В XX веке
Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве. В 1978 году отмечалось 50-летие создания парка. Парк был заложен на месте бывшей сельскохозяйственной выставки, архитектор И. Жолтовский, открывшейся в июне 1923 года, а также Голицынского и Нескучного са-
дов. Первый проект планировки, застройки и благоустройства парка разработан группой молодых архитекторов: Л.С. Залесская, М.П. Коржев, А.С. Коробов, М.И. Прохорова. Над оформлением парка работали главный архитектор парка Э. Лисицкий, скульптор И. Шадр, художники В. Рындин, А. Дейнека и др.
В 1930 году был объявлен конкурс на проект перспективного разви-тия парка. В конкурсе участвовали крупнейшие архитекторы Я. Гинзбург,
К.С.Мельников и многие другие— всего было представлено 10 проектов. Многие предложения в конкурсных проектах нашли отражение в гене-ральном плане Москвы 1935 года. Перед Великой Отечественной войной архитекторы А.В.Власов и К.С.Алабян разработали новый интересный вариант планировки парка- входная площадь, зеленый театр, район бывшего Голицынского пруда и т. д. В последнем проекте парка, 1950-е годы, разработанном архитекторами В.И. Долгановым и К.И. Павловой, плани-ровка Воробьёвых гор увязана с высотным зданием Московского универ-ситета. Парк вытянут узкой полосой по правому берегу Москвы-реки- от Садового кольца, Крымский вал, до высотного здания Московского университета.
Общая площадь проектируемого парка 300 га, в настоящее время ос-воено 109 га, из которых входная партерная часть занимает 50 га. Главный вход находится в регулярной части парка, где размещены аттракционы, выставочные павильоны, рестораны и кафе. Центральная аллея ведет к пруду бывшего Голицынского сада, затем переходит в широкую набережную, подводящую к зеленому театру. За театром начинается зона тихого отдыха - бывший Нескучный сад; это пейзажная часть парка.
Центром композиции парка являются партер с цветниками, водоемами в обрамлении блестящего черного марблита, скульптура «Девушка с веслом» И. Шадра. На боковых аллеях партера скульптуры М. Манизера "Дискобол», «Физкультурница», «Балерина». В оформлении широко использовались вазы. В этом парке впервые в стране были сооружены зеленый театр и киногигант на 20 тыс. зрителей; эстрада на острове с залом на 800 мест на берегу; трамплины для прыжков в воду- 1934 году, высота 40м, и для прыжков на лыжах- 1937 году, высота 75 м. Созданы комплексный детский городок, городок науки и техники и городок однодневного отдыха; техникум массовиков, школа танцев на льду, 1931 год, и школа современных бальных танцев; первые клубы и объединения по интересам.
В 1930-е годы в ЦПКиО создавались новые формы политической и культурно-просветительной работы -театрализованные праздники: в зелёном театре ставили «Кармен» силами Большого театра, балет «Кавказский пленник», развивались зимние формы физкультурно-оздоровительной работы. Посещаемость парка в 1930-х годах составляла до 10 млн. человек в год.
Первый Центральный парк культуры и отдыха г. Москвы расположен в центре столицы среди массивов насаждений, на берегу реки Москвы, что создает благоприятные условия для отдыха населения.
В настоящее время зона отдыха расширена за счет включения сада Искусств и Государственной картинной галереи на Крымском валу -1977 г., архитекторы Н.Н. Сукоян, Ю. Шеверляев, М. Круглое и др., что
создает праздничность предпарковой площади. Анализируя композицию парка, следует отметить, что сложность объемно-пространственной организации заключалась в необходимости использовать бывшую архитектурную композицию выставки, ее павильоны. В результате этого образовались площади колоссальных размеров, зрелищные и другие постройки сконцентрировались у главного входа, парадный партер совместился с аттракционами. Кроме того, сооружение театра, перерезая территорию парка, прижимает посетителей к реке, которая органически не включена в композицию, - центральная часть до Нескучного сада.
Центральный парк культуры и отдыха в Санкт-Петербурге расположен на островах. Перспективный план 1931 года предполагал создание парка культуры и отдыха на трех островах общей площадью 620 га: Каменный остров, 106 га, - для тихого отдыха, на котором еще в 1920 году отрылись первые дома отдыха; Крестовский остров, 420 га, - для активного отдыха - спорт и развлечения; Елагин остров, 94 га, - «заповедный» парк для тихого отдыха.
В настоящее время на Каменном острове размещены пансионаты, профилактории, санатории. Елагин остров - центральный парк культуры и отдыха. Крестовский остров с его морскими берегами, широкими песчаными берегами Средней и Малой Невки способствовали превращению острова в центр спортивной жизни города. На реках проводятся соревнования по гребле, на заливе - парусные гонки. На Крестовском острове размещаются гребные станции, теннисные корты, плавательные бассейны, стадион «Динамо» и др. Западная часть острова отведена для Приморского парка Победы.
