9.3. Способы заготовки пневого осмола
Заготовку пневого осмола начинают с корчевки пней. В настоящее время применяют два способа корчевки: механизированный и взрывной.
Для механизированной корчевки промышленность выпускает различные марки машин, которые используют на расчистке дорожных трасс, площадей в сельском хозяйстве, площадей и лесокулътурных полос в лесном хозяйстве. Большинство из этих машин навешивают на гусеничные тракторы, и при корчевке агрегат должен подходить к каждому пню. В результате происходит повреждение поверхности почвы, уничтожается подрост и самосев, поэтому они неприемлемы для заготовки осмола на успешно возобновляющихся вырубках.
В большей степени отвечает требованиям лесного хозяйства агрегат для корчевки пней АКП-1, который серийно выпускают на базе трактора ТДТ-55А. Благодаря значительному вылету стрелы (до 7,9 м) расстояние между проходами агрегата может составлять 16 м. В молодняках на таком расстоянии прокладывают технологические коридоры (постановкой вешек) прямолинейно или с учетом прогалин. Предусматривают объезд лучших экземпляров подроста хвойных пород.
Агрегат выполняет несколько операций: корчевку пней, вибрационную очистку их от налипшей почвы, складывание пней в кучи.
На базе трактора ТТ-4 выпускают более мощную по сравнению с АКП-1 корчующую погрузочно-транспортную машину КПТМ-1С.
Подборщик лесосечных отходов ПЛО-1А на базе трактора ТДТ-55А снабжен гидроманипулятором на стреле с максимальным вылетом 4,7 м и опрокидывающимся кузовом вместимостью 10 м, Агрегат применяют для погрузки и подвозки пней к промежуточным (верхним) складам.
В технологических схемах заготовки осмола протяженность пасечных технологических коридоров для работы агрегата АКП-1 предусматривают такой, чтобы за один проход ГШО-1А были вывезены все выкорчеванные на пасеке пни. ПЛО-1 А должен двигаться по следу АКП-1. При расстоянии между проходами агрегатов 16 м сохраняется 85...90 % подроста.
На базе трактора ТБ-1 выпускают подборщик-погрузчик ЛП-23. Он имеет максимальный вылет стрелы 5,2 м, вместимость кузова 12 м.
Взрывной способ заготовки осмола заключается в том, что заряд взрывчатого вещества помещают под пень в скважину (шпур), подготовленную с помощью мотобура. При взрыве заряда обрывается часть корней, пень обычно раскалывается на куски, которые разлетаются по поверхности почвы.
Шпур диаметром 10 см бурят на расстоянии 15...35 см от пня под углом около 45° к поверхности почвы. Средняя глубина закладки заряда должна составлять 1,5 диаметра пня. Ее увеличивают на рыхлых песчаных и уменьшают на плотных тяжелосуглинистых и глинистых почвах. Заряд следует располагать под центром пня с поверхностной корневой системой или рядом со стержневым корнем. Для уменьшения разбрасывания осмола, а также на скальных грунтах шпур бурят в древесине на глубину, равную диаметру пня.
Взрывчатое вещество (обычно аммонит) закладывают в шпур в бумажном пакете. При огневом способе в пакет вставляют капсюль-детонатор с отрезком бикфордова шнура длиной не менее 1 м. Шпур засыпают грунтом и утрамбовывают. Взрывник запаливает бикфордовы шнуры у 10... 12 пней и укрывается в заранее намеченном защищенном месте.
При электрическом способе используют электродетонатор и детонирующий шнур.
Расход аммонита для заготовки 1 скл. м3 спелого осмола составляет 2,5...3,0 кг. На корчевку свежих пней требуется в 1,5 раза больше взрывчатых веществ.
Для взрывных работ необходимы специально обученные взрывники, сдавшие экзамены и получившие соответствующее удостоверение. Хранить взрывчатые вещества разрешается только на специальных складах под круглосуточной охраной. Все работы, связанные с взрывчатыми веществами, должны выполняться в строгом соответствии с «Едиными правилами безопасности при взрывных работах».
