logo search
Ландшафтная архитектура

5.3.4. Сады скульптуры

Сады и парки — наиболее характерные пространства, где ярко прояв­ляются богатые выразительные возможности взаимодействия природы и произведений монументально-декоративного искусства. Широко известны сады и парки Версаля, российские шедевры садово-паркового искусства-Петродворец, Архангельское, Летний сад, где в стиле своего времени соз­даны замечательные ансамбли природы и скульптурной пластики. В XX веке получили распространение своеобразные музеи скульптуры под от­крытым небом.

В старых регулярных парках преобладала регламентация архитекту­ры. Приемам монументально-декоративного искусства отводят четко оп­ределенное место в общей композиционной системе, а в современных пар-

ках-музеях скульптуры имеется тенденция к развитию пейзажного направления.

В парках (садах) скульптуры сопоставляются открытое пространство ■ свободно расставленная скульптура. По этому принципу создано извест­ное собрание скульптуры на открытом воздухе в Антверпене — «Миддел-хгйм», парк скульптуры при национальном музее современного искусства Кроллер-Мюллер» в Ватерлоо (Голландия), интересные экспозиции скульптуры в садах Варшавы (Польша), Риги (Латвия) и Таллина (Эсто­ния).

Музей скульптуры «Сад Миллеса» в пригороде Стокгольма Лидинго размещен на небольшом скалистом участке (1906-1910 годы, архитектор К. Бенттессон, скульпторы К. Миллес и Э. Миллес), имеет ниспадающий обрывистый рельеф участка, обращен к фиорду, за которым вырисовыва­ется силуэт города. Шведский скульптор много лет работал в жанре мону­ментально-декоративной городской скульптуры. Собранные вместе из раз­ных стран и городов копии этих вещей - от произведений камерного зву­чания до крупных монументальных композиций - составили интересный скульптурный ансамбль. Сад представляет собой ряд спускающихся террас с редко стоящими соснами (см. рис. 37).

Начало осмотра начинается с верхней террасы, которая представляет собой небольшой сад с открытыми колоннадами, украшенными скульпту­рой - небольшими работами раннего периода, - перед домом. Постепенное увеличение размеров террас по мере спуска к нижней платформе сада соз­дает необходимый масштаб пространства для установки крупных скульп­турных групп. Композиция сада складывалась на протяжении нескольких десятилетий- создавались бассейны, новые уголки сада, пополнялась скульптура. Особенность этого пространства для зрителя заключается в смене раскрывающихся картин, в одновременной обозримости композици­онно различных произведений. Примерно в те же годы, в начале XX века, был основан сад скульптуры в Осло (Норвегия), который отличался опре­деленностью тематики: это человеческая жизнь от рождения до смерти со всеми ее сложностями. Всего в саду размещено 58 скульптур. Сад интере­сен по своей композиции. Мемориал решен в виде комплекса камней: цен­тральный, самый крупный, 13 тонн, с вытесанной 121 человеческой фигу­рой, и вокруг него размещены 36 композиций на камне.

В Риге сад скульптур на берегу реки Даугавы решен в виде неболь­шого замкнутого пространства, обрамленного сооружениями замка и ка­менной оградой, площадь менее 1 га. Экспозиция представляет собой сво­бодную расстановку скульптур латышских художников на газоне среди полуоткрытого ландшафта сада - редко размещенные деревья, кустарники лиственных пород.

Сад скульптур в Кадриорге (Таллин, Эстония) сформирован из не­больших площадок для скульптур на газоне сада. Небольшая территория

таких выставок, до 1-2 га, влечет за собой сложность построения компози­ции с учетом зрительных аспектов решения плана. При этом необходимо выявить наиболее выразительные потенциальные возможности вида, пре­дел видимого пространства, расстояния между видовыми точками; исклю­чить наслоения, пересечения визуальных пространств путем продуманной системы распределения экспонатов на территории выставки, ограничения их количества во избежание пестроты и хаоса.

Для лучшего восприятия каждого экспонируемого предмета необхо­димы соответствующий фон. Хорошим фоном являются газон; группа де­ревьев, кустарников, травянистых растений; живая изгородь, шпалера, де­коративная стенка из естественного камня, кирпича. Благоприятны для экспонируемого предмета освещение, ориентация по сторонам света. Можно предусмотреть создание разделяющих кулис. Минимальные рас­стояния точек обзора 15...20 м.

При проектировании использована фактура материала экспоната и фона, их взаимовлияние. Наиболее постоянны по цвету, фактуре газоны и хвойные виды растений, но и они изменяют цветовой порог с весны до глубокой осени, приобретая то холодные, то теплые оттенки. В зависимо­сти от поставленной задачи создаётся темный фон из плотных групп лист­венных и хвойных деревьев - пихта, ель и др. - или светлый фон, из рых­лых групп деревьев, растений ажурной тонкой фактуры - береза, листвен­ница; светлых, серебристых по тону - ива серебристая, ель колючая сереб­ристая); фон из цветущих растений - яблоня, каштан, сирень, рододенд­рон; из травянистых - луковичные, многолетники. Растения имеют разно­образную окраску листьев, которая к тому же меняется в зависимости от времени года, поэтому качество восприятия изменяется и требует специ­ального подбора растений, а также внимательного подхода к выбору места для экспоната.