Компоненты поведения
Напоминаем, что поведение высших позвоночных животных, и в их числе собаки, складывается из трех различных по генезису составляющих: врожденного поведения, приобретенного поведения и элементарной рассудочной деятельности. Первый компонент – врожденное поведение – свойствен для вида в целом. В норме любая собака данной породы и пола обладает одним и тем же комплексом врожденных реакций. Однако отнюдь не всегда все изначально заложенные реакции смогут проявиться в полном объеме. Кроме того, если рассматривать врожденное поведение как некую программу действия, то окажется, что многие ее части включаются не одновременно, а лишь с наступлением определенного возраста при наличии внешних и внутренних факторов. Ряд сложных наследственных поведенческих программ могут не включиться или не проявиться во всем объеме в отсутствие определенных благоприобретенных реакций. Второй компонент – приобретенное в ходе индивидуального развития поведение (обучение). Понятно, что в этой области различия между животными даже одной породы будут максимально велики. Не следует воспринимать условный рефлекс только как классический, или павловский рефлекс, который образуется при сочетании во времени двух раздражителей, обычно индифферентного и безусловного. В ходе жизни чаще образуются сложные рефлекторные цепи, включаемые не только безусловными, но и условными стимулами. Очень большое значение имеет подражание, когда одно животное обучается воспроизводить условный рефлекс другого. Так, при традиционном содержании пастушеских собак-волкодавов приемам простейшего управления стадом они обучаются не столько от пастухов, сколько от других собак. Следует отметить, что если скорость выработки условных рефлексов примерно одинакова у разных пород (строго говоря, практически константна для разных видов позвоночных), то вот быстрота разрушения этих временных связей различается очень сильно. Подробнее обучение рассмотрено в отдельной главе. Рассудочная деятельность (РД), как это уже говорилось, является особой формой поведения, отличной от двух других. При повторах ситуации рассудочная деятельность уже не применяется, решение задачи происходит на условно-рефлекторном уровне. Понимать это отличие РД принципиально важно. Очень часто владельцы говорят о том, что собака подумала и сделала то-то или то-то. В подавляющем большинстве случаев ни о каком проявлении рассудочной деятельности нет и речи. Собака просто выполнила некий привычный поведенческий акт. Когда собака «задумывается» при подаче знакомой команды, суть дела не в том, что она «думает», как лучше выполнить приказ, а в отвлечении, неповиновении, в недоведении вырабатываемого условного рефлекса до полного автоматизма (к этому вопросу мы вернемся отдельно, говоря о дрессировке). Врожденный компонент, обучение и рассудочная деятельность имеют разные нормы реакции. Понятие о норме реакции – основное положение генетики, с позиций которой рассматриваются взаимоотношения индивидуально приобретенного и врожденного в формировании фенотипа. Наследуются не определенные количественные признаки организма, а лишь определенные нормы его реакций. Генотип не меняется под влиянием внешней среды в процессе онтогенеза. Фенотип формируется в результате взаимодействия генотипически обусловленных норм реакций и тех внешних условий, в которых развивается животное. Это весьма актуально при рассмотрении роли врожденных и индивидуально-приобретенных признаков в формировании поведения. Нормы реакций каждой из трех составляющих поведения обуславливают относительную долю врожденных и приобретенных компонентов. В процессе эволюции происходит существенное перераспределение удельной массы врожденного поведения, обучения и рассудочной деятельности. У высших животных последняя начинает играть все большую и большую роль.
- Обращение к читателю
- Союз человека и собаки
- Некоторые биологические особенности собаки
- Факторы, обеспечившие возможность заключения союза человека и собаки
- Моно– или полифилия?