Степень повреждения подроста в процессе взрывных работ зависит от числа подрываемых пней на 1 га. В среднем при корчевке одного пня уничтожается 1-2 экземпляра подроста.
Технологическая схема взрывного способа заготовки осмола с применением на погрузке и подвозке агрегата ПЛО-1 А включает в себя прокладку технологических коридоров (вешение). Пасечные технологические коридоры намечают на расстоянии 20 м друг от друга. Их протяженность должна быть такой, чтобы за один проход агрегата ПЛО-1 А в его кузов можно было погрузить весь заготовленный на пасеке осмол. Разбросанные взрывами куски пней собирают вручную и подносят к намеченному коридору. Крупные куски грузят в кузов агрегата с помощью гидроманипулятора, мелкие - вручную.
Заготовка осмола по этой технологической схеме позволяет сохранить подрост не только на пасеках, но частично и в технологических коридорах. При одноразовом проходе ПЛО-1 А между колеями гусениц агрегата сохраняется до 30 % мелкого и среднего подроста. Общая степень уничтожения хвойного подроста не превышает 2,5 %.
К недостаткам взрывного способа заготовки пневого осмола следует отнести сложность организации взрывных работ, повышенную опасность их выполнения, большую долю ручного труда. Кроме того, необходимы значительные расходы на приобретение, транспортировку и хранение взрывчатых веществ.
Заготовленный осмол должен быть очищен от остатков почвы, гнили и заболонной древесины. Горелый осмол, кроме того, очищают от обугленной древесины. Длина отдельных кусков не должна превышать 60 см, а их поперечное сечение 40 см.
Очищают и разделывают осмол на стандартные фракции на промежуточном (верхнем) складе перед погрузкой в транспортные машины. В комплект оборудования к агрегату АКП-1 входит станок для разделки пней ножевой головкой, имеющей кольцевой и радиальные ножи. Установка для очистки и разделки осмола, разработанная СибНИИЛПом, состоит из кон-сольно-козлового крана, окорочного барабана, подающего транспортера и пильного механизма с четырьмя круглыми пилами. При отсутствии необходимого оборудования очистку и разделку осмола ведут вручную с применением электропил и бензиномоторных пил. Разделку крупных пней, извлеченных из тяжелых по механическому составу почв, некоторые осмолозаготовительные предприятия Сибири проводят взрывным способом на площадках вблизи мест заготовки.
На вывозке осмола используют щеповозы на базе автомобиля МАЗ-5430, автомобили КамАЗ, автопоезда на базе автомобиля МАЗ-509 А, агрегат ЛТ-143 на базе колесного трактора Т-150. Выбор транспортных машин зависит от экономических возможностей предприятия, состояния дорог и расстояния вывозки.
Погрузку осмола ведут погрузчиками ЛТ-72, ПЛ-1 или агрегатом АКП-1 с грейферным захватом.
- Часть II. Заготовка и переработка лесохимического сырья
- 8. Технология переработки живицы
- 9. Сырье и технология канифольно-экстракционного производства
- 9.1. Характеристика сырья
- 9.2. Подбор площадей для заготовки пневого осмола
- 9.3. Способы заготовки пневого осмола
- 9.4. Лесохозяйственные требования к заготовке пневого осмола
- 9.5. Технология переработки осмола на канифольно-экстракционных заводах
- 10. Целлюлозное производство
- 11. Гидролизное производство
- 12. Пиролиз древесины
- 13. Углежжение
- 14. Смоло-скипидарное производство
- 15. Дегтекурение
- 16. Газификация древесины
- 17. Получение дубильных веществ
- 18. Технология заготовки и переработки древесной зелени
- 18.1. Заготовка древесной зелени
- 18.2. Применение свежей древесной зелени в качестве кормовых добавок в сельском хозяйстве
- 18.3. Сухие корма из древесной зелени
- 18.4. Химическая переработка древесной зелени
- 18.5. Производство пихтового масла