logo search
Ландшафтная архитектура

В XX веке

Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве. В 1978 году отмечалось 50-летие создания парка. Парк был заложен на месте бывшей сельскохозяйственной выставки, архитектор И. Жолтовский, открывшейся в июне 1923 года, а также Голицынского и Нескучного са-

дов. Первый проект планировки, застройки и благоустройства парка разра­ботан группой молодых архитекторов: Л.С. Залесская, М.П. Коржев, А.С. Коробов, М.И. Прохорова. Над оформлением парка работали главный архитектор парка Э. Лисицкий, скульптор И. Шадр, художники В. Рындин, А. Дейнека и др.

В 1930 году был объявлен конкурс на проект перспективного разви-тия парка. В конкурсе участвовали крупнейшие архитекторы Я. Гинзбург,

К.С.Мельников и многие другие— всего было представлено 10 проектов. Многие предложения в конкурсных проектах нашли отражение в гене-ральном плане Москвы 1935 года. Перед Великой Отечественной войной архитекторы А.В.Власов и К.С.Алабян разработали новый интересный вариант планировки парка- входная площадь, зеленый театр, район быв­шего Голицынского пруда и т. д. В последнем проекте парка, 1950-е годы, разработанном архитекторами В.И. Долгановым и К.И. Павловой, плани-ровка Воробьёвых гор увязана с высотным зданием Московского универ-ситета. Парк вытянут узкой полосой по правому берегу Москвы-реки- от Садового кольца, Крымский вал, до высотного здания Московского уни­верситета.

Общая площадь проектируемого парка 300 га, в настоящее время ос-воено 109 га, из которых входная партерная часть занимает 50 га. Главный вход находится в регулярной части парка, где размещены аттракционы, выставочные павильоны, рестораны и кафе. Центральная аллея ведет к пруду бывшего Голицынского сада, затем переходит в широкую набереж­ную, подводящую к зеленому театру. За театром начинается зона тихого отдыха - бывший Нескучный сад; это пейзажная часть парка.

Центром композиции парка являются партер с цветниками, водо­емами в обрамлении блестящего черного марблита, скульптура «Девушка с веслом» И. Шадра. На боковых аллеях партера скульптуры М. Манизера "Дискобол», «Физкультурница», «Балерина». В оформлении широко ис­пользовались вазы. В этом парке впервые в стране были сооружены зеле­ный театр и киногигант на 20 тыс. зрителей; эстрада на острове с залом на 800 мест на берегу; трамплины для прыжков в воду- 1934 году, высота 40м, и для прыжков на лыжах- 1937 году, высота 75 м. Созданы ком­плексный детский городок, городок науки и техники и городок одноднев­ного отдыха; техникум массовиков, школа танцев на льду, 1931 год, и школа современных бальных танцев; первые клубы и объединения по ин­тересам.

В 1930-е годы в ЦПКиО создавались новые формы политической и культурно-просветительной работы -театрализованные праздники: в зелё­ном театре ставили «Кармен» силами Большого театра, балет «Кавказский пленник», развивались зимние формы физкультурно-оздоровительной рабо­ты. Посещаемость парка в 1930-х годах составляла до 10 млн. человек в год.

Первый Центральный парк культуры и отдыха г. Москвы располо­жен в центре столицы среди массивов насаждений, на берегу реки Москвы, что создает благоприятные условия для отдыха населения.

В настоящее время зона отдыха расширена за счет включения сада Искусств и Государственной картинной галереи на Крымском валу -1977 г., архитекторы Н.Н. Сукоян, Ю. Шеверляев, М. Круглое и др., что

создает праздничность предпарковой площади. Анализируя композицию парка, следует отметить, что сложность объемно-пространственной орга­низации заключалась в необходимости использовать бывшую архитектур­ную композицию выставки, ее павильоны. В результате этого образовались площади колоссальных размеров, зрелищные и другие постройки сконцен­трировались у главного входа, парадный партер совместился с аттракцио­нами. Кроме того, сооружение театра, перерезая территорию парка, при­жимает посетителей к реке, которая органически не включена в компози­цию, - центральная часть до Нескучного сада.

Центральный парк культуры и отдыха в Санкт-Петербурге рас­положен на островах. Перспективный план 1931 года предполагал созда­ние парка культуры и отдыха на трех островах общей площадью 620 га: Каменный остров, 106 га, - для тихого отдыха, на котором еще в 1920 году отрылись первые дома отдыха; Крестовский остров, 420 га, - для активно­го отдыха - спорт и развлечения; Елагин остров, 94 га, - «заповедный» парк для тихого отдыха.

