logo search
Диплом готовый

Нижегородская программа «ЗеРНо»: теория и практика реализации

Реализация планов МБРР шла медленнее, чем рассчитывали ав­торы «Стратегии» по нескольким причинам, в том числе: 1) эконо­мический потенциал коллективных хозяйств оказался более устой­чивым; 2) подавляющее большинство крестьян не считало, что они живут в «агрогулаге» и предпочли сохранить коллективную форму хозяйства.

В результате по России на 1 января 1994 г. из 95% перерегист­рировавшихся предприятий 34% сохранили свой прежний статус. В Нижегородской области с начала 1992 г. по 1 января 1994 г. перере­гистрировалось 665 колхозов и совхозов, из которых коллективы 254 хозяйств приняли решение о сохранении своего статуса. Из ос­тальных — лишь 6 выбрали статус акционерных обществ открытого типа5. Но это не соответствовало программе МБРР. Согласно ей право быть государственными или общественными предприятиями предоставляется только трем категориям хозяйств:

1. Небольшое число хозяйств, участвующих в исследованиях, либо выступающих в качестве центров просвещения и обучения.

2. Совхозы, производящие семенной материал для текущего производства, но только до тех пор, пока эти функции не смогут прейти к частному сектору.

3 Земля совхозов вблизи крупных городских центров, которую можно переклассифицировать в резерв будущего роста городских районов»6.

Сохранение прежнего статуса хозяйствами означало существен­ное сокращение рынка земли. Это побудило МБРР разработать до­полнительные программы разрушения коллективно-долевой формы земельной собственности. К ним относится документ Международ­ной Финансовой Корпорации (одна из фирм МБРР) под названием «Приватизация земли и реорганизация сельхозпредприятий в Рос­сии: нижегородская модель. Проект Пособия для обсуждения с должностными лицами Российской Федерации», получивший назва­ние «ЗеРНо».

Летом 1993 г. в интервью радио «Свобода» губернатор Нижего­родской области Б. Немцов объявляет, что во время поездки в США он обсуждал проект приватизации колхозов и совхозов, разработан­ный МФК для реализации на территории всей России, и высказыва­ет надежду, что США окажут для этого и техническую, и финансо­вую помощь7. 21 августа 1993 г. Нижегородский областной Совет депутатов утверждает его в качестве областной программы привати­зации земли и реорганизации сельхозпредприятий.

О преемственности «Стратегии» и «Проекта» свидетельствует и такой факт, что среди авторов того и другого документа является с российской стороны проф. Аграрного института РАСХН В. Узун. После реорганизации первых же хозяйств в марте 1994 г. на аукцио­не в колхозе имени «60-летие Октября» премьер-министр РФ В.С. Черномырдин заявил: «Сегодня рождается национальная рос­сийская программа реформации аграрного сектора. Мы ее поддер­жим». Уже само присутствие Черномырдина на аукционе свидетель­ствовало о том, какое значение придается программе «ЗеРНо». Кон­троль за реформированием осуществлял лично Б. Немцов. Не дожи­даясь ни позитивных, ни негативных результатов реорганизации, первый вице-премьер А. Чубайс и министр сельского хозяйства А. Заверюха были назначены ответственными за проведение земель­ной приватизации в России на основе опыта Нижегородской области, программа которой должна была быть представлена на рассмот­рение правительства через два месяца8. Поскольку реорганизация хозяйств проводилась в осенне-зимний период, ее первые результа­ты не могли быть известны ранее окончания сельскохозяйственного года. Только тогда можно было бы говорить об опыте производства, а не «дележе» собственности. Но отрицательный опыт мог стать тормозом в создании рынка земли. Не случайно в аналитической | записке П. Филиппова, руководителя Аналитического центра по со­циально-экономической политике при Президенте, рекомендовалось 1 приступить к принудительному роспуску колхозов и совхозов до на-1 чала посевных работ. Процитируем из нее некоторые положения: «Нужно... до 20 февраля издать указы президента РФ по реформиро­ванию сельского хозяйства, в которых заложить мощные стимулы для реформ «снизу» и своеобразный пресс. Следует обязать акцио­нерные общества и оставшиеся колхозы провести в феврале—марте общие собрания акционеров и колхозников по вопросам разукруп­нения сельхозпредприятий, разделения их на коллективные кресть­янские хозяйства, имеющие в собственности отдельные фермы, се­вообороты, тепличные хозяйства и т.п. Возложить ответственность за успешное разукрупнение акцио­нерных обществ и колхозов на глав администрации районов... Целесообразно гарантировать администрации акционерных обществ и колхозов 5% уставного капитала подобно тому, как поступили при приватизации промышленных предприятий. Установить, что при успешном разделении хозяйств к весенне-летнему сезону 1994 г. кредиты, предоставленные акционерным обществам, будут пролон­гированы на полгода...». Аграрным комитетам в Совете Федерации и Думе удалось не допустить подписание уже подготовленных под эти рекомендации проектов указов9.

