logo
Пожары / Пожарная безопасность

9. Пожарная опасность процесса окраски §9.1 Окраска механическим распылением

В последнее время широко стал применяться способ нанесения лакокрасочного материала под высоким давлением. Нанесения его, еще называют - механическим распылением. Сущность этого способа состоит в использовании изменяющих свойств лакокрасочного материала при больших перепадов давления от 10 до 20 МПа. При выходе из сопла даже холодного лакокрасочного материала, образуется мелкодисперсный факел, при этом сокращаются потери на туманообразования и уменьшается вероятность образования пожаровзрывоопасной концентрации.

Пожарная опасность процессов окраски обусловлена свойствами применяемых лакокрасочных материалов, в составе которых находится от 50 - 60% и даже 70 -80% легковоспламеняющихся растворителей. Большим количеством испаряющихся паров растворителей, нашедшим источник зажигания и разветвленных путей распространения пожара.

Наиболее опасен способ распыления - сжатым воздухом, при котором образуется пожаровзрывоопасная смесь мельчайших частиц лака и краски в воздухе.

Одной из мер предупреждения образования горючих смесей является, устройство вентиляции с целью отсоса паров от источника окраски изделий. Поэтому следует производить окраску в камерах с постоянным воздухообменом или в непосредственной близости от заборных устройств воздуховодов отсасывающих пары легковоспламеняющей жидкости. Рабочие места изолируются от окружающей среды производственного помещения.

Не допускается объединения вентиляционных систем окрасочных камер (кабинок) и других помещений. Пары лакокрасочного материала, уносимые вентиляционной системой, улавливаются при помощи фильтров или распыленной воды, очищаемых ловушек.

Вентиляционная система должна иметь автоматическую блокировку, обеспечивающая прекращение краски при остановки вентилятора.

Количество воздуха, которое необходимо пропускать через окрасочную камеру для обеспечения безопасных условий, определяется формулой

(9.1)

где F - сечения открытых проемов камеры;

U - скорость движения воздуха в проемах камеры (1 м/с, для токсичных веществ 1,3м/с);

? - коэффициент учитывающий подсос через неплотности кабины (принимают от 1,1 до 1,2).

При окраске больших изделий, вагонов, локомотивов, вентиляция предусматривается по принципу вентилирования ограничения участка изделия, который в данный момент окрашивается. При этом изделие перемещается относительно вентиляционной установки или вентиляционная установка перемещается относительно изделия. Скорость отсасывающего воздуха должна быть не менее 1 м/с.

В камерах предусматриваются газоанализаторы, которые блокируются с работой вентилятора. Другим направлением по уменьшению пожарной опасности краски являются, замена легковоспламеняющих и горючих растворителей, пленкообразоватьелями и лаков на пожаробезопасные.

Специфическими источниками зажигания в этих процессах являются, искры удара (механический) и самовозгорание отходов, в состав которых входит: нитролаки, льняное масло, эмаль, а также самовозгорание отложений лакокрасочных материалов в воздуховодов. Поэтому, для профилактических целей предусматривают:

- удаления из помещения лакокрасочных материалов;

- очищения воздуховодов от отложений лакокрасочных материалов;

- контроль за исправностью оборудования, отсутствия искр удара и трения при работе вентиляторов и при пользовании инструментов.

Быстрому распространению пожаров способствует:

- большое количество лакокрасочных материалов;

- горючесть самих окрашенных изделий, не зависимо от материала;

- вентиляционная система, по которым пламя может распространяться в смежные цеха и этажи.

По этому мерами профилактики предусматривается:

1. ограничения количества горючих веществ и материалов, находящихся непосредственно в окрасочных цехах;

2. прокладка вентиляционных воздуховодов по кратчайшему пути непосредственно в наружу или в очистительное устройство;

3. устройство огнепреградителей и огнезадерживающих заслонок, особенно на ответвлениях от кабины и агрегатов;

4. очистка кабины и камер от отходов, а воздуховодов от отложений лакокрасочных материалов.