logo search
Кашковский - Советы пчеловодам (1991)www

Работа пчел в улье

В семье иногда бывает пчел более 100 тыс. Все они связаны между собой единой нормой поведения, которая обусловливается общим обменом веществ через корм, феромонами, звуковыми сигналами, температурой и влаж­ностью воздуха в гнезде. Каждый член семьи в определен­ный момент выполняет только ту работу, которая необходима для нормального функционирования семьи в целом, возможности пчел к той или иной работе зависят от воз­раста и их физиологического состояния.

Жизнь рабочей пчелы от рождения и до смерти можно разделить на три периода. В первый период она работает только внутри улья и называется ульевой пчелой. Он длит­ся с рождения и до 10 дней жизни. В первые три дня после рождения пчела малоподвижна и даже не может взять корм из ячейки, ее с язычка кормят старшие сестры. По внешнему виду их легко отличить от взрослых, т. к. они имеют серый цвет. Если их взять в руки, то они не жалят. Такая пчела заползает для отдыха в ячейку и как бы в благодарность за заботу вылизывает ее. Если молодые пчелы не вылижут ячейку, то матка не отложит в нее яйцо. Когда вылизанных ячеек мало, матка ходит по соту в поисках готовой ячейки и часто теряет яйца, которые падают на дно улья. Эти же пчелы все время сидят на рас­плоде и предохраняют его от охлаждения.

На четвертый день пчела первый раз вылетает из улья. Полет длится всего несколько минут, иногда даже секунд. Молодая пчела запоминает окраску жилья (улья) и очи­щает кишечник. С этого времени она вылетает ежеднев­но, причем с каждым разом полеты становятся длиннее и дольше. Во время полетов у пчелы укрепляются мышцы, кроме того, она запоминает окрестности пасеки.

С первого вылета пчела сама берет мед из ячеек, хотя но прежнему не упускает возможности получать корм от других рабочих пчел. Часто и помногу ест пыльцу (особенно до 10-дневного возраста), которую берет из запасов в гнезде. Пыльца необходима ей для развития верхнечелюстных желез. В это время она кормит личинок старшего возраста кашицей (мед, разбавленный водой и смешан­ный с пыльцой, или нектар с пыльцой). Как только ее верхнечелюстные железы начнут функционировать (при­мерно с 5-го до 10-го дня после рождения), она прекращает выкармливать личинок старшего возраста и принимается за кормление личинок младшего возраста. С этого времени пчела становится кормилицей. Она кормит молочком первые три дня личинок рабочих пчел, трутней и пять дней — маточную личинку, которой дает корм с запа­сом, чтобы она могла питаться во время прядения кокона.

Воспитывают личинок пчелы-кормилицы. Для выращи­вания одной-единственной личинки, ухаживающим за ней пчелам приходится заглядывать в ячейку две-три тысячи раз (по мнению некоторых авторов — даже до шести ты­сяч раз и более). Одна пчела- кормилица может выкормить только две-три личинки, однако это не значит, что опре­деленная пчела кормит лишь определенную личинку. Каж­дую личинку кормят сотни пчел.

К концу ульевого периода, приблизительно на 10-11 день, пчела летает уже по 10—15 минут и хорошо запоминает за это время место, где стоит ее родной улей, местность вокруг него. В дальнейшем ориентировочные полеты она совершает ежедневно, поэтому у нее появляются обязанности, связанные с пребыванием вне улья, т.е. наступает второй период ее жизни. В это время у пчел прекращается выделение молочка и начинается выделение воска, поэтому с 10—12-го по 20-й день они строят соты. Кроме того, они принимают от летных пчел нектар и перерабатывают его в мед, уплотняют принесенные и сброшенные в ячейки обножки, поддерживают чистоту в ульях, подбирают на дне мусор, мертвых пчел, трутней, выносят и бросают их подальше от улья, иногда на расстояние до 100 м, охраняют гнездо (сторожат у летка), участвуют в регулировании температуры гнезда, когда холодно — греют, жарко — охлаждают.

С 20-го дня после рождения наступает третий период жизни рабочей пчелы: она становится сборщицей. Пчела вылетает за взятком, ищет и приносит нектар и пыльцу цветков. В плохую погоду пчелы-сборщицы не вылетают из улья. Ничего не делая, они пережидают непогоду.

Связь всех особей семьи осуществляется через маточ­ное вещество, «общественный желудок» и «общественный мозг». За сутки пчела передает что-либо другим пчелам или получает от них не менее 25 раз. Во время передачи пищи пчелы дают друг другу и маточное вещество, которое выделяет матка верхнечелюстными железами. В общем обмене веществ участвует и пчелиный расплод. После дачи личинке корма, пчела облизывает ее, получая феромон, действующий как феромон матки. Маточное вещество выделения личинок действуют на рабочих пчел как вре­менные стерилизаторы. Пока пчелы получают эти вещества, у них не функционируют яичники. При отсутствии ма­точного вещества пчелы закладывают маточники и выводят себе новую матку, а при отсутствии еще и расплодного вещества начинают кормить друг друга молочком, у них начинают функционировать яичники и они становятся пчелами-трутовками.

Разделение функций между особями (матка только кладет яйца, рабочие пчелы собирают корм, охраняют гнездо и выполняют все воспитательные функции; трутни выполняют функции самцов и участвуют в тепловом ба­лансе семьи) привело к тому, что в пчелиной семье все зависят друг от друга и никто не может жить в одиночку. В процессе естественного отбора у особей выработались признаки, ценные для семьи, но часто смертельные для самой особи. Например, пчела-охранница жалит врага и гибнет, т. к. не может извлечь из кожи врага жало. Жало вырывается из брюшка с частью внутренностей, с ядовитыми железами и нервным узлом. Сама пчела через не­которое время умирает из-за потери крови, т. к. кровь у нее не свертывается и через ранку вытекает. Но в теле врага остаются нервный узел, который управляет дейст­вием жала; ядовитые железы, связь с которыми не нару­шается, и яд накачивается в ранку, продолжая разить врага. Чтобы пчела жертвовала собой ради семьи, она ли­шена страха и боли. Семье, состоящей из 40—100 тыс. пчел, гибель нескольких бесплодных самок не наносит заметного ущерба и семья продолжает жить.