Одним из руководящих принципов «Проекта» является «разви­тие рынка земли: программа расширяет рынок земли путем продви­жения к отношениям купли-продажи земли и имущества сельскохо­зяйственных предприятий». Для этого предлагается разделить сред­ства производства на земельные доли и имущественные паи в натуре с выдачей свидетельств о праве собственности и перегруппировке паев согласно желанию их владельцев при организации новых форм производства через аукционы. В Проекте записано, что реорганиза­ция хозяйств будет проводиться только добровольно. Практика же аграрной реформы свидетельствовала об обратном. Назовем лишь четыре сильнейших объективных фактора, которые превращали доб­ровольность в принудительность:

1. Невыплата государством и коммерческими структурами долгов коллективным сельским товаропроизводителям.

2. Льготы первым реорганизованным хозяйствам, фермерам и их объединениям. Так, распоряжением №246-р от 22.02.94 г. «О финансовой поддержке реформированным сельхозпредприятиям в 1994 году» обещались целевые льготные кредиты за счет средств об-1астного бюджета на следующие цели: повышение плодородия зе­мель, закупку минеральных удобрений, семян, сельскохозяйственной техники и оборудования, укрепление кормовой базы животноводст­ва механизацию животноводческих ферм, строительство миникомбикормовых заводов, приобретение скота, пополнение оборотных средств. Кредит должен был выделяться на срок до трех лет из рас­чета до 200 тыс. на 1 га сельхозугодий. Процентная ставка за кредит устанавливалась в размере 10% с увеличением коммерческим банкам на 3% ~ величину фиксированной маржи, в то время как процент­ная ставка в банках составляла около 200%.

Финансовые реалии заставили уже через полтора месяца внести коррективы. Распоряжением администрации Нижегородской области №422-р от 01.04.94 г. «О внесении изменений о финансовой под­держке реформированным хозяйствам в 1994 г.» для таких хозяйств предусмотрено выделение уже 50 тыс. руб. на 1 га сельхозугодий. Процентная ставка за кредит определяется в размере 50% от ставки Центробанка с увеличением коммерческими банками на 4% - вели­чину фиксированной маржи. 15.08.94 г. было принято еще одно рас­поряжение за №1138-р «О внесении изменений в Положение от 22.02.94 г. №246-р», которое обещало частичную компенсацию за оплату энергоресурсов в связи с их удорожанием.

С апреля 1994 г. к областному бюджету был «подключен» феде­ральный бюджет. Постановление правительства «О практике аграрных преобразований в Нижегородской области» (№324) преду­сматривало выделение Нижегородской области из федерального бюджета 2 млрд. руб. на работу по реорганизации сельхозпредприя­тий, предоставление налоговых льгот сельскохозяйственным, обслу­живающим и перерабатывающим предприятиям, созданным на базе реорганизации в соответствии с данной программой хозяйств и т. п.1 Постановление предусматривало создание сети консультационных пунктов, передачу опыта руководителям и специалистам агропро­мышленного комплекса других регионов России.

