logo
Доклад по итогам 2013 года

2. Бюджетная система

млн. рублей

Показатели

2013 г.

2013 г.

в % к

2012 г.

Справочно

2012 г.

2012 г. в % к 2011 г.

Поступило налоговых платежей – всего

120287,2

102,8

116982,9

109,1

в т.ч.: в федеральный бюджет

69923,4

107,8

64884,8

104,7

Удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет, %

58,1

+ 2,6 п.п.

55,5

- 2,3 п.п.

в консолидированный бюджет Республики Коми

50363,8

96,7

52098,1

115,2

Удельный вес налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %

41,9

- 2,6 п.п.

44,5

+ 2,3 п.п.

в республиканский бюджет Республики Коми

39056,4

94,8

41213,6

113,1

в местный бюджет

11307,4

103,9

10884,5

124,0

Задолженность в бюджет, всего

6310,2

66,8

9452,2

92,1

в т.ч.: по налоговым платежам

4660,2

72,0

6476,4

93,2

по пеням и налоговым санкциям

1650,0

55,4

2975,8

90,0

Государственный долг Республики Коми

17947,8

165,8

10828,2

139,0

Исполнение консолидированного бюджета Республики Коми

доходы

62190,9

92,7

67085,5

115,5

расходы

74619,0

108,1

69020,4

116,3

профицит (дефицит)

-12428,1

в 6 р.

-1935,0

х

Основные итоги.

На 1 января 2014 года в консолидированный бюджет Республики Коми поступило доходов на общую сумму 62190,9 млн. рублей, или 93,6% от запланированных доходов на 2013 финансовый год. Из них налоговые и неналоговые доходы составили 54675,8 млн. рублей, что на 2413,5 млн. рублей, или на 4,2% меньше по сравнению с уровнем доходов, полученных за 2012 год.

Из общей суммы поступлений консолидированного бюджета Республики Коми 87,9% приходится на налоговые и неналоговые доходы, 12,1% – на безвозмездные поступления.

На 1 января 2014 года расходы консолидированного бюджета Республики Коми составили 74619,0 млн. рублей, что на 8,1% больше, чем в 2012 году.

Основная доля (68,5%) расходов консолидированного бюджета Республики Коми направлена на финансирование отраслей социально-культурной сферы: образование (32,7%), здравоохранение и спорт (18,7%), социальную политику (13,0%), культуру, кинематографию и средства массовой информации (4,1%).

Таким образом, за 2013 год консолидированный бюджет республики исполнен с дефицитом в сумме 12428,1 млн. рублей.

По информации Управления федеральной налоговой службы России по Республике Коми, за 2013 год налоговые платежи в бюджеты всех уровней составили 120287,2 млн. рублей, из них в федеральный бюджет поступило 69923,4 млн. рублей, или 58,1% от общего объема, в консолидированный бюджет Республики Коми – 50363,8 млн. рублей, или 41,9%.

К уровню 2012 года налоговые платежи увеличились на 2,8% (на 3304,3 млн. рублей), в том числе в федеральный бюджет – на 7,8% (на 5038,6 млн. рублей), а в консолидированный бюджет Республики Коми налоговые платежи снизились на 3,3% (на 1734,3 млн. рублей).

Относительно уровня 2012 года снижение поступлений в федеральный бюджет отмечается по налогу на добавленную стоимость – на 38,5% (на 4974,6 млн. рублей).

Рост поступлений налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от налогоплательщиков Республики Коми отмечается по следующим видам налогов: налог на добычу полезных ископаемых – на 15,4% (на 7747,8 млн. рублей); налог на доходы физических лиц – на 7,5% (на 1594,5 млн. руб.); земельный налог – на 11,1% (на 28,4 млн. рублей); налог на имущество организаций – на 36,3% (на 1717,3 млн. рублей); акцизы – на 11,8% (на 807,4 млн. рублей); транспортный налог – на 19,4% (на 106,3 млн. рублей).

В структуре налоговых поступлений в федеральный бюджет наибольший объем поступлений приходится на налог на добычу полезных ископаемых – 82,8%, за 2012 год на налог на добычу полезных ископаемых приходилось 77,1%.

За 2013 год около 92% (46556,9 млн. рублей) всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Коми обеспечили налог на доходы физических лиц (45,1%), налог на прибыль организаций (24,2%), налог на имущество организаций (12,8%), акцизы (10,3%).

В республиканский бюджет Республики Коми за 2013 год поступило налогов в сумме 39056,4 млн. рублей, или 77,5% от общего объема поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми (за 2012 год – 79,1%), в местные бюджеты – 11307,4 млн. рублей, или 22,5% (20,9%).

По информации Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми, задолженность по налоговым платежам, а также по пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года составила 6310,2 млн. рублей, в том числе задолженность по налоговым платежам – 4660,2 млн. рублей (73,9% от общей суммы задолженности), задолженность по пеням и налоговым санкциям – 1650,0 млн. рублей (26,1%).

По сравнению с уровнем на 1 января 2013 года общая задолженность в бюджет снизилась на 33,2%, в том числе задолженность по пеням и налоговым санкциям снизилась на 44,6%, по налоговым платежам – на 28,0%.

По состоянию на 1 января 2014 года задолженность по налоговым платежам превысила сумму задолженности по пеням и налоговым санкциям в 2,8 раза.

В 2013 году объем государственного долга Республики Коми увеличился на 7119,6 млн. рублей и составил 17947,8 млн. рублей, или 39,7% к утвержденному общему годовому объему доходов республиканского бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Расходы на обслуживание государственного долга Республики Коми по состоянию на 1 января 2014 года составили 832,1 млн. рублей, или 1,4% от объема расходов республиканского бюджета Республики Коми за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Обслуживание долговых обязательств Республики Коми производилось в соответствии с заключенными договорами и соглашениями в пределах бюджетных ассигнований. Просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Коми нет.

