П е р е е з д к о л е с о м (а м и)
Травма от переезда колесом автомобиля как самостоятельный вид автомобильной травмы встречается сравнительно редко. Значительно чаще переезд комбинируется с другими видами – ударом или выпадением из движущегося автомобиля. Как правило, переезды совершаются грузовыми автомобилями, так как диаметр колес и высота днища этих машин намного больше, чем у легковых, см. фото 12.
| |
Фото 12. Варианты направления пере-езда тела колесом автомобиля. |
Фото 13. Фазы переезда.
Основным механизмом возникновения повреждений при переезде является пос- ледовательное сдавление тела жертвы между движущимся колесом и дорогой. Кроме того, повреждения могут образовываться от удара колесом, трения колеса о поверхность тела , от сдавления и растяжения тканей, волочения (см. табл. 1, фото 13). Как правило, переезд автомашиной сопровождается образованием тя- желых множественных двусторонних повреждений. Обширность и тяжесть трав- зависит в основном от массы автомашины, направления переезда и положения тела в этот момент, см. фото 14-17.
Фото 14 - 17. |
Внутренние органы груди и живота часто страдают при переезде. Особенно тяжелые повреждения возникают при перекатывании колеса по передней поверхности туловища. При этом наблюдаются разрывы, отрывы и перемещения внутренних органов. Характерны разделение печени на две части от придавления ее к позвоночнику, отрывы тонкой кишки от брыжейки на значительном протяжении. Переезд через живот иногда сопровождается трещинами и разрывами кожи от перерастяжения в области костных выступов таза, образованием обширных рваных ран в паховых областях с выдавливанием брюшных внутренностей. Нередки разрывы диафрагмы и отрывы ее от реберной дуги с выхождением органов живота в плевральные полости (чаще левую). К специфическим для переезда следам и повреждениям относят отпечатки рисунка протектора колеса, см. фото 18, которые можно обнаружить как на теле, так и на одежде пострадавшего. Эти отпечатки в большинстве случаев являются поверхностными и могут быть как позитивными, отображающими выпуклые части протектора, так и негативными, повторяющими рисунок его углублений. Позитивные отпечатки обычно имеют вид грязевых наложений (на одежде и теле) или ссадин (на коже). Негативные отпечатки, как правило, представляются в виде кровоподтеков, и образуются они вследствие того, что кровь из сосудов тех участков кожи, которые сдавливаются выпуклыми частями протектора, вытесняется в места, соответствующие углублениям протектора, где и образуются внутрикожные кровоизлияния. Если колесо соприкасается с одеждой или телом пострадавшего своей боковой поверхностью, то могут возникнуть отпечатки рисунка не беговой, а боковой части протектора, иногда с буквенной и цифровой маркировкой шины. Обнаружение отпечатка рисунка протектора имеет большое значение, так как позволяет решить ряд важных экспертных вопросов – наличие и вид автомобильной травмы, положение тела жертвы в момент переезда, тип и марку, а иногда и конкретный экземпляр автомобиля, совершившего переезд. В некоторых случаях отпечаток рисунка протектора на одежде выявляется только после исследования ее в инфракрасных лучах. Отпечатки рельефа ткани и отдельных деталей одежды в виде ссадин и кровоподтеков, образующиеся иногда в месте перекатывания колеса, помогают устанавливать часть тела, подвергшуюся сдавлению.
| |
Фото 18. |
Для установления переезда большое значение имеют повреждения, возникающие в момент въезда колеса на тело (3-я фаза переезда, см. фото 19-22). При этом в результате давления колеса, его вращательного движения и скольжения могут возникать широкие полосовидные ссадины и отслойка кожи с образованием полостей, заполненных кровью. Нередко отслойка достигает больших размеров, например, циркулярно охватывая бедро или даже всю конечность. Подкожная клетчатка в этих местах размозжена, мышцы расслоены.
Фото 19 - 22.
При перекатывании колеса через различные части тела возникают повреждения, комплекс которых обычно достаточен для диагностики этого вида автомобильной травмы, см. фото 23-27.
Так, при переезде головы она часто деформируется (сплющивание) из-за множественных оскольчатых переломов костей мозгового и лицевого черепа. На коже головы образуются обширные рваные раны, надрывы и отрывы ушных раковин. Разрушенное мозговое вещество выдавливается через образовавшиеся раны и естественные отверстия.
Переезд через грудь приводит к множественным переломам скелета грудной клетки. Если в момент переезда пострадавший лежал на спине, то возникают двусторонние множественные переломы ребер, обычно по трем линиям с каждой стороны, перелом грудины. Отломки ребер повреждают пристеночную плевру и легкие.
Фото 23 - 27.
|
При перекатывании колеса по спине, кроме повреждений ребер, образуются переломы лопаток и множественные переломы остистых отростков грудных и поясничных позвонков, которые можно считать специфичным для данного вида автомобильной травмы повреждением. По ним можно определять и положение тела в момент травмы.
Во многих случаях повреждения грудной клетки несимметричны – на стороне въезда колеса их больше, чем на противоположной стороне. Это зависит от того, что колесо движущейся с большой скоростью автомашины перескакивает через противоположную сторону тела. Иногда переезд через грудь детей и молодых людей приводит лишь к единичным переломам ребер или даже эти переломы вообще не образуются.
Сдавление таза колесом тяжелой автомашины сопровождается множественными повреждениями, имеющими характер двустороннего двойного вертикального перелома, часто сочетающегося с разрывами тазовых сочленений. Нередки при этом обширные разрывы кожи промежности и паховых областей с повреждением наружных половых органов и прямой кишки, а также разрывы уретры и мочевого пузыря.
Переезд через конечности, кроме травматизации мягких тканей, обычно приводит к переломам бедра в средней трети или костей голени в нижней трети. Переломы бедренных костей при этом возникают от сгибания и имеют типичный поперечно-оскольчатый характер. Установление местоположения крупного ромбовидного отломка важно для определения позы пострадавшего в момент переезда, ибо этот отломок расположен на той стороне конечности, по которой перекатывалось колесо. Почти в половине случаев переездов кости конечностей остаются неповрежденными.
При длительном волочении тела (5-я фаза переезда) могут возникать обширные повреждения мягких тканей в виде так называемого «спиливания» их или скелетирования конечности.
В судебно-медицинской литературе описаны несколько случаев отрывов конечностей и даже разделения туловища при автомобильной травме. Подобные повреждения могут возникать при необычных условиях удара и переезда автомобилем.
- Падение с высоты
- Определение и классификация падений с высоты
- Механогенез падения с высоты
- Морфологические особенности повреждений
- Падение на голову.
- Падение на стопы.
- Падение на колени
- Падение на ягодичную область
- Падение на туловище
- Автомобильная травма
- П е р е е з д к о л е с о м (а м и)
- В ы п а д е н и е и з а в т м о б и л я
- Т р а в м а в н у т р и а в т о м о б и л я
- Т р а в м а о т с д а в л е н и я т е л а
- Железнодорожная травма