logo search
Л 2

1. Экономико-географическое положение и административно-территориальное устройство Российской Федерации

Географические особенности России.

Понятие «экономико-географическое положение».

Геополитическое и экономико-географическое положение России.

Административно-территориальный состав России.

Среди географических особенностей России, влияющих на хозяй­ственную деятельность, расселение населения и формирование среды обитания в целом, обращают на себя внимание прежде всего следую­щие положения:

1) обширность занимаемого страной пространства;

2) неравномерность заселения и хозяйственного освоения терри­тории;

3) богатство и разнообразие природных условий и природных ре­сурсов;

4) многонациональный состав населения и этническая мозаич-ность территории (наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных народ­ностей);

5) сильные территориальные контрасты в экономической и со­циальной сферах.

Российская Федерация - самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и север­ную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положе­нию евразийской страной.

Геополитическое положение России взаимосвязано с экономико-географическим положением (ЭГП), т.е. положением на экономичес­кой карте мира, отражающим положение страны по отношению к ос­новным хозяйственным рынкам и центрам мировой экономики. Впервые понятие ЭГП ввел в географическую науку известный ученый Н.Н. Ба­ранский (1881-1963). Это понятие широко используется для оценки места стран на мировой карте и, кроме того, для определения отноше­ния любого географического объекта к другим, расположенным вне его. Россия занимает площадь 17,1 млн км2, что почти в 2 раза больше, чем КНР или США. По численности населения Российская Федерация находится на седьмом месте в мире, по результатам переписи населения 2002 г. численность населения составляет примерно 145 млн человек. Крайняя северная точка страны - мыс Флигели на острове Рудоль­фа в составе архипелага Земли Франца-Иосифа, а на материке - мыс Челюскин; крайняя южная - на границе с Азербайджаном; крайняя за­падная - на границе с Польшей у Гданьского залива на территории анк­лава, образованного Калининградской областью Российской Федера­цией; крайняя восточная - остров Ратманова в Беринговом проливе. Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т.е. находится в средних и высоких ши­ротах. В этом отношении аналогом среди зарубежных стран может слу­жить только Канада. Максимальное расстояние между западными (не считая Калининградскую область) и восточными рубежами - 9 тыс. км, между северными и южными - 4 тыс. км. В пределах России находится 11 часовых поясов. Протяженность границ составляет 58,6 тыс. км, в том числе сухопутных - 14,3 тыс. км, морских - 44,3 тыс. км. После распада СССР страна имеет несколько типов сухопутных границ:

1) совпадающие с рубежами бывшего СССР, большая часть кото­рых закреплена в международных договорах. Это границы с Норвеги­ей, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем, Северной Кореей;

2) административные, пока не оформленные как государствен­ные границы со странами СНГ - Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном;

3) находящиеся в стадии оформления как государственные, раз­деляющие Россию и страны, не входящие в СНГ, границы с Эстонией, Латвией, Литвой.

Россия по многим аспектам международных отношений являет­ся правопреемницей бывшего СССР и в этом качестве выполняет функции постоянного члена Совета Безопасности ООН, входит в важ­нейшие международные организации, в том числе Совещание по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Она подписала соглашение с НАТО «Партнерство ради мира», участвует в совещаниях «Большой семерки» (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Канада).

Геополитическое положение страны - это ее место на политиче­ской карте мира и отношение к различным государствам.

Россия в своей геополитике ориентируется на многие группы го­сударств:

1) страны СНГ и другие новые независимые государства (не толь­ко непосредственные соседи России, но и соседи второго порядка: Мол­дова, Армения, государства Средней Азии, страны третьего порядка -Таджикистан). Соседи второго порядка - страны, соседние с погранич­ными государствами. С Таджикистаном Россия может иметь связи че­рез территории Казахстана и Киргизии (или Узбекистана);

2) страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европей­ское экономическое сообщество, среди которых возрастает роль Гер­мании - нового мирового геополитического полюса;

3) страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи;

4) страны бассейнов Балтийского и Черного морей, с которыми Россия уже заключила многосторонние соглашения;

5) страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно полюса мировой экономики и политики - Япония, Китай, Индия;

6) особая роль принадлежит развитию многосторонних связей России с США.

