logo search
Polnyy_otchet

3.3.3 Глубинная экология

Глубинная экология возникает в контексте поиска путей выхода из экологического кризиса. Она существует в ряду таких подходов как концепция устойчивого развития, ноосферная концепция, но, в то же время, она ориентирована на эволюцию человека, переход в новую эволюционную стадию через сознательную трансформацию сознания (в то время как устойчивое развитие - через консолидацию политики, экономики, технологии процесс).

Термин "глубинная экология" предложен норвежским философом А. Нейсом в 1973г. В глубинной экологии ставятся под вопрос "базисные принципы нашего общества" (Нейс), при этом глубинная экология не чувствует себя ограниченной рамками науки.

В отличие от экологической этики, стремящейся доказать моральную значимость нечеловеческого мира, глубинная экология разрывает рамки этических проблем, превращаясь в философию отношений с природой. Глубинная экология ориентирует на развитие экологической чувствительности, покоящейся не на моральном долженствовании (подобно практическому разуму), а на "спонтанном развертывании своего "Я".

Глубинная экология ориентирует на отношение "Я - ТЫ", не "Я - ОНО". Определяя статус этого явления, глубинная экология, - это не теория, не система, это подход, путь, практика, противопоставляющая себя доминирующему мировоззрению.

Глубинная экология считает, что радикальный сдвиг в сознании сможет изменить наши приоритеты. "Мы должны измениться на пути к подлинно экологическому типу восприятия, мышления, практики. И наше изменение должно дойти до уровня осознания того, что наше "Я" является частью более объемлющего "Я", которое и будет направлять наши действия. Глубинная экология выходит за пределы узкоматериалистического понимания реальности, здесь тоже холистическое мировоззрение (материальный и духовный аспекты сплавляются вместе).

Односторонность развития европейского человека, превращающего все сущее не только в объект рационализации и познания, но и в объект обладания и потребления, явилась одной из основных причин экологического кризиса. Многим мыслителям, в том числе и русским, и возможно, прежде всего, русским, поскольку русской философии было свойственно космическое восприятие человека, в то время как в Европе господствовало механистическое видение, была очевидна опасность такого пути развития еще до наступления экологического кризиса. "Человеку приходится жить, работая на цивилизацию, его губящую и его же порабощающую", - писал Н. Федоров.

Западная экономика, господствующий стиль научного мышления (технократического) - все это день уходящий. Идти по этому пути, значит, идти в прошлое, Запад по нему ушел далеко вперед, но при этом не решил, а обострил экологическую проблему. Будущее в значительной степени задается глобальным кризисом нашей эпохи, переходом к новому этапу эволюции, на котором человечеству предстоит эволюционировать по новому, одна из высказываемых версий - это эволюция человека как существа духовного.