Мурманская область
В Мурманской области предпринят ряд мер, направленных по смягчению последствий влияния в регионе мирового финансового и экономического кризиса, которые соответствуют мерам, предпринимаемым в других регионах.
Создана рабочая группа, которая под руководством заместителя губернатора Мурманской области разработала план первоочередных мероприятий правительства области по смягчению последствий влияния в регионе мирового финансового и экономического кризиса.
Одним из направлений работы станет еженедельный мониторинг социально-экономической ситуации по крупным промышленным предприятиям и кредитным организациям, осуществляющим деятельность на территории области.
Исполнительным органам государственной власти Мурманской области будет предложено оптимизировать численность государственных служащих и бюджетных расходов на их содержание. Подведомственные государственные унитарные предприятия обяжут предусмотреть рост заработной платы в 2009 г. в размерах не выше уровня установленного Законом об областном бюджете и представить в областной правительство планы оптимизации расходов в 2009 г.
Министерство финансов Мурманской области обеспечит финансирование помощи из областного бюджета бюджетам муниципальных образований (субсидии, дотации), рассмотрит возможность предоставления бюджетного кредита местным коммерческим банкам для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, в отношении недвижимого имущества.
Кредитным организациям, расположенным на территории Мурманской области, будет предложено принять активное участие в реализации программы правительства Мурманской области по развитию системы гарантирования кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства, а также рассмотреть возможность реструктуризации платежей по ранее выданным кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства.
Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Мурманской области предписано проводить мониторинг отпускных цен на сельскохозяйственную и пищевую продукцию местных товаропроизводителей и еженедельно информировать Министерство экономического развития Мурманской области.
Одной из важнейших антикризисных мер станет мониторинг цен на основные виды продовольственных товаров, в том числе по крупным торговым сетям.
Подготовленный план первоочередных антикризисных мер будет представлен на утверждение губернатору Юрию Евдокимову. Он будет постоянно корректироваться с учетом складывающейся социально-экономической обстановки.
На основе мер и направлений, по которым рекомендовано действовать Правительством РФ, выделенных Правительством наиболее значимых направлений, и в дополнение к мерам уже предпринимаемым в Мурманской области, стоит отметить такие направления, которые предоставляют возможность привлечения инвестиций со стороны федерального бюджета, субъектов экономической деятельности, и стать основой для развития. К таким направлениям относятся:
Формирование на территории области инвестиционных площадок – технологических и индустриальных парков (промышленных зон)
Создание особых экономических зон
Формирование инвестиционных проектов, соответствующих требованиям институтов развития (таких как Инвестиционный фонд, Внешэкономбанк), с целью привлечения финансирования со стороны таких институтов
Структурирование и создание системы управления такими проектами – важность такого подхода особо отмечена Правительством РФ.
Перечисленные выше направления предоставляют возможность использования механизма государственно-частного партнерства, поскольку становятся привлекательными для частных инвесторов.
Снятие административных барьеров для создания нового бизнеса, функционирования бизнеса.
На основе проведенного анализа развития Мурманской области за 2004 – 2007 г.г. можно отметить как имеющийся потенциал развития, так наличие проблемных зон, ограничивавших потенциально возможное экономическое и социальное развитие в предыдущие годы. Устранение таких ограничений особенно необходимо в кризисный период. Помимо этого можно отметить наличие возможностей, не полностью реализованных в предыдущий период.
К числу перспективных можно отнести такие виды экономической деятельности, как рыболовство и рыбоводство, оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны.
Необходима поддержка отрасли транспорт и связь, которая стала наиболее привлекательной для населения (при сравнении среднесписочной численности занятых в 2007 г. и среднегодового роста численности за период 2004 – 2007 г.г. по видам экономической деятельности). В данной отрасли особо стоит отметить перспективность такого направления, как ИКТ, разработка программного обеспечения, о чем свидетельствуют общероссийские результаты.
Отрасль строительство, одна из наиболее уязвимых в условиях кризиса, не должна оказать существенного влияния на общеэкономические результаты области, учитывая то обстоятельство, что ее доля в ВРП составляла 2,3% (на 2006 г.).