Центральный парк Санкт-Петербурга площадью 95 га расположен на Елагином острове в дельте Невы в окружении Большой и Средней Невки, на территории бывшей резиденции русских царей. Живописный старый пейзажный парк с водоемами - девять водоемов общей площадью 20 га - и полянами является художественной достопримечательностью города; садовые мастера- Джозеф и Иоганн Буш. 5 августа 1932 года состоялось открытие парка. Работал летний театр на 1 600 зрителей, имелись эстрады на 1 500 зрителей, читальни, лодочные станции, выставочные павильоны, аттракционы, спортивные площадки, детские игровые площадки, базы спорта, отдыха, рестораны, кафе.
Помимо новых павильонов и устройств в парке были использованы: бывший дворец, архитектор К. Росси, где расположилась база отдыха; парковые павильоны, архитектор К. Росси; в доме бывшего смотрителя - читальня; в конюшенном корпусе - главный ресторан парка; в павильоне гауптвахты - кафе; в бывшем музыкальном павильоне - молочный буфет. В настоящее время здесь вновь играет оркестр.
После сильного наводнения 1924 года, принёсшего сильные разрушения, в 1927 году по проекту архитектора Л.А. Ильина на западной
гранитом и украшенная старинными изваяниями львов на каменных по-стаментах. что явилось художественным дополнением пейзажей парка.
Центром композиции парка являются дворец и Масляный луг перед
Перепланировка отдельных частей парка, строительство новых со-оружении выполнялись по проекту архитекторов К.А. Иогансена и .И.. Хатониина.
В парке была создана центральная аллея длиной в 1 250 м, протя-
нувшаяся от Масляного луга до западной стрелки у Финского залива. В
1936 году на аллее были разбиты цветники, установлены мраморные вазы,
одна из них - образец украшений XIX века, скульптора П. Трискорни; уста-г-тены скульптуры «Танцовщица», «Дискобол», «Девушка, переходящая ручей' выполненные скульпторами Е.В. Янсон-Манизер и М.Г. Манизер. В парке проводится культурно-просветительная работа, устраиваются те-матические театрализованные праздники, ярмарки, работают школа здоро-вья. школа фигурного катания на коньках, секция рисунка, секция ино-яранных языков для детей и др. Ансамбль Елагина острова, насаждения парка, около 30 видов как памятник мирового значения охраняются государством.
Нагорный многофункциональный парк в Баку, Азербайджан. Парк расположен на склоне восточных отрогов Кавказского хребта на высоте 160 м над уровнем Каспийского моря, площадью 120 га. Проект разрабо-тан архитектором Л.А. Ильиным, 1932-1936 годы, и частично осуществлен в предвоенный период. Парк расположен на четырех террасах типа Бакинского амфитеатра, на верхней площадке которого был установлен памятник СМ. Кирову. Для сооружений парка использован естественный строительный материал - местный белый камень различных оттенков: от белого до желтого; только для ступеней частично допускается применение мозаичного бетона из мраморного щебня. Нагорный парк представляет собой сочетание небольших амфитеатров, образующих, в свою очередь, один огромный амфитеатр с видами на отдельные части города и моря. Сооружения парка решены в скупых геометрических формах, в духе национальных традиций.
Композиция парка увязана с городским планом, рельефом местности. Ведущие сооружения парка воспринимаются с улиц города, являясь достойным завершением перспектив. Парадная лестница парка с гротами, видовыми площадками, фонтанами - подъем от 4 до 70 м, 350 ступеней - в своих наиболее узких частях имеет ширину около 20 м и архитектурно связывает парк с городом. В проекте учтены жаркий климат, сильные ветры, тонкий слой растительного грунта, экономичный расход воды, сложность условий произрастания растений, что объясняет относительную бедность ассортимента растений.
Общая схема частей парка решена по проекту архитектора Л.А. Ильина:
-1 ярус - от 5 до 60 м над уровнем моря - входная часть;
II ярус - от 65 до 100 м над уровнем моря - определяет центр парка; здесь размещены центральная площадь, детский и культурно-просветительный сектора;
III ярус - от ПО до 140 м над уровнем моря, западная часть плато, - видовая терраса с монументальной видовой галереей и гротами под ней, с открытым театром на 2 500 зрителей, аттракционами, выставочным комплексом, физкультурным сектором со стадионом, к которому ведут широкие удобные дороги;
IV ярус - от 140 до 160 м над уровнем моря — преимущественно решается трассировкой дороги с видовыми площадками, не включающими сооружений.
Решающее значение для композиции парка имеют мысообразные выступы ярусов с наиболее крутыми склонами, доминирующие над нижними пространствами, на которых расположены главные сооружения, воспринимаемые из города.
- Глава 4. Магистрали и улицы, бульвары, скверы, городские сады
- 4.4. Бульвары
- 4.5. Городские скверы
- 4.6. Городские сады
- Глава 5. Городские парки
- 5.1. Назначение и классификация городских парков
- 5.2. Многофункциональные парки - парки культуры и отдыха
- 5.2.1. Назначение и задачи
- 5.2.2. Районирование и зонирование парковой территории
- В XX веке
- 5.3. Специализированные парки
- 5.3.1. Спортивные парки
- 5.3.2, Детские парки
- 5.3.3. Парки-выставки
- 5.3.4. Сады скульптуры
- 5.3.5. Ботанические сады (парки)
- 5.3.6. Зоологические парки
- 5.3.7. Мемориальные парки
- Глава 6. Ландшафтная организация территорий
- Жилых домов