3.2 Проектирование дорог в карстовых районах.
Мероприятия по борьбе с карстовыми процессами требуют значительных затрат и недостаточно эффективны, поскольку при cтpoительстве автомобильной дороги их пришлось бы осуществлять на большом протяжении. Поэтому неустойчивые участки, где активно развиваются карстовые процессы, следует по возможности обходить.
На интенсивность карстовых процессов влияет рельеф местности, поскольку на крутых склонах происходит меньшее просачивание грунтовых и талых вод. Поэтому в карстовых районах проложение трассы по склонам предпочтительнее водораздельного и долинного.
В районах, где карстовые процессы затухли, о чем можно судить по отсутствию образования в течение многих лет новых просадочных воронок, дороги низших категорий строят без учета карстовых явлений. Дороги высших категорий можно прокладывать в невысоких насыпях, обходя участки сосредоточения воронок, при условии выполнения в пределах придорожной полосы работ, направленных на уменьшение количества воды, поступающей в подземные трещины и каналы в толще водорастворимой породы.
С этой целью предусматриваются следующие мероприятия:
планировка придорожной полосы и отвод воды, застаивающейся в пониженных местах рельфа;
отказ от применения напорных труб и мостов, рассчитанных на аккумуляцию воды перед
сооружением,
укрепление русел водотоков и отводных канав;
засыпка карстовых воронок водонепроницаемым грунтом с тщательным послойным уплотнением;
запрещение устройства с верховой стороны насыпей глубоких резервов и закладки грунтовых карьеров;
заполнение через буровые скважины (тампонирование) расположенных вблизи от дороги карстовых полостей и трещин песчано-глинистыми, битумными и цементными растворами для уменьшения водопроницаемости растворимых горных пород вблизи искусственных сооружений;
обрушение взрывами неустойчивой кровли породы над полостями;
устройство глубокого дренажа, прерывающего движение к земляному полотну грунтовой воды, которая служит причиной возникновения карстовых процессов; заполнение песком пли каменной наброской полостей и глубоких трещин вблизи земляного полотна, если их нельзя обойти;
пересечение участка карстовых полостей эстакадой с опорами, заложенными ниже толщи, подверженной карстовым процессам.
Много общего с карстовыми районами по условиям проектирования дорог имеют участки над подземными горными выработками. Обрушение кровли над пустотами приводит к смещению горных пород по всей их толще вплоть до поверхности, где образуется плавная впадина, называемая мульдой сдвижения. Просадки поверхности протекают замедленно, захватывая участки дороги протяжением в десятки метров. Глубина просадок достигает иногда 60 – 80 см, отражаясь на скорос тях движения. Потери ровности покрытий и плавные просадки земляного полотна на больших участках могут устраняться при ремонтных работах.. Протекание осадок следует учитывать лишь в конструкциях мостов, которые должны предусматривать возможность неравномерной осадки и ее компенсации.
При близком к поверхности заложении выработок необходима их заделка в пределах придорожной полосы через пробуренные скважины диаметром 75—100 мм песчано-глинистым раствором.
При глубине до 6 м кровли выработок вскрывают экскаваторами, затем котлован заполняют грунтом с тщательным уплотнением.
- 3.2 Проектирование дорог в карстовых районах.
- 1.1 Образование, характеристика и виды болот
- 1.2. Проложение трассы в болотистых районах
- 1.3. Обследование болот при трассировании дороги
- 1.4. Конструкция земляного полотна на болотах
- 2.1 Эрозия почв и образование оврагов.
- 2.2 Трассирование дорог в зоне оврагов.
- 3. Проектирование дорог в карстовых районах.
- 3.1 Карстовые процессы.
- 3.2 Проектирование дорог в карстовых районах.
- 4. Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах.
- 4.1 Особенности засушливых районов. Проектирование дорог в районах искусственного орошения.