В области ежегодно принимались программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижего­родской области, подкрепленные финансированием, в том числе безвозмездным, а также предоставлением различных льгот10. А в це­лом для дальнейшего реформирования российского агросектора Всемирный банк обещал дополнительно до 30 июня 1994 г. выделить новые кредиты на 325 млн. долларов11.

3. Перевод объектов социальной инфраструктуры на местный бюджет. Это тоже делалось волевым решением без создания в орга­нах местного самоуправления необходимых условий как финансо­вых, так и технических. Заметим, что это лишь первый этап сверты­вания социальной сферы инженерной инфраструктуры на селе под прикрытием лозунга равных прав селян и горожан как клиентов соцкультбыта. Перераспределение бюджета в пользу села, когда его дотирует город и большинство депутатов Областного законодатель­ного собрания горожане, всегда предмет спора, в котором побеждает большинство. Поэтому передача на местный бюджет вызвала закры­тие объектов социальной сферы. Этот процесс был тесно связан с программой, разработанной Комитетом по управлению городским имуществом под руководством С. В. Антюганова (КУГИ) по малой приватизации на 1995 г. Она предполагала приватизацию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, земельных участков под приватизированными предприятиями. Более того, КУГИ готовил проект указа Ельцина о проведении в Нижегородской области экс­перимента по приватизации объектов культуры, по результатам ко­торого должна была разрабатываться концепция для всей РФ12. Все это тесно связано с финансированием соответствующих статей рай­онных бюджетов, а следовательно, сельской социальной инфра­структуры.

4. Заинтересованность в такой реорганизации руководителей хо­зяйств, рассчитывающих, что в ближайшие же годы они сосредото­чат в своих руках значительное количество долей и паев своих одно­сельчан. Кстати, это им советовали и авторы нижегородской модели, так как «большое количество собственников будет тормозить дело»13.

Нельзя не отметить этот сильный субъективный фактор. Цепоч­ка из диспаритета цен, «ножниц» между себестоимостью продукции пеной ее реализации, налоговый беспредел, задержка хозяйствам оплаты за произведенную продукцию, невыплата по полгода заработной платы работникам и т. п. не могла не закончиться снижением дисциплины труда, ростом пьянства, воровства и формированием руководства хозяйств психологической усталости, желания изба­виться от худших работников. Директор одного из реорганизованных хозяйств так обозначил сложившуюся ситуацию: «Со всеми работать не хочу, а только с добросовестными. Остальные организуйтесь, как хотите»14. Авторы Нижегородской модели постоянно подчеркивали, что в ходе реформы будут созданы коллективы на основе психологи­ческой совместимости, на практике решающим фактором стал рас­чет руководителя организуемого предприятия.

О степени добровольности свидетельствует и такой факт. По данным социологического исследования в четырех из шести рефор­мированных хозяйств за реорганизацию высказалась треть опрошен­ных, греть отдала бы землю обратно трудовому коллективу, 10—16% (в зависимости от хозяйств) хотели бы основать семейные хозяйства, 10-12% - организовать малые предприятия с другими членами хо­зяйств, остальные не приняли решения15. Более того, опыт реоргани­зации показал, что она стимулирует развитие конфликтных ситуа­ций. Например, при расчете имущественного пая:

1. По любой из двух методик, предложенных Министерством сельского хозяйства (учет среднего заработка за последние 5 лет и стажа работы в хозяйстве или учет зарплаты за все годы работы в хозяйстве даже с индексацией на инфляцию), имущественный пай доярки с 28-летним стажем получался меньше, чем у специалиста, а то и банщика, проработавших несколько лет. Поскольку во вновь организуемом предприятии дивиденд (3—4%) рассчитывается исходя из размера пая, от него же (пая) зависит количество голосов у пай­щиков, изначально закладывается имущественное и правовое нера­венство членов будущего хозяйства.

2. Расчет паев должен производиться после инвентаризации хо­зяйства, для чего создается внутрихозяйственная комиссия, как правило, из тех, кто войдет в руководство нового хозяйства.