Геополитическое положение России в современных условиях оп­ределяется многими факторами разного уровня - от глобальных до ре­гиональных. Существенное влияние на экономическое и социальное развитие страны оказывают следующие обстоятельства:

1) образование в результате распада СССР по всему периметру сухопутных границ России суверенных государств, которые, за исклю­чением стран Балтии, относятся к СНГ и созданному в его рамках Эко­номическому союзу;

2) возникновение по отношению к России ближнего и дальнего зарубежья, причем к первому из них принадлежат все страны СНГ;

3) «прозрачность» границ с ближним зарубежьем (кроме Украины);

4) ликвидация военного присутствия России в Германии, стра­нах Восточной Европы (включая страны Балтии) и других, за исклю­чением участия в составе миротворческих сил ООН и частичной ох­раны государственных границ СНГ. В целом геополитическое положение России решительным обра­зом улучшилось благодаря окончанию «холодной войны», ликвида­ции военного противостояния с США и другими странами НАТО. Россия перестала быть страной, имеющей войска за рубежом, во вся­ком случае, за границей бывшего СССР. Положительное влияние на геополитическую ситуацию оказывает и активизация интеграционных процессов вхождения России в мировое хозяйство.

Изменение геополитического положения привело и к ряду негатив­ных последствий. Внешнеэкономические связи с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном (азиатском, особенно ближневосточ­ном) направлениях теперь приходится осуществлять через территорию государств СНГ. За пределами России остались крупные порты на Чер­ном и Балтийском морях; некоторые весьма значительные источники минеральных ресурсов, особенно марганца и руд цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.), нарушены исторически сложившиеся межрайонные связи. Возникли трудности в организации сухопутных связей с Калинин­градской областью, оказавшейся изолированной от остальной террито­рии России. Появились спорные вопросы, инициированные некоторыми соседними государствами по поводу границ. Эти тенденции геополити­ческого положения усложняют торгово-транспортные операции и функ­ционирование объектов топливно-энергетической инфраструктуры меж­дународного характера (нефте- и газопроводов, линии электропередачи). Изменения, произошедшие после 1991 г. (распада СССР) в гео­политическом положении, прежде всего заключаются в резком суже­нии самостоятельного выхода к морским торговым путям Мирового океана. В Российской империи и СССР существовало 4 выхода к морю: Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский. С распадом Союза Балтийский и Черноморский выходы значительно сузились, по­теряли для России свое первостепенное значение. В Балтийском море Россия имеет один крупный порт - Санкт-Петербургский и два не­больших по мощности порта - Выборгский и Калининградский, в Чер-номорско-Азовском два порта: Новороссийск и Туапсе (для сравнения: грузооборот Санкт-Петербурга составляет 11 млн т, а грузооборот пор­тов Риги, Клайпеды, Таллинна - 75 млн т; грузооборот Новороссийс­ка и Туапсе составляет 60 млн т, а порты Украины - Одесса, Херсон, Измаил, Мариуполь - 100 млн т).

Как евразийская страна Россия имеет широкие возможности эко­номического и политического сотрудничества с зарубежными стра­нами различной геополитической ориентации. Через ее территорию проходят коммуникации мирового значения, обеспечивающие транс­портные связи между западом и востоком, севером и югом.

Для расширения внешнеэкономических связей (в том числе тран­зитных) намечается строительство трех современных портовых комп­лексов в Финском заливе Балтийского моря.

Одной из важнейших геополитических задач является укрепле­ние позиций России в ближнем зарубежье. В соответствии с совре­менными геополитическими реалиями наша страна рассматривается как один из центров мировой политики и лидер модернизирующегося пространства, охватывающего СНГ. Оптимальным для нее считается участие в международном разделении труда на равной основе с други­ми центрами модернизации.

Величина территории - важная экономико-географическая осо­бенность любого государства. Для России - самой крупной по площа­ди страны в мире - она имеет далеко идущие последствия как геопо­литического, так и хозяйственного значения.

Благодаря обширности территории обеспечиваются все необхо­димые условия рационального географического разделения труда, воз­можности более свободного маневра в размещении производительных сил, повышается обороноспособность государства, достигаются и дру­гие положительные результаты в области экономического и социаль­ного развития.

Россия представляет собой единое экономическое пространство, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов, осуществляются внутрирайонные и меж­районные связи, охватывающие как материальное производство, так и непроизводственную сферу. Это пространство консолидируют единая транспортная, энергетическая и информационная системы, единая си­стема газоснабжения, различные сети и коммуникации, другие инф­раструктурные объекты.

