logo search
ответы_Л

8. Виды школ первого порядка, школы второго и третьего порядка.

Основную часть продуцирующей площади постоянных лесных питомников занимают, как правило, школьные отделения, где в течение 2—10 лет и более выращивают крупный посадочный материал — саженцы.

Саженец – молодое древесное или кустарниковое растение, выращенное путем пересадки сеянцев или укоренения черенков (СЖ2+2).

В питомниках организуют узкорядные, комбинированные и уплотненные древесные школы.

Обычные узкорядные школы – предназначены для выращивания однородного посадочного материала (один возраст, высота, длина корневых систем). Из хвойных выращивают: ель, сосна, пихта, можжевельник, туя. Из лиственных – дуб, клен, липа, ясень,береза. Из кустарников – спирея, ирга.

В зависимости от количества лет выращивания создают школы: 1 –го порядка , 2-го порядка, 3 –го порядка.

Школа первого порядка.Схема посадки 0,7-1,0 х 0,3-0,5м.

Площадь питания одного растения: Sпит. = а х в

Количество растений на участке: N = Sучастка / Sпит.

Выращивание 2-3 года, максимальный возраст саженцев – 4 года.

Школа второго порядка. Используется для более крупных саженцев.

Схема посадки: 1,5-2,0 х 1,0-1,5 м. Саженцы можно пересаживать из школы первого порядка, но можно и изреживать школу первого порядка выкапывая каждый 2-й ряд и каждое 2-е растение в ряду. В школах второго порядка выращивают саженцы до 5—7-летнего возраста.

Школа третьего порядка. Создается для еще более крупных саженцев (2-2,5 м). Схема посадки: 3-3,5 х 2-3 м. Создается как и школа 2-го порядка, только на базе школы 2-го порядка.В школах третьего порядка саженцы вы­ращивают до 10 лет и более.

Обработка почвы производится на большую глубину (около 40-45 см), проводится боронование и культивация. Посадка механизированная, используются сажалки для школы - СШП-3 и др.

В декоративных питомниках, где выращивают крупный посадочный материал для зеленого строительства в горо­дах, организуют 2 школы кустарников, 3 — лиственных и 2 — хвойных пород. Эти школы отличаются возрастными различиями деревьев и схемами их выращивания.

Следует отметить, что перевести узкорядные школы из одного порядка в другой можно путем выкопки части са­женцев (например, каждого второго ряда и в ряду — каж­дого второго саженца и т. д.). За счет этого увеличивается площадь питания и освещения, что способствует росту и развитию оставшихся древесных растений.

Комбинированные школы. Были созданы в конце 19 века для совместного выращивания древесных и кустарниковых пород. При этом происходит 2-3 ротации саженцев кустарников. Срок выращивания крупных саженцев деревьев 6-8 лет, а мелких саженцев и кустарников — 2-3 года. При этом за одну ротацию крупных саженцев древесных видов кустарники или мелкие саженцы деревьев проходят 2-3 ротации.

Положительные стороныиспользования комбинированных школ:

1 - эффективно используется площадь, уходы производятся механизированным способом, при выкопке саженцев кустарников можно производить формирование корневых систем древесных видов.

2 – можно выращивать совместно саженцы быстрорастущих и медленнорастущих видов.

3 – возможно совместное выращивание одной и той же породы разного возраста.

4 – создание школьно-посевного отделения.

Уплотненные школы закладывают для выращивания массового количества укрупненного посадочного материала — 4-5-летних саженцев ели и других пород, предназначаемых в основном для лесокультурных целей (в Беларуси в основном для ели). Они отличаются узкими междурядьями и небольшим шагом посадки. Это ведет к увеличению выхода саженцев с 1 га до 100 тыс. шт. и более. Разработаны рядовые и ленточные схемы посадки в этих школах:

1 – равномерное размещение рядов по площади. При рядовой посадке расстояние между рядами составляет 0,4 м, а в ряду — 0,2 м.

2 – размещение в виде лент (в каждой ленте 3-5 рядов). Выход посадочного материала больше, чем в первом случае. Формирование крон и штамбов не проводится.

Плодовая школа. Предназначена для выращивания саженцев плодовых пород, при этом необходимо производить прививку культурных сортов. Подвои должны быть местного происхождения, адаптированные к местным условиям. Прививают чаще всего методом окулировки.