logo
ПОВРЕЖДЕНИЯ ТУПЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Автомобильная травма

 

Определение и классификация

Под автомобильной травмой понимают механические телесные повреждения, причиненные наружными или внутренними частями движущегося автомобиля, а также возникающие при падении из движущегося транспортного средства. 

Повреждения, образующиеся при техническом обслуживании автотранспорта от воздействия частей стоящей на месте машины, от взрыва двигателя, разрыва накачиваемой шины и т. п., к автомобильной травме обычно не относят. Кроме механических повреждений, при автотранспортных происшествиях и обслуживании автомашин могут возникать ожоги, отравления бензином и выхлопными газами, утопление при падении автомашины в воду. 

Автомобильная травма – один из немногих видов травматизма, при котором встречается большое количество самых разнообразных повреждений во всех областях тела, и разобраться в них трудно без знания механизмов их образовании и классификации. 

В настоящее время в нашей стране наибольшее распространение получила классификация, предложенная А. А. Матышевым, А. А. Солохиным, С. И. Христофоровым и В. А. Сафроновым (1968), согласно которой автомобильную травму подразделяют на следующие виды: 

1. Наезд - столкновение движущегося автомобиля с человеком.

2. Переезд колесом(-ами) автомобиля.

3. Выпадение из движущегося автомобиля.

4. Травма внутри автомобиля (удар о внутренних частей автомобиля).

5. Сдавление тела между автомобилем и другими предметами.

6. Комбинированные виды травмы.

7. Атипичная травма.

 В основу этой классификации положены условия возникновения повреждений при различных обстоятельствах автотранспортных происшествий. 

Несмотря на то, что автотранспортные происшествия очень скоротечны, каждый случай автомобильной травмы протекает циклично и состоит из нескольких, следующих друг за другом, коротких фаз. Каждой фазе травмы соответствует определенный механизм образования повреждений (табл. 1). 

Таблица 1.                Виды автомобильной травмы, фазы травмирования и механизм образования повреждений.

Виды автомобильной травмы

Фазы травмирования

Механизм образования повреждений

Наезд

1. Столкновение частей движущегося автомобиля  с телом.

2. Забрасывание (падение) тела на авто-мобиль.

3. Отбрасывание тела и падение его на грунт.

4. Скольжение тела по грунту. 

1. Удар выступающими частями движу-щегося автомобиля и сотрясение тела.

2. --//--//--

3. Удар о грунт.

4. Трение о грунт.

Переезд

1. Соприкосновение колеса с телом.

2. Толкание, переворачивание тела колесом.

3. Въезд колеса на тело.

4. Перекатывание колеса через тело.

5. Волочение тела.

1. Удар колесом.

2. Трение о грунт и колесо.

3. Трение и вращательное действие колеса.

4. Сдавление и растяжение.

5. Трение о грунт.

Выпадение из движущегося автомобиля

1. Столкновение тела с частями автомо-биля.

2. Падение на грунт.

3. Скольжение по грунту.

1. Удар частями автомобиля.

2. Удар о грунт и сотрясение тела.

3. Трение о грунт.

Травма внутри салона автомобиля

1. Столкновение тела с частями автомо-биля.

2. Прижатие тела сместившимися из-за деформации частями кабины, узлами и агрегатами моторного отсека.

1. Удар и сотрясение тела.

2. Сдавление.

Сдавление тела между автомобилем и другими предметами

1. Соприкосновение (столкновение) час-тей автомобиля с телом.

2. Прижатие тела к различным предме-там.

1. Удар частями автомобиля.

2. Сдавление.

Комбинированная травма

Количество фаз и механизмы образования повреждений определяются в зависимости от комбинации основных видов автомобильной травмы.

Атипичная травма

Определяются конкретными условиями происшествия.

Таким образом, при автомобильной травме повреждения у пострадавших могут возникать от удара и сотрясения тела, сдавления, растяжения и трения. Однако количество фаз, а следовательно, и степень выраженности повреждений от каждого из указанных механизмов могут варьировать в зависимости от особенностей конкретного случая. 