Новым фактором, стимулирующим реализацию Нижегородской модели приватизации, стало решение руководства области не заку­пать в 1994 г. у села овощи для города. Б. Немцов мотивировал это решение тем, что как бананы государство не закупает, а они посто­янно есть в продаже, так будет и с картофелем. Главной причиной такого решения явилось не то, что продовольственные базы после приватизации были переоборудованы под промтоварные, и не то, хозяйствах нет своих овощехранилищ, а значит, будут значительные потери продукции. Такое решение затрудняло своевременную выплату хозяйствами кредитов, взятых у банков под урожай, что увеличило задолженность хозяйств и могло стать стимулом продажи заложенных земель, техники и т.п. В этом плане политика Нижегородского губернатора полностью соответствовала позиции А. Чубайса, заявившего в своем выступлении по радиостанции «Маяк» 8 октября 1994 г., что селу надо отказать в государственной помощи, так как государство должно селу 6 трлн. руб., в то время как село должно по банковским кредитам 8 трлн. руб. Факт, что долг села возник как следствие того, что государство все еще не расплатилось с ним за предыдущие урожаи, А. Чубайсом был проигнорирован.

Такая позиция широко пропагандируется и в печати. Так, депу­тат Совета Федерации А. Беляев утверждал, что «сокращение дота­ций сельскому хозяйству будет, в конечном счете, только способст­вовать его развитию. Ведь оно повлияет на снижение уровня инфля­ции, а стало быть, сделает более привлекательными инвестиции, в том числе в аграрный сектор». Пока же деньги на Агропром тратятся бесполезно16.

После назначения А. Чубайса первым вице-премьером, отве­чающим за макроэкономику, приватизацию и курирование внешне­экономических связей, на совещании сельхозпроизводителей он зая­вил, что готовятся документы, которые дадут толчок реальному вы­делению земельных и имущественных паев, без которых трудно формировать истинного хозяина земли. Надо создавать ипотечные банки, вводить кредитование производителей под залог земли и имущества17. Очевидно, речь шла о реанимации упомянутой анали­тической записки П. Филиппова и подготовленных под нее доку­ментов. И хотя соответствующие законодательные акты были приня­ты, залог земли и имущества осуществлялся в незначительных масштабах, так как был не выгоден банкам.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Устойчивое развитие сельского хозяйства, его воспроизводство зависят от многих составляющих. Это — формирование и приумноже­ние его ресурсного и производственного потенциала; использование внутренних резервов сельскохозяйственных производителей; увеличе­ние государственной поддержки сельхозпроизводителей; гарантиро­ванные сопоставимые цены на промышленную и сельскохозяйствен­ную продукцию; развитие инфраструктуры на селе. Основная проблема нормализации повышения производительности труда в сельском хозяйстве заключается в повышении реальных доходов работников сельского хозяйства, так как при низкой заработной плате не обеспечивается воспроизводство рабочей силы, вследствие чего более поло­вины сельского населения находится на грани бедности.

Сельское хозяйство остается единственной отраслью, в которой 1стематически сокращается масса основных доходов, их доля в фондах страны упала с 11% в 1998 г. до 3,7 в 2005 г.

Фондовооруженность труда в отрасли в 4,9 раза, а занятых работников в 2,7 раза меньше, чем в других отраслях экономики, хотя в сельском хозяйстве в силу особенностей его производства она должна быть существенно выше. Природные ресурсы, научный и кадровый персонал позволяют полностью обеспечить продовольственную безо­пасность страны, но не обеспечивают. Почему? Дикие законы рынка, реорганизация колхозов и совхозов, создание на их базе мелких това­ропроизводителей полностью разрушили аграрный сектор страны.

При этом государство выполняет функции только наблюдателя. Жертвой такой политики стали сельская экономика и ее социальная сфера. Это не просто ошибка. Это настоящая удавка для всей эко­номики сельского хозяйства, что подтверждают следующие данные: в 2001 г. для приобретения 1 т дизельного топлива по цене 7 137 руб. сельхозпроизводителю требовалось реализовать 3,135 т зерна, или 0,278 т мяса крупного рогатого скота и птицы, или 1,64 т молока; в 2005 г. средняя цена приобретения 1 т дизельного топлива была 14 500 руб., в 2006 г. она увеличилась до 17 тыс. руб., соответственно увеличились расходы на его покупку (зерна - более 6 т, мяса скота и птицы - 0,4 т, молока - более 2 т).