Требуется оптимизация деятельности обрабатывающих производств, транспорта и связи; оптимизация деятельности и внутренней структуры государственного управления и здравоохранения, существенное изменение в деятельности и внутренней организации в таких сферах, как строительство, производство и распределение энергии, газа и воды, образование, гостиницы и рестораны.
Укрупнение предприятий, сокращение числа неэффективных, оптимизация деятельности существующих, особенно в добывающей отрасли.
Необходимо предпринимать меры по сокращению опережающего роста заработной платы над производительностью труда, отмеченному по семи видам экономической деятельности, особенно в отрасли государственное управление и обеспечение военной безопасности, где отмечено двукратное опережение.
В отношении банковской системы можно отметить следующее.
Поскольку основную нагрузку по поддержанию экономики и социальной сферы в области несут крупные кредитные организации других регионов, среди которых государственные банки, такие кредитные сохранят свое присутствие в области. Коммерческие банки, предоставлявшие финансирование под рискованные проекты, предлагавшие размещение депозитов под высокие проценты, могут сократить или прекратить свою деятельность, как это уже произошло в отношении 13 региональных банков5.
На основании проведенного анализа финансового состояния банковской системы можно сделать заключение об отсутствии кризисного положения с ликвидностью.
В соответствии с мерами, предпринятыми Правительством РФ, банки могут рассчитывать на государственную поддержку6, однако такая поддержка будет адресной, с оценкой состояния банка, политики финансирования в предыдущие периоды.
Среди банков, действующих в области, нет региональных банков, подпадающих под действие Федерального закона № 171-ФЗ и принятым поправкам в закон «О Центральном банке Российской Федерации» ЦБ РФ, в соответствии с которым ЦБ РФ получил право предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня, а именно, согласно постановлению ЦБ РФ № 323-П от 16 октября 2008 года необходимо наличие у кредитной организации международного рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня “В–” по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratings или Standard & Poor’s либо не ниже уровня “В3” по классификации рейтингового агентства Moody’s Investors Service. К таким банкам из списка действующих в регионе, относятся только ВТБ, «Россельхозбанк» и «Сбербанк».
Три региональных банка включены в систему страхования вкладов: «Баренцбанк», «Мончебанк», и МСБК, такие банки станут одними из основных в области по поддержанию стабильности на рынке вкладов физических лиц.
1Последнее изменение было внесено в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №1481-р.
2Без учета строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ
3без учета строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ
4Приведены отдельные меры
5По данным ЦБ РФ
6Меры по поддержке
- Прогноз социально-экономического развития Мурманской области
- Исходные данные
- Подход к построению прогноза
- Виды экономической деятельности
- Социально-экономические показатели
- Риски, анализ рисков
- Прогноз по отраслям
- Агрегированный прогноз для Мурманской области
- Прогнозные показатели социально-экономического развития области
- Агрегированный результат
- Индекс физического объема производства товаров и слуг
- Численность занятых
- Инфляция
- Показатели социально-экономического развития по отраслям (табличное представление)
- Антикризисные меры государственного управления
- Меры, предпринимаемые Правительством рф
- Прямая финансовая поддержка
- Поддержание ликвидности
- Поддержка банков, улучшение балансов банков
- Содействие проблемным банкам: выкуп преобладающей доли акций банков
- Компенсация убытков кредитных организаций
- Предоставление кредитов без обеспечения кредитным организациям
- Поддержка российских производителей
- Комплекс мер
- Рефинансирование обязательств российских компаний перед иностранными финансовыми институтами
- Изменения федерального бюджета
- Социально-экономические меры
- Меры по поддержке развития
- Развитие базовых отраслей
- Государственно – частное партнерство
- Особые экономические зоны
- Поддержка малого и среднего бизнеса
- Налоговое стимулирование
- Поддержание развития транспортной инфраструктуры
- Инвестиции, инвестиционные проекты
- Требования к организации инвестиционных проектов
- Федеральная адресная инвестиционная программа
- Энергосбережение
- Развитие и использование инноваций
- Рынок труда
- Рекомендации регионам
- Меры, предпринимаемые в регионах
- Калужская область
- Нижегородская область
- Самарская область
- Краткий обзор мер, предпринимаемых в других регионах
- Мурманская область