2. Рынок труда в сельском хозяйстве
Рынок труда является составной частью рыночного механизма наряду с рынком потребительских товаров, средств производства, инвестиционным и финансово-кредитным рынками. Его развитие не возможно без функционирования рыночной экономики в целом.
Рабочая сила как товар реализуется на рынке труда. Рынок труда представляет собой социально-экономические отношения по найму рабочей силы и её использованию между работодателем и рабочей силой. На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости.
Занятость представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими заработки (трудовой доход). Из определения занятости видно, что она является естественным условием существования человека. Она имеет несколько видов:
- полная;
- совместительство;
- неполная;
- временная и др.
Государственная политика в области занятости населения осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ и направлена на:
обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному труду путём координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путём поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;
обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает выполнение ряда условий:
- множество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;
- рыночная мотивация поведения экономических субъектов на рынке труда;
- экономическая свобода выбора для субъектов на рынке труда;
- общая конкурентная среда в экономике страны.
Рынок труда, как и все другие рынки, действует на основе ценового равновесия. «Рыночная цена труда, - писал А. Смит, - есть та цена, которая действительно платится за него в силу естественного действия отношений между предложение и спросом: труд дорог, когда он редок и дешёв, когда имеется в избытке».
Равновесная цена – цена товара, устанавливающаяся на рынке при достижении равновесного спроса и предложения на этот товар. Равновесная цена, которая отвечает общественной оценке рабочей силы, устанавливается на уровне, соответствующем предельной производительности труда с условиями предложения услуг рабочей силы. Равновесной цене труда должен соответствовать такой уровень заработной платы, который обеспечивает возможность существования рабочей силы и близкий к физически необходимому минимуму средств.
Факторы, влияющие на цену рабочей силы:
минимальная заработная плата, исходя из минимального размера потребительской корзины, обеспечивающей физиологический минимум жизни;
цена жизненных средств, необходимых для нормального возмещения и воспроизводства рабочей силы;
конъюнктура на рынке труда, действие спроса и предложения.
Спрос на рынке труда выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнение работ, а предложение – в форме наличия незанятой рабочей силы или желание изменить место работы. Спрос и предложение существует в конкурентной борьбе между работниками за занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а также между работодателями за привлечение рабочей силы в нужном количестве и качестве.
Рынок труда имеет свою особую сегментацию. (Сегментация рынка – разделение рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида продаваемого товара, территориального расположения, типа наиболее представленных на данной части рынка покупателей, по социальным признакам.) Суть её состоит в том, что в конкретных отраслях и профессиях отдельные категории работников с ограниченной трудоспособностью не выходят за рамки сегментированного рынка и не составляют конкуренции другим работникам в других сферах занятости. Конкуренция работников осуществляется внутри сегмента рынка.
Существует три обособленных сегмента рынка труда: первичный рынок труда; вторичный рынок труда; безработные.
В сегмент первичного рынка труда включаются работники, имеющие высокую заработную плату, хорошие условия труда, стабильную занятость, возможность продвижения по должности, а также обеспеченные социальными условиями (предоставлением квартир, продуктов питания, услуг и гарантированное пенсионное обеспечение). Работники, входящие во вторичный рынок труда, частично или полностью лишены многих льгот, иногда ожидают простоя производства и кратковременной подготовки. В этой группе чаще всего происходит сокращение и увольнение работников. Данный сегмент рынка труда состоит из постоянных работников, трудящихся в режиме полной занятости, а также из привлечённых работников.
Сегментация рынка труда подразделяется по:
- формам собственности (альтернативные формы занятости),
- фондоёмкости и трудоёмкости производства,
- особенностям технологии производства,
- квалификации занятых работников в производственном процессе,
- уровню разделения и обобществления труда,
- исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда,
- традициям в мотивационном поведении работников.
Особый сегмент рынка труда составляют безработные. В соответствии с законом РФ «О занятости населения РФ», принятом в апреле 1996 г. безработными считаются граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют соответствующей работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы, а также те, кто ищет работу и готов к ней приступить.
На сегментацию рынка труда оказывают влияние следующие факторы:
- образование и профессиональный уровень работников;
- дискриминация работников по полу;
- этнические и религиозные особенности;
- дискриминация работников по возрасту.
Таким образом, сегментирование рынка труда основывается на распределении рабочих мест в экономике, исходя из спроса на труд и цены на трудовые услуги.
Факторы, оказывающие влияние на формирование рынка труда в сельском хозяйстве:
численность экономически активного сельского населения,
сложившийся уровень занятости и структура населения,
специализация и комплектность хозяйства,
обеспеченность предприятий сырьевой базой, материально-техническими ресурсами,
уровень, динамика и эффективность производства,
инвестиционная активность предприятий и организаций,
привлекательность территории и развитие социальной инфраструктуры,
поддержка предприятия федеральными и региональными органами.
Наиболее острой проблемой для сельского рынка труда остаётся неэффективная занятость. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны, возможности с/х-го производства в домашнем хозяйстве активно способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйства. Вместе с тем после периода резкого сокращения численности занятого сельского населения наметилась тенденция его роста. В последние годы снижается интенсивность миграционного движения сельского населения. Отток жителей из села снизился в 2001 году более чем в 2 раза по сравнению с 1991 годом, однако сохраняется значительный отток молодёжи в возрасте до 30лет (более 46% выбывшего сельского населения). Растёт заболеваемость и смертность сельского населения, что может вызвать серьёзные негативные демографические последствия и проблемы в восполнении трудовых ресурсов в АПК.
- Трудовые ресурсы и их использование. Производительность труда в сельском хозяйстве План
- Понятие и состав трудовых ресурсов
- 2. Рынок труда в сельском хозяйстве
- 3. Понятие и сущность производительности труда
- 4. Методика определения производительности труда и её показатели
- 5. Факторы и пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве