8 млн. чел. (12,5%)20.
Все формы собственности и хозяйствования — ведущие товарное производство и домашние хозяйства - в силу перечисленных выше причин не имеют условий даже для простого воспроизводства. Рентабельность реализации их продукции в 2000—2005 гг. составила не более 7% (по сравнению с 14% по экономике в целом), а рентабельность активов - соответственно 2,9 и 6,3%. Сельские труженики работают в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры, с резкими колебаниями цен в зависимости от изменения предложения, без гарантированных цен и государственных интервенций (табл. 1).
Таблица 1.
ПРИРОСТ ОБЪЕМА И ЦЕН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ, в % к предыдущему году
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 |
Зерно: объем реализации цена | 12,1 -21,1 | -20,3 59,4 | -1,7 23,6 |
Картофель: объем реализации цена | -5,2 30,5 | -3,3 15,4 | 27,0 -15,6 |
Овощи открытого грунта: объем реализации цена | -11,2 44,8 | -6,8 4,3 | -1,1 -2,5 |
Молоко: объем реализации цена | 3,8 -4,0 | -2,0 15,1 | -5,2 20,9 |
Между объемами предложения продукции на рынке и ценами ее реализации имеется обратная связь; цены и доходы каждый год сильно колеблются; из-за неблагоприятных условий воспроизводства продолжает разрушаться ресурсный потенциал крупного товарного производства.
Эффективными и более интенсивными остаются товаропроизводители с крупными сохранившимися трудовыми коллективами (табл. 2). Организации с малыми коллективами являются, как правило, убыточными: уменьшение численности работников не стало для них фактором роста производительности труда.
Таблица 2.
- Дипломный проект Аграрная политика государства в условиях рынка Специальность:
- Глава 1. Сущность аграрных отношений в современной россии
- Глава 2. Продовольственная безопасность как фактор устойчивого развития россии.
- Глава 3. 1 основные направления обеспечения продовольственной безопасности страны на современном этапе
- Глава 1. Сущность аграрных отношений. Особенности аграрных отношений
- Основные виды аграрных отношений
- Состояние и перспективы развития форм организации производства апк
- Глава 2. Продовольственная безопасность как фактор устойчивого развития россии. Итоги земельной реформы сельского хозяйства
- Растениеводство
- Экономические условия для ведения сельского хозяйства
- Нижегородская программа «ЗеРНо»: теория и практика реализации
- Эффективность сельского хозяйства в крупных и средних хозяйствах россии в 2004 г.21
- Глава 3. Основные направления обеспечения продовольственной безопасности страны подходы к обеспечению продовольственной безопасности страны на современном этапе.
- Основные направления развития апк на современном этапе.
- Заключение
- Список литературы
- Приложения. Валовой сбор сельскохозяйственных культур по Нижегородской области тыс. Тонн
- Поголовье сельскохозяйственных животных по категориям хозяйств (на конец года; тысяч голов)