4.4. Бульвары
Бульвары ~ озеленённые территории линейной формы, создаваемые вдоль магистралей, жилых улиц и набережных, пешеходных трасс в жилых районах. Бульвары предназначены для пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха населения.
В градостроительной практике сложилось несколько типов бульваров в городской среде:
бульвары вдоль улиц и магистралей, преимущественно районного значения;
бульвары вдоль набережных по берегам рек и водохранилищ, озёр, морей - приморские бульвары;
бульвары в виде колец, охватывающие центральные части исторических городов и созданных на месте укреплений - валов.
По своей планировке бульвары могут подразделяться на:
бульвары с регулярной планировкой и симметричным размещением основных садово-парковых дорог и аллей (рис. 29);
бульвары с асимметричным размещением главной аллеи;
бульвары со свободной планировкой, включающей элементы регулярной и ландшафтной планировки (рис. 30).
Бульвары па улицах и магистралях. Такого типа бульвары характерны для многих улиц и городов России. Протяженность и ширина бульвара определяются в зависимости от класса магистрали и улицы, ее планировочного решения и архитектуры прилегающей застройки. Ширина бульвара колеблется в пределах 15...50 м. Минимальное соотношение ширины и длины бульвара принимается 1:3. При ширине бульвара в 20...25 м, как правило, предусматривают одну садово-парковую дорогу (или аллею) шириной 4,5...6 м. Если ширина бульвара превышает 25 м, то возможно предусмотреть дополнительные садово-парковые дорожки шириной не ме-
нее 1,5 м. На бульварах шириной в 50 м возможно размещение спортивных площадок, водоёмов, павильонов, кафе, детских игровых комплексов, велодорожек. Высота застройки на такого типа бульварах не должна превышать 4...6 м. Все сооружения должны гармонично сочетаться с зелёными насаждениями, как главным планировочным компонентом территории.
Входы на бульвар следует предусматривать по длинным его сторонам через каждые 150...300 м. На магистралях районного значения и на улицах с интенсивным движением входы на территорию бульвара необходимо увязать с пешеходными переходами и остановками общественного транспорта. С короткой стороны бульвара- "оголовок" - устраивают главный вход в виде широкой площадки, где проектируют фонтан, клумбу или устанавливают памятник.
При проектировании бульваров следует придерживаться примерного соотношения элементов территории, указанных в табл. 6. Примерные нормативы приводятся по данным "Норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы" (МГСН 1.01-99). Для каждого конкретного случая нормы могут быть скорректированы.
Бульвары на магистралях с интенсивным движением транспорта не-ооходимо смещать от оси магистрали, между проезжей частью и тротуаром, например, в сторону торгового центра или в сторону жилой застройки. На оживлённых магистралях возможно устройство двух бульварных полос относительно оси улицы. Это связано, прежде всего, с доступностью территории бульвара для пешеходов. Бульвары на жилых улицах могут размещаться по оси улицы.
В центрах городов создаются бульвары-эспланады, с преобладающим партерным решением для выявления архитектурно-художественных качеств застройки. Преобладает открытый тип пространственной структуры насаждений.
Главными планировочными элементами бульваров являются: основная пешеходная дорожка (планировочная ось), второстепенные и дополнительные дорожки для кратковременного отдыха, входы в виде широких дорожек или площадок. Ширина дорожек устанавливается в зависимости
от интенсивности движения пешеходов. Ширина главных дорожек на широких бульварах колеблется в пределах 4,5...6м- кратно одной полосе движения в 0,75 м. У входов на площадках и вдоль главной дорожки рекомендуется размещать скамейки для отдыха, фонтаны и бассейны. Основная дорожка бульвара должна иметь прочные конструкций одежды, с покрытием из плиток или щебеночных специальных смесей. Второстепенные дорожки могут иметь щебеночные покрытия из специальных смесей.
При проектировании бульваров на улицах и магистралях следует учитывать, что насаждения должны играть как декоративную, так и санитарно-гигиеническую, защитную роль. По периметру бульварных полос со стороны проезжей части предусматривают деревья и кустарники, устойчивые к воздействию пыли и газам.
