Классификация явлений
Тут весьма продуктивным оказывается подход гештальт-психологии: мир рассматривается как бесконечное количество узоров с ограниченным числом значимых элементов. Таким образом, все ситуации, обладающие одним и тем же значимым элементом, относятся к одному классу явлений, а все многообразие мира сводится к конечному числу этих классов. Главное – правильно сформировать у собаки представление, какие именно элементы окружающего являются ключевыми для задач разных классов. В этом случае достаточно просто обучить находить ключевой элемент или понятие в любом узоре, вычленять его и поступать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к решению задач данного класса. При хорошем контакте собаки с владельцем этот процесс зачастую идет незаметно для него. При общении с подросшей собакой, особенно жившей ранее в ином окружении, мировосприятие приходится формировать специально. Приведем случай, иллюстрирующий это утверждение. Владелец большой усадьбы завел одновременно несколько щенков среднеазиатской овчарки. Собаки росли стаей под присмотром сторожа и очень быстро стали считать именно его своим хозяином. Мир для этих собак был сосредоточен вокруг этого человека. Редко наезжавший домой владелец решил изменить ситуацию. Он поехал кататься на снегокате и взял всех собак с собой, чем вызвал их огромный восторг. С этой прогулки собаки раз и навсегда сочли его вожаком стаи и перестроили отношения к нему соответствующим образом. Собаку практически невозможно обучить профессии телохранителя простой выработкой динамического стереотипа на команду «Фас». У нее либо происходит запечатление обстановки, в которой шло обучение, и тогда она работает лишь на дрессировочной площадке, либо стереотип действительно становится полноценным и самодостаточным. Последний вариант занятен, но только для окружающих, а не для пользователя: по команде «Фас» собака задерживает «нарушителя» и совершает все предписанные движения (по старым нормативам – три перехвата и посадку), на этом она успокаивается и пропускает четвертый, «неканонический» удар, т. е. в реальной ситуации на этом месте ее земной путь завершается. Понятно, что если хозяин не командует «Фас», то собака вообще не нападает, но согласимся, что можно и не успеть отреагировать на угрозу. Следовательно, телохранитель должен работать на принципиально иной основе. Да, у него тоже вырабатывается динамический стереотип правильного нанесения укуса, но далее он этот стереотип использует по собственному усмотрению или команде хозяина в любой потенциально угрожающей ситуации. Здесь задача обучающего – показать собаке эти ситуации, научить выделять понятие «опасность» из самого сложного калейдоскопа действий, предметов и живых существ. Когда ключевой образ отсутствует, собака не использует динамический стереотип атаки. В таком варианте команда хозяина «Фас» не столько включает необходимый стереотип, сколько указывает на ключевой образ, почему-либо не воспринятый собакой. В ряде случаев решение задачи осуществляется по типу инсайта или в соответствии с терминологией отечественной школы с использованием рассудочной деятельности. Действительно, для того чтобы увязать воедино разнообразные явления, понять причинно-следственные связи между ними, свое место в данной картине мира, отношение хозяина к происходящему, собака должна испытывать некое «озарение», мгновенное слияние разрозненных понятий, дающее единственно верное решение задачи. Вновь сформированное ключевое понятие абстрактно. Это оказывается возможным лишь тогда, когда собака накопила достаточное количество частных решений. Из всего разнообразия действий, образов, явлений выделяется их сущность, то, что объединяет их, и формируется некий значимый образ. Подобное осуществимо лишь посредством рассудочной деятельности или инсайта. Таким образом, в формировании ключевых понятий, о которых мы говорили выше, в большинстве случаев участвует рассудочная деятельность. У собаки-телохранителя, например, должно сложиться понятие, что «враги» вовсе не люди в телогрейках (ближайшая ассоциация с дрессировочным костюмом) или люди, машущие руками. Напротив, человек может быть собаке прекрасно знаком, одет как ее хозяин, может говорить тихо и вести себя спокойно, но, если интонация его голоса или хотя бы жест в сторону хозяина несут угрозу, его следует атаковать. Это ли не пример решения крайне сложной задачи, в ходе которой собака анализирует ситуацию, абстрагируется от частностей и поступает в соответствии с общим алгоритмом для подобного класса ситуации, используя выработанный динамический стереотип!
- Обращение к читателю
- Союз человека и собаки
- Некоторые биологические особенности собаки
- Факторы, обеспечившие возможность заключения союза человека и собаки
- Моно– или полифилия?