- Пути заключения союзов Путь территориального союзника
- Путь охотника
- Что такое поведение
- Бихевиоризм
- Этология
- Зоопсихология
- Физиология высшей нервной деятельности необходимые понятия
- Безусловные рефлексы
- Условные рефлексы
- Возбуждение и торможение
- Срывы высшей нервной деятельности
- Представление о типах высшей нервной деятельности
- Сила нервных процессов
- Уравновешенность процессов возбуждения и торможения
- Подвижность нервных процессов
- Слабый и сильный типы внд
- Практическое использование типологии
- Проверки поведения
- Проверка силы нервной системы
- Реакция на громкий звук
- Лобовая атака
- Подвижность процессов возбуждения и торможения
- Уравновешенность
- Обучаемость
- Ранние проверки поведения
- Рассудочная деятельность животных
- Модель поведенческого акта
- Компоненты поведения
- Необходимые термины
- Обучение
- Методы обучения Традиционный
- Проб и ошибок
- Подражательный
- Нежелательные стереотипы
- Рассудочная деятельность и дрессировка
- Подкрепление
- Отрицательное подкрепление
- Наказание
- Положительное подкрепление
- Дрессировка
- Команда
- Несколько дополнительных замечаний
- Формирование мировосприятия
- Классификация явлений
- Социальное облегчение в семье-стае
- Основные поведенческие характеристики собаки, значимые для владельца
- Половой диморфизм поведения
- Слагаемые поведенческого портрета
- Поведенческие портреты групп пород
- «Идея породы»
- Психофизиологические признаки и тип использования собаки
- «Дело жизни»
- «Проблемные» собаки
- Ошибки владельца
- Мнимые нарушения поведения
- Ошибки воспитания, ведущие к проблемам
- Ошибки в коррекции поведения
- Врожденные и приобретенные «проблемы» поведения Слабость нервной системы
- Трусость
- Коррекция поведения Формирование желательного поведения при воспитании
- Изменение сформированного нежелательного поведения
- Сообщества
- Территория Основные стации
- Территория и социальные контакты
- Использование территории
- Естественная стая Основные функции
- Структуры стай собак
- Почему существуют жесткая и гибкая иерархии?
- Иерархия кобелей
- Иерархия сук
- Личность и стая
- Приобретение молодняком социального статуса
- Неполные стаи
- Стая женихов
- Прогулочная стая
- Человеческая семья как заменитель стаи для собаки
- Основные поведенческие комплексы собаки и человеческая семья
- Статус собаки в человеческой семье
- Социализация детство животного
- Психофизиологические этапы развития щенка
- Неонатальный период (период новорожденности)
- Переходный период
- Период первичной социализации
- Ювенильный период
- Период полового созревания
- Критические периоды социализации
- Первый период социализации
- Второй период социализации
- Третий период социализации
- Социальная депривация
- Депривация во время второго периода социализации
- Депривация во время третьего периода социализации
- Депривация взрослого животного
- Социополовое поведение
- Половое поведение кобелей
- Сексуальные игры
- Наступление половой зрелости
- Сезонность половой активности
- Половое поведение сук
- Спаривание Моно– и полигамия у собак
- Образование брачной пары
- «Собачья свадьба»
- Особенности спаривания при домашнем содержании
- Нарушения полового поведения, вызванные ошибками воспитания
- Роль полового опыта
- Родительское поведение материнское поведение Подготовка к родам
- Поведение при родах
- Раннее послеродовое поведение
- Поведение суки в период смешанного вскармливания щенков
- Позднее материнское поведение
- Отцовское поведение
- Отношение к подсосным щенкам
- Отношение к щенкам на второй стадии социализации
- Родительское поведение по отношению к подросткам
- Отношения со взрослыми детьми
- Особенности материнского поведения при домашнем содержании Ложная щенность
- Нарушения материнского поведения, вызванные заводчиком
- Отбор на нормальное социополовое поведение
- Игровое поведение
- Игры физического развития
- Социальные игры
- Обучающие игры
- Исследовательские игры
- Псевдодеятельность
- Исследовательское поведение
- Поведение мечения суть мечения
- Мечение мочой Мечение у кобелей
- Мечение у сук
- Мечение калом
- Пищевое и пищедобывающее поведение питание
- Собирательство
- Охотничье поведение
- Охотничье поведение волка
- Охотничье поведение собаки
- Пастушеское поведение
- Волкодавы
- Гуртогоны
- Истинные овчарки
- Особенности пастьбы пугливых животных
- Агрессия
- Определение
- Основные типы агрессии
- Социополовая агрессия (тестостеронзависимая агрессия)
- Территориальная и межгрупповая агрессия
- Адреналинзависимая агрессия
- Инструментальная агрессия
- Немотивированная агрессия
- Агрессия на человека
- Агрессия и доместикация
- Скорость агрессии
- Агрессия и взаимопонимание
- Социальный инфантилизм
- Патологии социального поведения и агрессии
- Словарь физиологических и этологических терминов
- Аннотированный список литературных источников