logo
Доклад по итогам 2013 года

8.1. Сельское хозяйство

Производство продукции в хозяйствах всех категорий

2013 г.

2013 г. в % к 2012 г.

Справочно:

2012 г. в % к 2011 г.

Скот и птица на убой (в живом весе), тыс. тонн

31,0

97,7

103,3

Молоко, тыс. тонн

57,3

92,9

98,9

Яйца, млн. шт.

117,7

88,3

90,8

Картофель, тыс. тонн

116,9

104,4

98,4

Овощи, тыс. тонн

22,1

98,0

101,4

Основные итоги.

В 2013 году индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимой оценке к уровню 2012 года) составил 97,9%, в сельскохозяйственных организациях – 96,6%.

В хозяйствах всех категорий на 1 января 2014 года насчитывалось 36,1 тыс. голов крупного рогатого скота (95,5% от поголовья на 1 января 2013 года), в том числе 15,7 тыс. голов коров (92,6%), свиней – 24,2 тыс. голов (109,0%), птиц – 1708,5 тыс. голов (99,3%).

На 1 января 2014 года в сельскохозяйственных организациях насчитывалось 19,8 тыс. голов крупного рогатого скота (96,8% от поголовья на 1 января 2013 года), в том числе 8,8 тыс. голов коров (94,4%). Поголовье свиней увеличилось на 23,7% в сравнении с уровнем на 1 января 2013 года и составило 18,9 тыс. голов, поголовье птиц снизилось на 0,7% (1680,2 тыс. голов).

В 2013 году хозяйствами всех категорий произведено 31,0тыс. тонн скота и птиц на убой (в живой массе) (97,7% к уровню 2012 года), 57,3 тыс. тонн молока (92,9%), 117,7млн. штук яиц (88,3%). За 2013 год собрано 116,9 тыс. тонн картофеля (104,4% к уровню 2012 года), 22,1 тыс. тонн овощей (98,2%).

В 2013 году сельскохозяйственными организациями произведено 25,4 тыс. тонн скота и птиц на убой (99,3% к уровню 2012 года), 34,4 тыс. тонн молока (93,9%), 113,7 млн. штук яиц (88,0%), собрано 4,6 тыс. тонн картофеля (97,9%), 4,8 тыс. тонн овощей (88,9%).

Среднесписочная численность работников организаций в сфере сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях в январе-ноябре 2013 года составила 5,1 тыс. человек (95,4% к уровню января-ноября 2012 года).

Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций в сфере сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях в январе-ноябре 2013 года составила 19842 рубля (107,7% к уровню января-ноября 2012 года).

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций в сфере сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях в январе-ноябре 2013 года сложился в виде 266,1 млн. рублей прибыли (46,7% к уровню января-ноября 2012 года).

Положительные факторы.

1. Оказываемая господдержка в сфере развития сельского хозяйства.

Заключено 469 соглашений между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и сельхозтоваропроизводителями республики о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства на 2013-2015 годы (в том числе 130 – с юридическими лицами, 339 – с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями).

Государственная поддержка агропромышленного комплекса в 2013 году осуществлялась в рамках реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» на 2013-2020 годы. В целом за 2013 год на реализацию мероприятий программы из консолидированного бюджета Республики Коми направлено 1555,1 млн. рублей, в том из федерального бюджета – 176,1 млн. рублей.

В течение 2013 года были увеличены бюджетные ассигнования на:

- повышение ставок субсидий на комбикорма во II и III кварталах 2013 года, предоставляемые через ставки субсидий на яйца яичных кур промышленного стада, в 5,3 раза (со 143 до 755 рублей за тыс. штук);

- повышение ставок субсидий на комбикорма для крупного рогатого скота с III квартала 2013 года на 30%;

- возмещение части затрат, связанных с удорожанием приобретенных кормов, товаропроизводителям, осуществляющим производство свинины, мяса птиц и яиц (разовая выплата за счет средств федерального бюджета);

- строительство и реконструкцию животноводческих помещений;

- техническое и технологическое перевооружение животноводства и кормопроизводства;

- прирост поголовья коров по состоянию на 1 октября 2013 года (разовая субсидия в размере 15 тыс. рублей на 1 голову прироста в сравнении с уровнем на 1 октября 2012 года);

- приобретение оборудования для площадок по убою крупного рогатого скота и овец в размере 70% его стоимости (новый вид поддержки, связанный с требованием Таможенного союза к условиям забоя скота).

Продолжена грантовая поддержка фермерских хозяйств: выдано три гранта (22,2 млн. рублей) по итогам конкурсного отбора семейных животноводческих ферм (федеральная программа «Развитие семейных животноводческих ферм»), пять грантов (5,4 млн. рублей) – по итогам конкурсного отбора начинающих фермеров (федеральная программа «Начинающий фермер»).

