5.3.4. Сады скульптуры
Сады и парки — наиболее характерные пространства, где ярко проявляются богатые выразительные возможности взаимодействия природы и произведений монументально-декоративного искусства. Широко известны сады и парки Версаля, российские шедевры садово-паркового искусства-Петродворец, Архангельское, Летний сад, где в стиле своего времени созданы замечательные ансамбли природы и скульптурной пластики. В XX веке получили распространение своеобразные музеи скульптуры под открытым небом.
В старых регулярных парках преобладала регламентация архитектуры. Приемам монументально-декоративного искусства отводят четко определенное место в общей композиционной системе, а в современных пар-
ках-музеях скульптуры имеется тенденция к развитию пейзажного направления.
В парках (садах) скульптуры сопоставляются открытое пространство ■ свободно расставленная скульптура. По этому принципу создано известное собрание скульптуры на открытом воздухе в Антверпене — «Миддел-хгйм», парк скульптуры при национальном музее современного искусства Кроллер-Мюллер» в Ватерлоо (Голландия), интересные экспозиции скульптуры в садах Варшавы (Польша), Риги (Латвия) и Таллина (Эстония).
Музей скульптуры «Сад Миллеса» в пригороде Стокгольма Лидинго размещен на небольшом скалистом участке (1906-1910 годы, архитектор К. Бенттессон, скульпторы К. Миллес и Э. Миллес), имеет ниспадающий обрывистый рельеф участка, обращен к фиорду, за которым вырисовывается силуэт города. Шведский скульптор много лет работал в жанре монументально-декоративной городской скульптуры. Собранные вместе из разных стран и городов копии этих вещей - от произведений камерного звучания до крупных монументальных композиций - составили интересный скульптурный ансамбль. Сад представляет собой ряд спускающихся террас с редко стоящими соснами (см. рис. 37).
Начало осмотра начинается с верхней террасы, которая представляет собой небольшой сад с открытыми колоннадами, украшенными скульптурой - небольшими работами раннего периода, - перед домом. Постепенное увеличение размеров террас по мере спуска к нижней платформе сада создает необходимый масштаб пространства для установки крупных скульптурных групп. Композиция сада складывалась на протяжении нескольких десятилетий- создавались бассейны, новые уголки сада, пополнялась скульптура. Особенность этого пространства для зрителя заключается в смене раскрывающихся картин, в одновременной обозримости композиционно различных произведений. Примерно в те же годы, в начале XX века, был основан сад скульптуры в Осло (Норвегия), который отличался определенностью тематики: это человеческая жизнь от рождения до смерти со всеми ее сложностями. Всего в саду размещено 58 скульптур. Сад интересен по своей композиции. Мемориал решен в виде комплекса камней: центральный, самый крупный, 13 тонн, с вытесанной 121 человеческой фигурой, и вокруг него размещены 36 композиций на камне.
В Риге сад скульптур на берегу реки Даугавы решен в виде небольшого замкнутого пространства, обрамленного сооружениями замка и каменной оградой, площадь менее 1 га. Экспозиция представляет собой свободную расстановку скульптур латышских художников на газоне среди полуоткрытого ландшафта сада - редко размещенные деревья, кустарники лиственных пород.
Сад скульптур в Кадриорге (Таллин, Эстония) сформирован из небольших площадок для скульптур на газоне сада. Небольшая территория
таких выставок, до 1-2 га, влечет за собой сложность построения композиции с учетом зрительных аспектов решения плана. При этом необходимо выявить наиболее выразительные потенциальные возможности вида, предел видимого пространства, расстояния между видовыми точками; исключить наслоения, пересечения визуальных пространств путем продуманной системы распределения экспонатов на территории выставки, ограничения их количества во избежание пестроты и хаоса.
Для лучшего восприятия каждого экспонируемого предмета необходимы соответствующий фон. Хорошим фоном являются газон; группа деревьев, кустарников, травянистых растений; живая изгородь, шпалера, декоративная стенка из естественного камня, кирпича. Благоприятны для экспонируемого предмета освещение, ориентация по сторонам света. Можно предусмотреть создание разделяющих кулис. Минимальные расстояния точек обзора 15...20 м.
При проектировании использована фактура материала экспоната и фона, их взаимовлияние. Наиболее постоянны по цвету, фактуре газоны и хвойные виды растений, но и они изменяют цветовой порог с весны до глубокой осени, приобретая то холодные, то теплые оттенки. В зависимости от поставленной задачи создаётся темный фон из плотных групп лиственных и хвойных деревьев - пихта, ель и др. - или светлый фон, из рыхлых групп деревьев, растений ажурной тонкой фактуры - береза, лиственница; светлых, серебристых по тону - ива серебристая, ель колючая серебристая); фон из цветущих растений - яблоня, каштан, сирень, рододендрон; из травянистых - луковичные, многолетники. Растения имеют разнообразную окраску листьев, которая к тому же меняется в зависимости от времени года, поэтому качество восприятия изменяется и требует специального подбора растений, а также внимательного подхода к выбору места для экспоната.
- Глава 4. Магистрали и улицы, бульвары, скверы, городские сады
- 4.4. Бульвары
- 4.5. Городские скверы
- 4.6. Городские сады
- Глава 5. Городские парки
- 5.1. Назначение и классификация городских парков
- 5.2. Многофункциональные парки - парки культуры и отдыха
- 5.2.1. Назначение и задачи
- 5.2.2. Районирование и зонирование парковой территории
- В XX веке
- 5.3. Специализированные парки
- 5.3.1. Спортивные парки
- 5.3.2, Детские парки
- 5.3.3. Парки-выставки
- 5.3.4. Сады скульптуры
- 5.3.5. Ботанические сады (парки)
- 5.3.6. Зоологические парки
- 5.3.7. Мемориальные парки
- Глава 6. Ландшафтная организация территорий
- Жилых домов