Размеры территории предопределяют разнообразие региональных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. По масштабам природно-ресурсного потенциала Россия практически не имеет ана­логов. В то же время большая часть территории расположена в уме­ренном и холодном агроклиматических поясах. Необходимость пре­одолевать огромные расстояния выдвигает серьезные проблемы перед транспортом, которые усугубляются суровыми климатическими усло­виями на значительной части территории. В отношении транспортной доступности условия весьма дифференцированы. При больших тер­риториальных пространствах, несмотря на то что это принято считать благоприятным условием для развития хозяйства и обеспечения эко­номической независимости страны, интенсивное развитие экономики возможно лишь при развитой системе транспорта. Существенные различия в степени экономической освоенности территории, уровне обеспеченности природными и трудовыми ресур­сами находят отражение в количественных и качественных характерис­тиках хозяйства. Производственный потенциал европейской части много больше, а структура хозяйства значительно сложнее, отличается более широкой диверсификацией, чем в восточных районах.

Россия является федеративным государством - Российской Феде­рацией, объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общно­стей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство. В состав Российской Федерации входят 21 республика, б краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

Города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Республики России: Адыгея (Майкоп), Алтай (Горно-Алтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), Ин­гушетия (Назрань), Кабардино-Балкария (Нальчик), Калмыкия (Эли­ста), Карачаево-Черкесская (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Север­ная Осетия - Алания (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кы­зыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чеченская (Грозный), Чувашская (Чебоксары); Саха (Якутия) (Якутск).

Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский, Ставропольский.

Автономные округа: Агинский Бурятский (Агинское) в Читинской области, Коми-Пермяцкий (Кудымкар) в Пермской области, Корякский (Палана) в Камчатской области, Ненецкий (Нарьян-Мар) в Архангель­ской области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) (Дудинка) в Краснояр­ском крае, Усть-Ордынский Бурятский (Усть-Ордынский) в Иркутской области, Ханты-Мансийский - Югра (Ханты-Мансийск) в Тюменской области, Чукотский (Анадырь), Эвенкийский (Тура) в Красноярском крае, Ямало-Ненецкий (Салехард) в Тюменской области.

На территории России находится одна автономная область в Даль­невосточном экономическом районе - Еврейская (Биробиджан).

Отметим особенность территориально-государственного устрой­ства, уникальную в мировой практике. Девять автономных округов (за исключением Чукотского) входят в более крупные территориаль­ные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и территориаль­ная часть (автономный округ), и целая территория (край или область) являются равноправными субъектами Федерации.

Каждый регион - субъект Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, адми­нистративно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости.

Субъекты Федерации объединены в более крупные администра­тивные территориальные образования - федеральные округа (рис. 2.1). 13 мая 2000 г. согласно Указу Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» территория России была разделена на семь федеральных окру­гов. Федеральный округ имеет свой центр и аппарат управления, воз­главляемый полномочным представителем Президента РФ в федераль­ном округе. 20 июня 2000 г. Указом Президента РФ № 1144 «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» внесены некоторые изменения в содержание предыдущих указов, в частности Северо-Кавказский федеральный округ переименован в Южный. Каж­дый федеральный округ имеет свой центр: Центральный - Москву; Северо-Западный - Санкт-Петербург; Южный - Ростов-на-Дону; Приволжский - Нижний Новгород; Уральский - Екатеринбург; Си­бирский - Новосибирск; Дальневосточный - Хабаровск.

На территории России выделяются 11 экономических районов (рис. 2.2): Северо-Западный, Северный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточ­ный (Калининградская область не входит в состав экономических рай­онов). Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направ­лениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками.

Каждый из этих районов выполняет определенные функции в об­щей системе территориального разделения труда внутри страны.

Россия по многим параметрам: территории, населению, природ-но-ресурсному потенциалу, производственному, научно-техническому и интеллектуальному потенциалу, участию в решении глобальных про­блем современности, связанных прежде всего с освоением космиче­ского пространства, содействию в поддержании мира и безопасности -великая держава. В то же время ее экономика находится сейчас в глу­боком кризисном состоянии, которое можно рассматривать как неиз­бежный результат коренной ломки прежнего жизненного уклада в про­цессе перехода к рыночным отношениям.