logo search
Ландшафтная архитектура

4.4. Бульвары

Бульвары ~ озеленённые территории линейной формы, создаваемые вдоль магистралей, жилых улиц и набережных, пешеходных трасс в жилых районах. Бульвары предназначены для пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха населения.

В градостроительной практике сложилось несколько типов бульва­ров в городской среде:

бульвары вдоль улиц и магистралей, преимущественно районного значения;

бульвары вдоль набережных по берегам рек и водохранилищ, озёр, морей - приморские бульвары;

бульвары в виде колец, охватывающие центральные части историче­ских городов и созданных на месте укреплений - валов.

По своей планировке бульвары могут подразделяться на:

бульвары с регулярной планировкой и симметричным размещением основных садово-парковых дорог и аллей (рис. 29);

бульвары с асимметричным размещением главной аллеи;

бульвары со свободной планировкой, включающей элементы регу­лярной и ландшафтной планировки (рис. 30).

Бульвары па улицах и магистралях. Такого типа бульвары харак­терны для многих улиц и городов России. Протяженность и ширина буль­вара определяются в зависимости от класса магистрали и улицы, ее плани­ровочного решения и архитектуры прилегающей застройки. Ширина буль­вара колеблется в пределах 15...50 м. Минимальное соотношение ширины и длины бульвара принимается 1:3. При ширине бульвара в 20...25 м, как правило, предусматривают одну садово-парковую дорогу (или аллею) ши­риной 4,5...6 м. Если ширина бульвара превышает 25 м, то возможно пре­дусмотреть дополнительные садово-парковые дорожки шириной не ме-

нее 1,5 м. На бульварах шириной в 50 м возможно размещение спортивных площадок, водоёмов, павильонов, кафе, детских игровых комплексов, ве­лодорожек. Высота застройки на такого типа бульварах не должна превы­шать 4...6 м. Все сооружения должны гармонично сочетаться с зелёными насаждениями, как главным планировочным компонентом территории.

Входы на бульвар следует предусматривать по длинным его сторо­нам через каждые 150...300 м. На магистралях районного значения и на улицах с интенсивным движением входы на территорию бульвара необхо­димо увязать с пешеходными переходами и остановками общественного транспорта. С короткой стороны бульвара- "оголовок" - устраивают глав­ный вход в виде широкой площадки, где проектируют фонтан, клумбу или устанавливают памятник.

При проектировании бульваров следует придерживаться примерного соотношения элементов территории, указанных в табл. 6. Примерные нор­мативы приводятся по данным "Норм и правил проектирования планиров­ки и застройки Москвы" (МГСН 1.01-99). Для каждого конкретного случая нормы могут быть скорректированы.

Бульвары на магистралях с интенсивным движением транспорта не-ооходимо смещать от оси магистрали, между проезжей частью и тротуа­ром, например, в сторону торгового центра или в сторону жилой застрой­ки. На оживлённых магистралях возможно устройство двух бульварных полос относительно оси улицы. Это связано, прежде всего, с доступностью территории бульвара для пешеходов. Бульвары на жилых улицах могут размещаться по оси улицы.

В центрах городов создаются бульвары-эспланады, с преобладаю­щим партерным решением для выявления архитектурно-художественных качеств застройки. Преобладает открытый тип пространственной структу­ры насаждений.

Главными планировочными элементами бульваров являются: основ­ная пешеходная дорожка (планировочная ось), второстепенные и дополни­тельные дорожки для кратковременного отдыха, входы в виде широких дорожек или площадок. Ширина дорожек устанавливается в зависимости

от интенсивности движения пешеходов. Ширина главных дорожек на ши­роких бульварах колеблется в пределах 4,5...6м- кратно одной полосе движения в 0,75 м. У входов на площадках и вдоль главной дорожки реко­мендуется размещать скамейки для отдыха, фонтаны и бассейны. Основ­ная дорожка бульвара должна иметь прочные конструкций одежды, с по­крытием из плиток или щебеночных специальных смесей. Второстепенные дорожки могут иметь щебеночные покрытия из специальных смесей.