С 2013 года введено софинансирование из республиканского бюджета Республики Коми расходов по реализации муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по развитию сельского хозяйства и обновлению основных средств крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

2. Индивидуальная работа с «неустойчивыми» организациями.

Распоряжением Главы Республики Коми от 11 июня 2013 года № 166-р в целях стабилизации функционирования ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» создана рабочая группа, в соответствии с предложениями которой реализуются мероприятия по нормализации финансово-хозяйственной деятельности общества.

Отрицательные факторы.

1. Снижение объемов производства сельскохозяйственными организациями обусловлено следующими факторами:

- недостаток оборотных средств в связи с продолжающимся ростом цен на используемые в процессе производства материальные ресурсы (комбикорма, нефтепродукты, удобрения, семена) и расходов на уплату налогов при ограниченной доступности кредитных ресурсов;

- низкий уровень инвестиционной привлекательности по причине больших сроков окупаемости вложений в сельское хозяйство;

- сложное финансовое положение производителей сельскохозяйственной продукции. Прекращена производственная деятельность ФГУП «Северное» Россельхозакадемии. Введена процедура банкротства в ООО «Сыктывкарская птицефабрика» (на базе имущества птицефабрики производство яиц осуществляет организация-арендатор);

- усиление конкуренции на рынке мяса птиц, что стало причиной вынужденного сдерживания его производства.

2. Общая зависимость сельского хозяйства в республике от природных факторов и сезонности производства.

Проблемы.

1. Низкие темпы обновления основных фондов и модернизации сельскохозяйственного производства.

2. Недостаток квалифицированных специалистов и рабочих, связанный и с тяжелыми условиями труда, и со значительным разрывом в уровнях комфортности сельской и городской жизни.

3. Высокий уровень издержек по доставке произведенной сельскохозяйственной продукции из труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктов.

4. Отсутствие у сельхозтоваропроизводителей правоустанавливающих документов на используемые ими сельскохозяйственные угодья – земли используются без оформления и юридического закрепления прав на них.

Прогноз развития в 2014 году.

По оценке, в 2014 году в растениеводстве прогнозируется валовой сбор картофеля и овощей ниже уровня предыдущего года. В животноводстве сохранятся объемы производства продукции на уровне 2013 года. Сохранится отставание по уровню производства яиц.

Позитивная динамика развития сельского хозяйства возможна в случае привлечения и закрепления квалифицированных специалистов и рабочих кадров, что напрямую зависит от создания благоприятных условий для жизни и труда в сельской местности. С 2014 года предусматривается комплексный подход к территориальному развитию села с учетом следующих направлений:

улучшение условий труда и создание новых рабочих мест на селе, ключевая роль будет отведена реализации инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства;

обеспечение самозанятости сельского населения, направленное на развитие малых форм хозяйствования на селе;

создание условий для развития жилищного строительства, социальной и инженерной инфраструктуры села.

С целью привлечения средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств республиканского бюджета Республики Коми в 2014 году для участия в конкурсном отборе экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации разработаны проекты ведомственных целевых программ «Развитие молочного скотоводства в Республике Коми (2014-2016 годы)» и «Развитие производства картофеля и овощей в Республике Коми (2014-2016 годы)».

Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» с бюджетной заявкой, значительно превышающей уровень финансирования 2013 года, прошла конкурсный отбор.

Выводы.

Сельское хозяйство является значимой и в то же время проблемной отраслью республики, которой уделяется значительное внимание со стороны Правительства Республики Коми.

В 2013 году развитие животноводства в республике оставалось приоритетным направлением. Государственная поддержка, в первую очередь, предоставлялась хозяйствам, реализующим крупные и наиболее эффективные, увязанные по всему технологическому циклу (от производства до прилавка) инвестиционные проекты в молочном животноводстве, птицеводстве и свиноводстве. Сохранялся высокий уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования.

За счет увеличения бюджетных ассигнований на финансирование отрасли в IV квартале 2013 года удалось переломить негативную тенденцию снижения объемов производства молока и яиц в сельскохозяйственных организациях, стабилизировать ситуацию в проблемных организациях.

Предложения по решению проблем для принятия конкретных решений.

1. Участие органов местного самоуправления в Республике Коми в реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» на 2013-2020 годы» через разработку и реализацию муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

2. Органам местного самоуправления ускорить реализацию мер, необходимых для юридического закрепления прав сельхозтоваропроизводителей на земли сельскохозяйственного назначения.