В таких «рыночных условиях» крестьяне вынуждены на оплату топлива и других энергоносителей тратить более половины своих доходов. О каких передовых технологиях и техническом перевоору­жении можно говорить в этой ситуации?

На производство продукции сельского хозяйства, по данным об­следования занятости населения18, включая вторичную, затрачивается около 22% всего живого труда страны, а доля валового внутреннего продукта (ВВП) составляет 6,2%. Таким образом, на единицу труда приходится в четыре с лишним раза меньше валовой добавленной стоимости (ВДС) по сравнению с другими отраслями экономики страны, а на 1 законного работника — в 2,1 раза. Это результат дис­паритета цен, монополизма отраслей, конкурентности импорта и слабой поддержки отраслей государством.

Инвестиции в отраслевой капитал в сельском хозяйстве почти наполовину меньше его доли в ВВП, а прибыль организаций ниже 1% прибыли экономики. Для реального развития сельскохозяйствен­ного производства необходимо взаимодействие рыночной и плано­вой экономики сельскохозяйственного производства, регулирование внутренних цен на газ, топливо, электроэнергию.

К сожалению, в стране до сих пор нет четких положений эко­номической политики в этой важной сфере.

Требует срочного пересмотра система налогообложения, которая должна обеспечивать стабилизацию внутренних цен на энергоноси­тели. Необходимо перенять опыт многих развитых стран, где топливо крестьянам отпускается без акцизов и налога на добавленную стоимость. В нынешней экономической политике России на первом месте превалируют несколько ориентиров: интеграция с Западом; стремление быстрее вступить в лоно ВТО; привлечение западных инвестиций. При этом нефтяная и газовая отрасли представляются правительством как «локомотив экономики», так как высокие цены на энергоносители создают более устойчивые условия для формирова­ния бюджета и развития отраслей реальной экономики. Отсюда и повышение внутренних цен на топливо, электроэнергию, газ до уровня мировых, отказ от субсидирования сельского хозяйства и по­вышение тарифов для населения более высокими темпами. Прави­тельство должно учитывать, что в большинстве регионов РФ жесткие климатические условия, поэтому цены на энергоносители для сель­ского хозяйства должны быть ниже мировых цен.

В приоритетном проекте «Развитие АПК» в бюджете 2006 г. средства на пополнение условного капитала увеличили всего на 8 млрд. руб., что можно рассматривать как издевательство над крестья­нами. Все отрасли в сельском хозяйстве - жизнеобеспечивающие, определяющие возможность существования государства, поэтому развивать их следует с максимальным использованием потенциала природно-экономических ресурсов. Естественно, таким отраслям экономики сельского хозяйства следует обеспечивать государствен­ную поддержку, объемы их производства должны покрывать боль­шую часть внутреннего рынка, быть достаточными для выхода на мировой рынок.

В настоящее время иностранные компании, фермеры, производи­тели сельскохозяйственных продуктов, имеющие доступ на россий­ский рынок, работают куда в более льготных условиях по сравнению с отечественными товаропроизводителями. Зарубежные сельхозпроизво­дители, продающие свою продукцию в России, пользуются кредитны­ми ресурсами под 3-5% в год, что в 3-4 раза ниже, чем в нашей стра­не. При покупке дорогостоящей техники по лизинговому кредиту в первый год эксплуатации они, как правило, освобождаются от уплаты кредита, а в случае приобретения новой, более совершенной, получа­ют еще и субсидии. Вот так, благодаря заботе государства, фермеры Запада быстро переоснащают свою материально-техническую базу на более высокопроизводительные машины, благодаря чему совершенст­вуется технология производства как в растениеводстве, так и в живот­новодстве. Растет производительность труда, сокращаются затраты труда и средств на единицу продукции. Производители сельскохозяй­ственной продукции получают также мощные государственные субсидии, которые равняются 50% суммы доходов. Например, в ФРГ в рас­чете на 1 га пашни бюджетная поддержка из Евросоюза составляет 323 евро, или более 11 тыс. руб.; у нас в России - 10 дол. (250 руб.)19.