Знание механизмов образования и комплексов повреждений, характерных для каждого вида автомобильной травмы, необходимо не только судебно-медицинским экспертам, но и клиницистам — травматологам и хирургам, оказывающим медицинскую помощь пострадавшим. Сличение клинических и судебно-медицинских диагнозов в случаях транспортной травмы показывает значительный процент расхождений даже в лечебных учреждениях с высококвалифицированным персоналом. Одной из причин неполной и неточной диагностики у пострадавших является слабое знание врачами-клиницистами механогенеза повреждений, возникающих в типичных случаях автомобильной травмы. Быстрый и целенаправленный поиск повреждений у пострадавшего может быть проведен только на основании сопоставления сведений о конкретных обстоятельствах происшествия, которые врач должен выяснить у лиц, доставивших пострадавшего в стационар, с известными механизмами образования повреждений при данном виде автомобильной травмы. 

Н  А  Е  З  Д

Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (удар автомобилем) встречается в настоящее время наиболее часто. На ее долю приходится свыше 50% от общего числа автомобильных травм. 

Основным механизмом образования телесных повреждений при этом виде травмы является удар частями машины и сотрясение тела пропорционально силе удара. Различают три варианта столкновения автомобиля с пешеходом, при которых удар наносится передней, боковой или задней поверхностью движущейся машины. В абсолютном большинстве случаев имеет место удар частями передней поверхности автомобиля: бампером, облицовкой радиатора, передним краем капота, фарой, крылом, см. фото 1-3. 

         Варианты фронтального и тангенциального наезда легковым и грузовым автомобилем.             Фото 1-3. 

В момент удара  соприкасающиеся части автомобиля и тело человека взаимно повреждаются. Возникают вмятины на капоте, облицовке радиатора, разбиваются стекла фар и габаритных фонарей и т. п., а на теле человека образуются контактные повреждения, расположенные обычно на высоте ударяющей части машины.

Первоначальный удар легковой автомашиной,см. фото 4-7, с обычной компоновкой кузова, как правило, наносится на уровне голеней, ниже центра тяжести тела человека, в результате чего пострадавший падает на надвигающуюся машину и получает повреждения туловища, верхних конечностей и головы от вторичного удара о капот, ветровое стекло и другие части кузова, а затем на дорогу, обычно ударяясь головой о дорожное покрытие, см. фото 1. 

Грузовой автомобиль, особенно с вагонной компоновкой кузова, автобус или троллейбус наносят удар на уровне центра тяжести тела или значительно выше него, поэтому жертва сразу же после первичного удара отбрасывается, падает и ударяется о грунт. В некоторых случаях контактные повреждения, возникающие при первичном ударе, имеют определенные особенности, в той или иной степени отражающие характер ударяющей части автомобиля. 

Фото 4-7. Локализация места первичного контакта (удара) на нижних конечностях при фронтальном наезде легковым автомобилем. 

Отпечатки на ткани брюк и коже бедер решетки радиатора автомобиля "БМВ" - контактые повреждения в месте первоначаль-ного контакта (удара) в первую фазу фронтального наезда легковым автомобилем (фото 6, 7).

Удар бампером нередко приводит к образованию так называемых бампер-переломов костей нижних конечностей, см. фото 8-10. Эти переломы располагаются на уровне средней и верхней трети голеней (удар бампером легковой автомашины) или в области бедра (удар грузовой машиной средней грузоподъемности). 

Фото 8-10. 

Локализация и механизм образования бампер-перелома - перелома длинной трубчатой кости от деформации попе-речного изгиба, возникающей при ударе тупым твердым предметом под прямым углом. 

Морфологические особенности бампер-переломов зависят от скорости движения автомобиля, формы и ширины бампера, от толщины мягких тканей в месте удара и некоторых других факторов. При большой скорости движения автомобиля, в результате деформации сдвига, как правило, возникают поперечные или поперечно-косые переломы с небольшим сколом компактного вещества в месте удара и множеством веерообразных трещин, образующих углы, открытые к месту приложения силы. Если же скорость движения машины была небольшой (не превышала 45—50 км/ч), то перелом образуется в результате сгибания трубчатой кости. При этом обычно возникают поперечно-оскольчатые переломы с крупным осколком неправильно-ромбовидной формы на стороне удара. При рассматривании перелома сбоку создается впечатление, что отломок имеет клиновидную форму, причем основание клина указывает на место приложения силы. Все эти детали переломов становятся хорошо различимыми после извлечения поврежденной кости из трупа и освобождения ее от мягких тканей и надкостницы. 