Как правило, на бульварах тип объёмно-пространственной структуры насаждений полуоткрытый. На бульварах в жилом районе в ряде случаев рекомендуется сочетание полуоткрытого и закрытого типов насаждений. Типы садово-парковых насаждений представлены в виде рядов- со стороны проезжей части улиц; групп и одиночных экземпляров - у площадок отдыха. Группы деревьев и кустарников предусматривают, как правило, на широких бульварных полосах. По оси главной аллеи предусматривают цветник прямоугольной формы, в основном из летников. На газонных участках размещают одиночно деревья, группы кустарников и многолетников. На площадках для отдыха рекомендуется устраивать перголы с вертикальным озеленением. При проектировании бульвара не следует допускать размещение растений высотой более 70...80 см в местах пешеходных переходов со стороны проезжей части в пределах треугольника видимости.
Подбор ассортимента ведут с учетом климатических особенностей. В районах с континентальным климатом, а также на юго-востоке и юге необходимо предусмотреть защиту мест отдыха от чрезмерного солнечного облучения и действия неблагоприятных ветров.
При проектировании бульваров плотность (густоту) посадок, а также возраст и размер посадочного материала устанавливают индивидуально, в зависимости от назначения бульвара и его местоположения в городской среде.
Так, плотность размещения деревьев в условиях средней полосы должна составлять в среднем 150 шт. на 1 га, а кустарников 1 500.. .2 000 шт. Количество деревьев и кустарников может быть увеличено в 1,5 раза на бульварах в южных городах России с избыточной солнечной радиацией за счёт более плотного размещения растений вокруг мест отдыха и затенения аллей и площадок. В северных областях, наоборот, необходимо обеспечить солнечное освещение мест отдыха и уменьшить плотность насаждений.
Бульвары на набережных. Такого типа бульвары активно формируют среду и придают ей своеобразный характер.
Бульвары вдоль берегов рек, озёр, морей во многом по своей планировке и назначению напоминают широкие бульвары на улицах в жилых районах. Однако их отличие состоит в том, что они непосредственно примыкают к береговой линии одной из своих сторон и визуально должны объединять приречные ландшафты и городскую среду. Такие «линейные» сады создают и на берегах крупных водоемов. Ширина их может быть от 15... 18 м и до нескольких десятков метров.
Можно выделить три основные схемы планировки набережных-бульваров:
симметричная, с центральной аллеей;
асимметричная - планировочная ось смещена в сторону береговой линии;
свободная - на широких полосах свыше 50 м.
Бульвары, или линейные сады, по набережным не рекомендуется совмещать с транспортным движением магистралей. Береговую линию и полосу вдоль реки или озера (моря) необходимо использовать исключительно для отдыха и прогулок. Входы следует предусмотреть как по длинной стороне, вдоль береговой линии, так и на коротких сторонах, ограничивающих территорию. Если бульвар имеет выход на городскую административную или транспортную площадь, он должен быть рассчитан на единовременный пропуск большого количества пешеходов и композиционно раскрыт навстречу потоку. На территории бульвара-набережной предусматривают площадки отдыха, с которых раскрываются перспективы на водную гладь. Частью планировки такого сада являются спуски к воде в виде лестниц, а также причалы, автостоянки, кафе и др.
Бульвары по набережным могут решаться как в одном уровне, так и в виде двух и более террас, спускающихся к воде. Береговая линия в боль-
шинстве случаев решается в виде откоса или подпорной стенки. Лестницы предусматривают консольного типа- выносные, как и площадки отдыха на террасах над водой. В приморских городах рекомендуется линейные сады по набережным организовать в единый комплекс.
Объёмно-пространственная структура насаждений бульваров на набережных представляют в основном открытый и полуоткрытый типы. В условиях избыточной солнечной радиации необходимо предусмотреть закрытые пространства, особенно на участках массового отдыха и по прогулочным аллеям.
- Глава 4. Магистрали и улицы, бульвары, скверы, городские сады
- 4.4. Бульвары
- 4.5. Городские скверы
- 4.6. Городские сады
- Глава 5. Городские парки
- 5.1. Назначение и классификация городских парков
- 5.2. Многофункциональные парки - парки культуры и отдыха
- 5.2.1. Назначение и задачи
- 5.2.2. Районирование и зонирование парковой территории
- В XX веке
- 5.3. Специализированные парки
- 5.3.1. Спортивные парки
- 5.3.2, Детские парки
- 5.3.3. Парки-выставки
- 5.3.4. Сады скульптуры
- 5.3.5. Ботанические сады (парки)
- 5.3.6. Зоологические парки
- 5.3.7. Мемориальные парки
- Глава 6. Ландшафтная организация территорий
- Жилых домов