- Пути заключения союзов Путь территориального союзника
- Путь охотника
- Что такое поведение
- Бихевиоризм
- Этология
- Зоопсихология
- Физиология высшей нервной деятельности необходимые понятия
- Безусловные рефлексы
- Условные рефлексы
- Возбуждение и торможение
- Срывы высшей нервной деятельности
- Представление о типах высшей нервной деятельности
- Сила нервных процессов
- Уравновешенность процессов возбуждения и торможения
- Подвижность нервных процессов
- Слабый и сильный типы внд
- Практическое использование типологии
- Проверки поведения
- Проверка силы нервной системы
- Реакция на громкий звук
- Лобовая атака
- Подвижность процессов возбуждения и торможения
- Уравновешенность
- Обучаемость
- Ранние проверки поведения
- Рассудочная деятельность животных
- Модель поведенческого акта
- Компоненты поведения
- Необходимые термины
- Обучение
- Методы обучения Традиционный
- Проб и ошибок
- Подражательный
- Нежелательные стереотипы
- Рассудочная деятельность и дрессировка
- Подкрепление
- Отрицательное подкрепление
- Наказание
- Положительное подкрепление
- Дрессировка
- Команда
- Несколько дополнительных замечаний
- Формирование мировосприятия
- Классификация явлений
- Социальное облегчение в семье-стае
- Основные поведенческие характеристики собаки, значимые для владельца
- Половой диморфизм поведения
- Слагаемые поведенческого портрета
- Поведенческие портреты групп пород
- «Идея породы»
- Психофизиологические признаки и тип использования собаки
- «Дело жизни»
- «Проблемные» собаки
- Ошибки владельца
- Мнимые нарушения поведения
- Ошибки воспитания, ведущие к проблемам
- Ошибки в коррекции поведения
- Врожденные и приобретенные «проблемы» поведения Слабость нервной системы
- Трусость
- Коррекция поведения Формирование желательного поведения при воспитании
- Изменение сформированного нежелательного поведения
- Сообщества
- Территория Основные стации
- Территория и социальные контакты
- Использование территории
- Естественная стая Основные функции
- Структуры стай собак
- Почему существуют жесткая и гибкая иерархии?
- Иерархия кобелей
- Иерархия сук
- Личность и стая
- Приобретение молодняком социального статуса
- Неполные стаи
- Стая женихов
- Прогулочная стая
- Человеческая семья как заменитель стаи для собаки
- Основные поведенческие комплексы собаки и человеческая семья
- Статус собаки в человеческой семье
- Социализация детство животного
- Психофизиологические этапы развития щенка
- Неонатальный период (период новорожденности)
- Переходный период
- Период первичной социализации
- Ювенильный период
- Период полового созревания
- Критические периоды социализации
- Первый период социализации
- Второй период социализации
- Третий период социализации
- Социальная депривация
- Депривация во время второго периода социализации
- Депривация во время третьего периода социализации
- Депривация взрослого животного
- Социополовое поведение
- Половое поведение кобелей
- Сексуальные игры
- Наступление половой зрелости
- Сезонность половой активности
- Половое поведение сук
- Спаривание Моно– и полигамия у собак
- Образование брачной пары
- «Собачья свадьба»
- Особенности спаривания при домашнем содержании
- Нарушения полового поведения, вызванные ошибками воспитания
- Роль полового опыта
- Родительское поведение материнское поведение Подготовка к родам
- Поведение при родах
- Раннее послеродовое поведение
- Поведение суки в период смешанного вскармливания щенков
- Позднее материнское поведение
- Отцовское поведение
- Отношение к подсосным щенкам
- Отношение к щенкам на второй стадии социализации
- Родительское поведение по отношению к подросткам
- Отношения со взрослыми детьми
- Особенности материнского поведения при домашнем содержании Ложная щенность
- Нарушения материнского поведения, вызванные заводчиком
- Отбор на нормальное социополовое поведение
- Игровое поведение
- Игры физического развития
- Социальные игры
- Обучающие игры
- Исследовательские игры
- Псевдодеятельность
- Исследовательское поведение
- Поведение мечения суть мечения
- Мечение мочой Мечение у кобелей
- Мечение у сук
- Мечение калом
- Пищевое и пищедобывающее поведение питание
- Собирательство
- Охотничье поведение
- Охотничье поведение волка
- Охотничье поведение собаки
- Пастушеское поведение
- Волкодавы
- Гуртогоны
- Истинные овчарки
- Особенности пастьбы пугливых животных
- Агрессия
- Определение
- Основные типы агрессии
- Социополовая агрессия (тестостеронзависимая агрессия)
- Территориальная и межгрупповая агрессия
- Адреналинзависимая агрессия
- Инструментальная агрессия
- Немотивированная агрессия
- Агрессия на человека
- Агрессия и доместикация
- Скорость агрессии
- Агрессия и взаимопонимание
- Социальный инфантилизм
- Патологии социального поведения и агрессии
- Словарь физиологических и этологических терминов
- Аннотированный список литературных источников