8. Виды школ первого порядка, школы второго и третьего порядка.
Основную часть продуцирующей площади постоянных лесных питомников занимают, как правило, школьные отделения, где в течение 2—10 лет и более выращивают крупный посадочный материал — саженцы.
Саженец – молодое древесное или кустарниковое растение, выращенное путем пересадки сеянцев или укоренения черенков (СЖ2+2).
В питомниках организуют узкорядные, комбинированные и уплотненные древесные школы.
Обычные узкорядные школы – предназначены для выращивания однородного посадочного материала (один возраст, высота, длина корневых систем). Из хвойных выращивают: ель, сосна, пихта, можжевельник, туя. Из лиственных – дуб, клен, липа, ясень,береза. Из кустарников – спирея, ирга.
В зависимости от количества лет выращивания создают школы: 1 –го порядка , 2-го порядка, 3 –го порядка.
Школа первого порядка.Схема посадки 0,7-1,0 х 0,3-0,5м.
Площадь питания одного растения: Sпит. = а х в
Количество растений на участке: N = Sучастка / Sпит.
Выращивание 2-3 года, максимальный возраст саженцев – 4 года.
Школа второго порядка. Используется для более крупных саженцев.
Схема посадки: 1,5-2,0 х 1,0-1,5 м. Саженцы можно пересаживать из школы первого порядка, но можно и изреживать школу первого порядка выкапывая каждый 2-й ряд и каждое 2-е растение в ряду. В школах второго порядка выращивают саженцы до 5—7-летнего возраста.
Школа третьего порядка. Создается для еще более крупных саженцев (2-2,5 м). Схема посадки: 3-3,5 х 2-3 м. Создается как и школа 2-го порядка, только на базе школы 2-го порядка.В школах третьего порядка саженцы выращивают до 10 лет и более.
Обработка почвы производится на большую глубину (около 40-45 см), проводится боронование и культивация. Посадка механизированная, используются сажалки для школы - СШП-3 и др.
В декоративных питомниках, где выращивают крупный посадочный материал для зеленого строительства в городах, организуют 2 школы кустарников, 3 — лиственных и 2 — хвойных пород. Эти школы отличаются возрастными различиями деревьев и схемами их выращивания.
Следует отметить, что перевести узкорядные школы из одного порядка в другой можно путем выкопки части саженцев (например, каждого второго ряда и в ряду — каждого второго саженца и т. д.). За счет этого увеличивается площадь питания и освещения, что способствует росту и развитию оставшихся древесных растений.
Комбинированные школы. Были созданы в конце 19 века для совместного выращивания древесных и кустарниковых пород. При этом происходит 2-3 ротации саженцев кустарников. Срок выращивания крупных саженцев деревьев 6-8 лет, а мелких саженцев и кустарников — 2-3 года. При этом за одну ротацию крупных саженцев древесных видов кустарники или мелкие саженцы деревьев проходят 2-3 ротации.
Положительные стороныиспользования комбинированных школ:
1 - эффективно используется площадь, уходы производятся механизированным способом, при выкопке саженцев кустарников можно производить формирование корневых систем древесных видов.
2 – можно выращивать совместно саженцы быстрорастущих и медленнорастущих видов.
3 – возможно совместное выращивание одной и той же породы разного возраста.
4 – создание школьно-посевного отделения.
Уплотненные школы закладывают для выращивания массового количества укрупненного посадочного материала — 4-5-летних саженцев ели и других пород, предназначаемых в основном для лесокультурных целей (в Беларуси в основном для ели). Они отличаются узкими междурядьями и небольшим шагом посадки. Это ведет к увеличению выхода саженцев с 1 га до 100 тыс. шт. и более. Разработаны рядовые и ленточные схемы посадки в этих школах:
1 – равномерное размещение рядов по площади. При рядовой посадке расстояние между рядами составляет 0,4 м, а в ряду — 0,2 м.
2 – размещение в виде лент (в каждой ленте 3-5 рядов). Выход посадочного материала больше, чем в первом случае. Формирование крон и штамбов не проводится.
Плодовая школа. Предназначена для выращивания саженцев плодовых пород, при этом необходимо производить прививку культурных сортов. Подвои должны быть местного происхождения, адаптированные к местным условиям. Прививают чаще всего методом окулировки.
- 1. Способы учета урожая семян, приемка и учет лесосеменного сырья.
- 2. Лесосеменные плантации, способы их закладки и создания, постоянные и временные лесосеменные участки
- 3. Способы хранения семян, оценка качества семян по внешним признакам и методом проращивания.
- 4. Принципы организации питомников, системы обработки почвы.
- 5. Классификация гербицидов, виды, нормы и сроки применения гербицидов на паровых полях и полях, занятых сеянцами и саженцами.
- 6. Системы и виды удобрений, известкование и гипсование почвы.
- 7. Предпосевная обработка почвы, виды, способы и схемы посевов.
- 1 Пара – грядковый и безгрядковый посев.
- 2Пара – посев в разброс и бороздчатый
- 3 Пара - узкострочный и широкострочный посев.
- 4 Пара – рядовой и ленточный посев.
- 8. Виды школ первого порядка, школы второго и третьего порядка.
- 9. Выращивание черенковых саженцев, культура изолированных тканей и органов.
- 10. Виды теплиц, современные способы выращивания посадочного материала с закрытой коревой системой.
- 11. Лесокультурный фонд, его структура и очередность освоения.
- 12. Виды и категории площадей, виды лесных культур, методы и способы производства лесных культур.
- 13. Проектирование типов лесных культур, типы смешения пород в лесных культурах.
- 14. Сплошная и частичная обработка почвы, лесоразведение на землях бывшего сельскохозяйственного пользования.
- 15. Основные способы реконструкции, агротехнические и лесоводственные уходы.
- 16. Методы и способы плантационного лесовыращивания, типы плантационных культур, агротехника их создания и выращивания.
- 18. Назначение лесных культур в рекреационных лесах, виды рекультивации и типы лесных культур.
- 19. Полезащитные лесные полосы, конструкции лесных полос и их роль.
- 20. Защитные лесные полосы вдоль железных и автомобильных дорог.
- 17. Техническая приемка лесных культур, инвентаризация лесных культур, перевод лесных культур в покрытые лесом земли.