При проектировании бульваров на улицах и магистралях следует учитывать, что насаждения должны играть как декоративную, так и сани­тарно-гигиеническую, защитную роль. По периметру бульварных полос со стороны проезжей части предусматривают деревья и кустарники, устойчи­вые к воздействию пыли и газам.

Как правило, на бульварах тип объёмно-пространственной структу­ры насаждений полуоткрытый. На бульварах в жилом районе в ряде случа­ев рекомендуется сочетание полуоткрытого и закрытого типов насажде­ний. Типы садово-парковых насаждений представлены в виде рядов- со стороны проезжей части улиц; групп и одиночных экземпляров - у площа­док отдыха. Группы деревьев и кустарников предусматривают, как прави­ло, на широких бульварных полосах. По оси главной аллеи предусматри­вают цветник прямоугольной формы, в основном из летников. На газонных участках размещают одиночно деревья, группы кустарников и многолет­ников. На площадках для отдыха рекомендуется устраивать перголы с вер­тикальным озеленением. При проектировании бульвара не следует допус­кать размещение растений высотой более 70...80 см в местах пешеходных переходов со стороны проезжей части в пределах треугольника видимости.

Подбор ассортимента ведут с учетом климатических особенностей. В районах с континентальным климатом, а также на юго-востоке и юге не­обходимо предусмотреть защиту мест отдыха от чрезмерного солнечного облучения и действия неблагоприятных ветров.

При проектировании бульваров плотность (густоту) посадок, а также возраст и размер посадочного материала устанавливают индивидуально, в зависимости от назначения бульвара и его местоположения в городской среде.

Так, плотность размещения деревьев в условиях средней полосы должна составлять в среднем 150 шт. на 1 га, а кустарников 1 500.. .2 000 шт. Количество деревьев и кустарников может быть увеличено в 1,5 раза на бульварах в южных городах России с избыточной солнечной радиацией за счёт более плотного размещения растений вокруг мест отдыха и зате­нения аллей и площадок. В северных областях, наоборот, необходимо обеспечить солнечное освещение мест отдыха и уменьшить плотность на­саждений.

Бульвары на набережных. Такого типа бульвары активно формиру­ют среду и придают ей своеобразный характер.

Бульвары вдоль берегов рек, озёр, морей во многом по своей плани­ровке и назначению напоминают широкие бульвары на улицах в жилых районах. Однако их отличие состоит в том, что они непосредственно при­мыкают к береговой линии одной из своих сторон и визуально должны объединять приречные ландшафты и городскую среду. Такие «линейные» сады создают и на берегах крупных водоемов. Ширина их может быть от 15... 18 м и до нескольких десятков метров.

Можно выделить три основные схемы планировки набережных-бульваров:

  1. симметричная, с центральной аллеей;

  2. асимметричная - планировочная ось смещена в сторону берего­вой линии;

  3. свободная - на широких полосах свыше 50 м.

Бульвары, или линейные сады, по набережным не рекомендуется со­вмещать с транспортным движением магистралей. Береговую линию и по­лосу вдоль реки или озера (моря) необходимо использовать исключитель­но для отдыха и прогулок. Входы следует предусмотреть как по длинной стороне, вдоль береговой линии, так и на коротких сторонах, ограничи­вающих территорию. Если бульвар имеет выход на городскую админист­ративную или транспортную площадь, он должен быть рассчитан на еди­новременный пропуск большого количества пешеходов и композиционно раскрыт навстречу потоку. На территории бульвара-набережной преду­сматривают площадки отдыха, с которых раскрываются перспективы на водную гладь. Частью планировки такого сада являются спуски к воде в виде лестниц, а также причалы, автостоянки, кафе и др.

Бульвары по набережным могут решаться как в одном уровне, так и в виде двух и более террас, спускающихся к воде. Береговая линия в боль-

шинстве случаев решается в виде откоса или подпорной стенки. Лестницы предусматривают консольного типа- выносные, как и площадки отдыха на террасах над водой. В приморских городах рекомендуется линейные са­ды по набережным организовать в единый комплекс.

Объёмно-пространственная структура насаждений бульваров на на­бережных представляют в основном открытый и полуоткрытый типы. В условиях избыточной солнечной радиации необходимо предусмотреть за­крытые пространства, особенно на участках массового отдыха и по прогу­лочным аллеям.