У сельхозпроизводителей Запада существенно меньше налоговая нагрузка, поскольку нет налога на добавленную стоимость, ниже ставки социального налога. В этих условиях особенно опасными яв­ляются процессы быстрого сокращения и деградации трудовых кол­лективов, а также ликвидации в разных формах крупных сельхозорганизаций. За 2000—2004 гг. общее число крупных и средних органи­заций сократилось на 7,2 тыс., или на 25,4%. Из-за выбытия из об­щего числа убыточных организаций при расчете доли прибыльных создается видимость улучшения ситуации. Сокращается общая чис­ленность сельскохозяйственных организаций России. Только за три года она сократилась на 4,2 тыс., или на 16,9% (за 2005 г. еще на 1,6 тыс.). Быстро возрастает число организаций с относительно ма­лой численностью работников, уменьшаются их средние размеры, многим организациям в связи с продолжением оттока работников грозит ликвидация, или преобразование в другие формы, или бан­кротство под видом мнимого оздоровления предприятий. На деле банкротство стало криминальным средством передела собственности. Разумнее было бы для предприятий сельхозпроизводителей ввести особые условия, предоставив им возможность получения государст­венной поддержки для сохранения своего потенциала, а также ис­пользовать другие способы сохранения производства, такие, как раз­витие инфраструктуры на селе, ввод в действие различных предпри­ятий по переработке и хранению выращенной сельхозпродукции, строительство жилья и т.д.

В 2005 г. почти 4 тыс. сельхозпредприятий, или почти 15% об­щего их числа, отнесены к банкротным. Это настораживающий факт. А главное при банкротстве на покрытие долга изымаются наи­более ценные активы: скот, новая техника, зерно, земля. Понятно, что ждет людей, проживающих на селе, после такой процедуры. Если в РФ в 2004 г. имелось 12 тыс. организаций с числом работников до 100 человек, то в 2007 г. - 10 тыс. В расчете на одну организацию приходилось соответственно 52 и 50 работников, 4 082 и 3 185 га сельхозугодий, 488 и 635 га посевов зерновых культур, 107 и 126 го­лов крупного рогатого скота. Возникают достаточно крупные про­блемы рациональной организации труда и производства, это усугуб­ляется еще и низкой технической вооруженностью, отсутствием комплекса современной техники и технологий.

Если рассматривать данные вопросы с теоретической точки зре­ния, то сокращение численности работников в организациях любых форм собственности и хозяйствования является одним из важных направлений повышения производительности труда, роста эффек­тивности и конкурентоспособности производства. Но в сельском хозяйстве России этот процесс имеет свои специфические особенно­сти. Сокращение численности занятых происходит в основном не из-за модернизации и обновления материально-технической базы производства, повышения его энерговооруженности, фондообеспе­ченности и фондовооруженности, а из-за оттока работников в связи, низкой оплатой их труда. Вследствие разницы в уровне оплаты труда в сельском хозяйстве и в других отраслях усиливается межот­раслевая конкуренция работников. Чтобы сохранить производство и трудовые ресурсы, руководители сельскохозяйственных организаций вынуждены повышать уровень оплаты труда. Но в сложившихся ус­ловиях монополизма, низких цен реализации продукции сельского хозяйства и слабого платежеспособного спроса населения, а также отсутствия необходимой государственной поддержки села повыше­ние оплаты приводит к убыточности производства.

Если в дореформенное время работники колхозов и совхозов по оплате труда были почти на уровне промышленных, то сейчас они замыкают ранжированный ряд отраслей экономики.