В настоящее время на Каменном острове размещены пансионаты, профилактории, санатории. Елагин остров - центральный парк культуры и отдыха. Крестовский остров с его морскими берегами, широкими песча­ными берегами Средней и Малой Невки способствовали превращению острова в центр спортивной жизни города. На реках проводятся соревно­вания по гребле, на заливе - парусные гонки. На Крестовском острове раз­мещаются гребные станции, теннисные корты, плавательные бассейны, стадион «Динамо» и др. Западная часть острова отведена для Приморского парка Победы.

Центральный парк Санкт-Петербурга площадью 95 га расположен на Елагином острове в дельте Невы в окружении Большой и Средней Невки, на территории бывшей резиденции русских царей. Живописный старый пейзажный парк с водоемами - девять водоемов общей площадью 20 га - и полянами является художественной достопримечательностью города; са­довые мастера- Джозеф и Иоганн Буш. 5 августа 1932 года состоялось от­крытие парка. Работал летний театр на 1 600 зрителей, имелись эстрады на 1 500 зрителей, читальни, лодочные станции, выставочные павильоны, ат­тракционы, спортивные площадки, детские игровые площадки, базы спор­та, отдыха, рестораны, кафе.

Помимо новых павильонов и устройств в парке были использованы: бывший дворец, архитектор К. Росси, где расположилась база отдыха; пар­ковые павильоны, архитектор К. Росси; в доме бывшего смотрителя - чи­тальня; в конюшенном корпусе - главный ресторан парка; в павильоне га­уптвахты - кафе; в бывшем музыкальном павильоне - молочный буфет. В настоящее время здесь вновь играет оркестр.

После сильного наводнения 1924 года, принёсшего сильные разру­шения, в 1927 году по проекту архитектора Л.А. Ильина на западной

гранитом и украшенная старинными изваяниями львов на каменных по-стаментах. что явилось художественным дополнением пейзажей парка.

Центром композиции парка являются дворец и Масляный луг перед

Перепланировка отдельных частей парка, строительство новых со-оружении выполнялись по проекту архитекторов К.А. Иогансена и .И.. Хатониина.

В парке была создана центральная аллея длиной в 1 250 м, протя-

нувшаяся от Масляного луга до западной стрелки у Финского залива. В

1936 году на аллее были разбиты цветники, установлены мраморные вазы,

одна из них - образец украшений XIX века, скульптора П. Трискорни; уста-г-тены скульптуры «Танцовщица», «Дискобол», «Девушка, переходящая ручей' выполненные скульпторами Е.В. Янсон-Манизер и М.Г. Манизер. В парке проводится культурно-просветительная работа, устраиваются те-матические театрализованные праздники, ярмарки, работают школа здоро-вья. школа фигурного катания на коньках, секция рисунка, секция ино-яранных языков для детей и др. Ансамбль Елагина острова, насаждения парка, около 30 видов как памятник мирового значения охраняются госу­дарством.

Нагорный многофункциональный парк в Баку, Азербайджан. Парк расположен на склоне восточных отрогов Кавказского хребта на высоте 160 м над уровнем Каспийского моря, площадью 120 га. Проект разрабо-тан архитектором Л.А. Ильиным, 1932-1936 годы, и частично осуществлен в предвоенный период. Парк расположен на четырех террасах типа Бакин­ского амфитеатра, на верхней площадке которого был установлен памят­ник СМ. Кирову. Для сооружений парка использован естественный строи­тельный материал - местный белый камень различных оттенков: от белого до желтого; только для ступеней частично допускается применение моза­ичного бетона из мраморного щебня. Нагорный парк представляет собой сочетание небольших амфитеатров, образующих, в свою очередь, один ог­ромный амфитеатр с видами на отдельные части города и моря. Сооруже­ния парка решены в скупых геометрических формах, в духе национальных традиций.

Композиция парка увязана с городским планом, рельефом местно­сти. Ведущие сооружения парка воспринимаются с улиц города, являясь достойным завершением перспектив. Парадная лестница парка с гротами, видовыми площадками, фонтанами - подъем от 4 до 70 м, 350 ступеней - в своих наиболее узких частях имеет ширину около 20 м и архитектурно связывает парк с городом. В проекте учтены жаркий климат, сильные вет­ры, тонкий слой растительного грунта, экономичный расход воды, слож­ность условий произрастания растений, что объясняет относительную бед­ность ассортимента растений.

Общая схема частей парка решена по проекту архитектора Л.А. Ильина:

-1 ярус - от 5 до 60 м над уровнем моря - входная часть;

Решающее значение для композиции парка имеют мысообразные выступы ярусов с наиболее крутыми склонами, доминирующие над ниж­ними пространствами, на которых расположены главные сооружения, вос­принимаемые из города.