Для установления направления удара у пострадавших, оставшихся в живых, большое значение имеет рентгенография. Иногда детали рентгенографической картины, важные для судебно-медицинского заключения, выявляются лишь на повторных рентгенограммах, сделанных после репозиции отломков. 

На коже голеней и бедер от удара бампером образуются ссадины, кровоподтеки, ушибленно-рваные раны, нередко располагающиеся на обеих конечностях на одной высоте. Кровоизлияния в мягких тканях выражены на стороне удара и вокруг перелома. 

Для удара автомобилем характерны повреждения, причиненные фарой и ее ободком. Они локализуются на бедрах или в области таза и имеют вид кровоподтеков округлой или дугообразной формы. 

Примерно на этом же уровне (верхняя треть бедер, тазобедренная, ягодичная области) образуются обширные кровоподтеки от удара крылом или передним краем капота. Сильный удар в эти области тела нередко сопровождается переломом костей таза. 

Удар сбоку при этом приводит к переломам переднего отдела тазового кольца (лобковой и седалищной костей), крыла подвздошной кости, горизонтальному перелому вертлужной впадины или одностороннему двойному вертикальному перелому. Возникают характерные для бокового направления травмирующей силы компрессионный перелом внутренней поверхности нижней ветви лобковой кости (парасимфизарный перелом), продольное растрескивание верхней ветви этой же кости и компрессионный перелом передней поверхности боковой части крестца. 

При ударе сзади, помимо повреждений таза (разрывов крестцово-подвздошных суставов, переломов крестца, вертикальных переломов вертлужной впадины), могут возникать переломы позвоночника в шейном или верхне-грудном отделах в результате его чрезмерного разгибания. 

Повреждения таза сопровождаются возникновением массивных внутритканевых кровоизлияний, которые распространяются не только в мягких тканях таза, в непосредственной близости от линий переломов, но и переходят в соседние области: забрюшинное пространство, ягодичные области, промежность, предбрюшинную клетчатку, бедра. Кровопотеря при этом может достигать 2,5-3 л и являться непосредственной причиной смерти. 

Первичный удар грузовой автомашиной (особенно с вагонным типом кузова), автобусом или троллейбусом обычно локализуется в области груди и головы. На голове образуются дырчатые, вдавленные или односторонние оскольчатые или линейные переломы черепа с повреждениями головного мозга в месте удара и на противоположной стороне (противоудар). Удар по груди ведет обычно к односторонним переломам ребер и сотрясению внутренних органов груди и живота. При ударе сзади переломы ребер нередко возникают с обеих сторон. В месте удара образуются прямые переломы лопаток, обычно оскольчатые, переломы позвоночника с повреждением единичных остистых отростков позвонков, а в мягких тканях спины – массивные кровоизлияния. 

Отбрасывание тела, падение и скольжение его по покрытию дороги приводят к повреждениям головы и конечностей. При этом образуются ссадины и ушибленные раны на выступающих частях лица и головы, а также следы скольжения — обширные осаднения, на фоне которых заметны более глубокие параллельные царапины, нередко загрязненные частицами дорожного покрытия, см. фото 11. Характер этих осаднений позволяет судить о направлении движения тела по плоскости. 

Фото 11. Контактные повреждения, возникающие в 3 и 4 фазу фронтального наезда легковым автомобилем - от удара о дорожное покрытие и последующему скольжение по нему.

Нередко удар о твердое покрытие дороги и другие предметы сопровождается образованием переломов черепа, ребер, костей таза и конечностей, а также ушибами и разрывами внутренних органов. 

На одежде изредка образуются повреждения и загрязнения, повторяющие контуры ударяющей части машины, см. фото 6,7, а на подошвах обуви возникают так называемые следы скольжения, направление которых прямо противоположно направлению удара.