1.3. Обследование болот при трассировании дороги
На участках пересечения болот, первоначально намечаемых по картам в горизонталях, должны быть сняты план, продольные и поперечные профили, а также проведены зондирование, бурение, отбор и изучение образцов торфа.
По намеченным вариантам пересечения болота разбивают пикетаж и намечают сетку скважин со стороной 50 – 150 м в зависимости от размеров болота. Сетка охватывает полосу примерно 150 м в каждую сторону от оси варианта. Трассу и сетку скважин нивелируют, и проводят зондировочное бурение бурами геолога или торфяными бурами, заглубляясь в минеральный грунт не менее 0,5 м. Пробы для установления наименования грунта и первоначальной визуальной оценки их механических свойств отбирают через 0,5 – 1 м. По той же сетке скважин выполняют статическое зондирование толщин вдавливанием зондов с конусным наконечником. Результаты зондирования дают возможность уточнить границы распространения слабых грунтов. В результате зондировки должны быть собраны все данные, характеризующие происхождение болота, состав торфа и условия его залегания, состав грунтов минерального дна, гидрологический режим болота, наличие поблизости от места перехода грунтов, пригодных для отсыпки насыпей, в первую очередь фильтрующих (песчаных, гравелистых).
Если предварительный осмотр образцов грунта указывает на возможность оставления их под насыпью, бурят дополнительно скважины по уточненным вариантам трассы через 25 – 50 м, охватывая полосу в 1,5 – 2 ширины насыпи.
На каждом поперечнике в трех-пяти местах берут образцы для установления вида торфов и приближенной оценки их свойств. Сопротивление сдвигу определяют непосредственно в полевых условиях при ручном бурении лопастными сдвигомерами-крыльчатками, а степень уплотнения — сопротивлением вдавливанию зондов-пенетрометров с конусными наконечниками . На болотах с наклонным дном закладывают дополнительные скважины на расстоянии 50 -100 м от оси трассы. Если предполагается проектировать насыпь с оставлением торфа, под насыпью проводится бурение с взятием образцов с ненарушенной структурой для компрессионных
испытаний .
При нивелировании болот из-за мягкости и зыбкости торфа возможны ошибки. Для установки нивелира иногда в торф забивают колья диаметром 5—8 см и длиной 50—70 см, имеющие зарубки для повышения сцепления с торфом. Можно устанавливать нивелир на сколо-
ченный из досок и уложенный на поверхность болота треугольник.
Особенно целесообразны при работе на болотах нивелиры с самоустанавливающейся горизонтальной линией визирования. На сплавинных глубоких болотах с малой толщиной сплавины
изыскания иногда приходится проводить зимой, после того как поверхность болота замерзает и приобретает необходимую прочность.
Реперы на участках перехода болот закладывают на возвышенных местах и на берегах болот — в плотном минеральном грунте, где исключается возможность его осадки или смещения.
- 3.2 Проектирование дорог в карстовых районах.
- 1.1 Образование, характеристика и виды болот
- 1.2. Проложение трассы в болотистых районах
- 1.3. Обследование болот при трассировании дороги
- 1.4. Конструкция земляного полотна на болотах
- 2.1 Эрозия почв и образование оврагов.
- 2.2 Трассирование дорог в зоне оврагов.
- 3. Проектирование дорог в карстовых районах.
- 3.1 Карстовые процессы.
- 3.2 Проектирование дорог в карстовых районах.
- 4. Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах.
- 4.1 Особенности засушливых районов. Проектирование дорог в районах искусственного орошения.