Наши исследования в коллективных хозяйствах Нижегородской области показали и другие негативные стороны по оплате труда тру­жеников сельского хозяйства. Доля работников с ежемесячной опла­той труда от 680 до 1 700 руб. составила более 50%. В промышленно­сти этот показатель всего 7,5%, в строительстве — 8,8, на транспорте -3,9, в ТКХ- 11,3.

Соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников в 2005 г. достигло 21,5 раза, т.е. быстрыми темпами идет процесс межотраслевого, регионального и социального расслоения общества на бедных и богатых. Реализация проекта развития АПК на повышение доходности сельскохозяйст­венного труда и уровня жизни сельских жителей оказалась профана­цией. Проектом были определены направления решения проблем, связанных с увеличением производства аграрной продукции, органи­зацией дополнительных рабочих мест, повышением самозанятости тружеников на селе.

Однако рост физических объемов производства сельхозпродук­ции в 2000—2006 гг. не сопровождался улучшением финансовых ре­зультатов деятельности сельхозорганизаций, увеличением оплаты труда сельхозработников и доходов населения. Мы считаем, что и в перспективе намеченная прибавка производства продукции не ска­жется положительно на зарплате, поскольку не соблюдено главное положение основных направлений агропродовольственной политики на 2001—2010 гг., а именно не обеспечены равные с другими отрас­лями экономические условия для сельского хозяйства. Особенно это касается производителей и поставщиков энергетических средств.

Решение проблемы повышения доходности сельскохозяйственного труда и уровня жизни сельских жителей не заложено и в при­оритетный национальный проект «Развитие АПК». Ельцинская реорганизация колхозов и совхозов обнажила все изъяны сельской жиз­ни. С одной стороны, появилась безработица, с другой — стал осу­ществляться переток рабочей силы из бывших коллективных хо­зяйств в индивидуальные, что изменило в первую очередь социаль­но-трудовые отношения, структуру и качество рабочей силы. Быв­шие колхозники и работники совхозов стали наемными работника­ми.

Как показали исследования в 2006 г., вся рабочая сила в сель­ском хозяйстве составила 14,3 млн. чел. Из них занятые в крестьян­ских фермерских хозяйствах - 900 тыс. чел. (6,3%), наемные работ­ники в крупных сельскохозяйственных предприятиях - 2,9 млн. чел. (20,3%), занятые в хозяйствах населения товарного типа — 2,9 млн. чел. (20,3%), в крестьянских подворьях - 5,8 млн. чел. (40,6%), без­работные — 1,8 млн. чел. (12,5%)20.

Все формы собственности и хозяйствования — ведущие товарное производство и домашние хозяйства - в силу перечисленных выше причин не имеют условий даже для простого воспроизводства. Рента­бельность реализации их продукции в 2000—2005 гг. составила не бо­лее 7% (по сравнению с 14% по экономике в целом), а рентабельность активов - соответственно 2,9 и 6,3%. Сельские труженики работают в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры, с резкими колеба­ниями цен в зависимости от изменения предложения, без гарантиро­ванных цен и государственных интервенций (табл. 1).

Таблица 1.

ПРИРОСТ ОБЪЕМА И ЦЕН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ, в % к предыдущему году

Показатели

2002

2003

2004

Зерно: объем реализации цена

12,1 -21,1

-20,3 59,4

-1,7 23,6

Картофель: объем реализации цена

-5,2 30,5

-3,3 15,4

27,0 -15,6

Овощи открытого грунта: объем реализации цена

-11,2

44,8

-6,8 4,3

-1,1

-2,5

Молоко: объем реализации цена

3,8 -4,0

-2,0 15,1

-5,2 20,9

Между объемами предложения продукции на рынке и ценами ее реализации имеется обратная связь; цены и доходы каждый год сильно колеблются; из-за неблагоприятных условий воспроизводства продолжает разрушаться ресурсный потенциал крупного товарного производства.

Эффективными и более интенсивными остаются товаропроизво­дители с крупными сохранившимися трудовыми коллективами (табл. 2). Организации с малыми коллективами являются, как прави­ло, убыточными: уменьшение численности работников не стало для них фактором роста производительности труда.

Таблица 2.