Положительные факторы.

1. Рост поступлений налоговых доходов по сравнению с уровнем прошлого года по: налогу на имущество (133,4%); государственной пошлине (114,2%); налогу на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (107,6%); налогу на доходы физических лиц (107,5%); налогу на совокупный доход (105,7%).

2. В части неналоговых доходов – рост поступлений по платежам при пользовании природными ресурсами – на 348,5 млн. рублей, по доходам от оказания платных услуг (работ) – на 2841,6 млн. рублей.

3. Досрочное погашение кредитов кредитных организаций в размере 800,0 млн. рублей, а также бюджетного кредита в размере 360,0 млн. рублей; плановое погашение 4 кредитов, полученных от кредитных организаций в сумме 800,0 млн. рублей, и погашение амортизационной части облигационного займа Республики Коми 2004 года в сумме 500,0 млн. рублей. Это положительно отразилось на объеме расходов по обслуживанию государственного долга.

Кроме того, произошло уменьшение объема обязательств по государственным гарантиям Республики Коми на 35,2 млн. рублей в результате самостоятельного исполнения принципалами обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, согласно утвержденным графикам погашения.

Отрицательные факторы.

  1. Дефицит консолидированного бюджета Республики Коми в размере 12428,1 млн. рублей. Это обусловлено не только увеличением расходов бюджета по сравнению с уровнем прошлого года, но и сокращением суммы доходов консолидированного бюджета Республики Коми на 7,3%.

На снижение доходов консолидированного бюджета Республики Коми по сравнению с уровнем 2012 года оказало влияние уменьшение поступлений основного доходного источника – налога на прибыль организаций. Сокращение суммы данных поступлений на 5528,7 млн. рублей (на 31,2%) обусловлено снижением платежей от налогоплательщиков, входящим в состав консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).

Кроме того, снизились доходы консолидированного бюджета Республики Коми по налогу на добычу полезных ископаемых на 84,3 млн. рублей, или на 22,2% по сравнению с уровнем 2012 года.

Также уменьшение доходов консолидированного бюджета Республики Коми связано с сокращением суммы безвозмездных поступлений на 24,8%, в том числе субсидий – на 19,7%, субвенций – на 4,3%, иных межбюджетных трансфертов – на 49,6% и уменьшения неналоговых доходов на 8,7% за 2013 год по отношению к уровню прошлого года. Снижение поступлений по таким видам неналоговых доходов, как доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, произошло на 204,1 млн. рублей, по штрафам, санкциям и по возмещению ущерба – на 3390,8 млн. рублей.

3. Увеличение государственного долга за счет:

- привлечения в течение года кредитов кредитных организаций в размере 10375,0 млн. рублей;

- привлечения бюджетного кредита из федерального бюджета на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных учреждений в размере 41,3 млн. рублей;

- предоставления новых государственных гарантий Республики Коми на реализацию проекта «Организация авиаперевозок на воздушном судне L-410» в размере 148,5 млн. рублей, а также на реализацию проекта «Развитие застроенных территорий МО ГО «Сыктывкар» на 2013-2017 годы» в сумме 100,0 млн. рублей.

4. Увеличение возвратов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет по сравнению с уровнем 2012 года в 1,3 раза, или на 64,8 млн. рублей.

5. В связи с наличием обязательств, учитываемых в иностранной валюте, – рост курса доллара США по отношению к российскому рублю.

Проблемы.

1. Значительное снижение поступлений основного доходного источника – налога на прибыль организаций.

2. Сокращение суммы безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

3. Уменьшение поступлений неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми.

Прогноз развития в 2014 году.

Прогнозируется увеличение объема государственного долга за 2014 год на 47,1% по сравнению с уровнем 2013 года. Согласно программе заимствований, утвержденной Законом Республики Коми от 3 декабря 2013 г. № 120 «О республиканском бюджете Республики Коми на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», в 2014 году планируется привлечь на покрытие дефицита республиканского бюджета средства от размещения облигационного займа Республики Коми в объеме 10 млрд. рублей и кредиты кредитных организаций в размере 3480,0 млн. рублей.

Выводы.

Консолидированный бюджет Республики Коми исполнен в соответствии с параметрами, утвержденными Законом Республики Коми от 29 ноября 2012 г. № 88-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и решениями о бюджетах муниципальных образований Республики Коми.

По-прежнему, бюджетообразующими источниками являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, удельный вес которых в общем объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета республики составляет 72,5%.

Отмечается снижение поступлений по отдельным налоговым и неналоговым доходам и по безвозмездным поступлениям по сравнению с уровнем прошлого года. Планомерно увеличивающиеся расходы в большей мере имеют социальную направленность.

Объем государственного долга Республики Коми находится на экономически безопасном уровне. Все ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации в части государственного долга субъекта Российской Федерации и расходов на его обслуживание, соблюдаются Республикой Коми в полном объеме.

Предложения по решению проблем для принятия конкретных решений.

1. Активизация работы по привлечению средств федерального бюджета в республику, в том числе своевременное формирование и представление органами исполнительной власти Республики Коми в федеральные органы власти бюджетных заявок на ассигнования из федерального бюджета для финансирования мероприятий федеральных целевых программ (подпрограмм), действующих на территории Республики Коми, обеспечение участия в конкурсах по реализации мероприятий федеральных целевых программ (подпрограмм) на территории Республики Коми.

2. Проведение анализа исполнения консолидированного бюджета Республики Коми главными распорядителями бюджетных средств с целью сокращения неэффективных расходов и перераспределения финансирования с учетом приоритетных направлений развития.