logo

13. Основы лесного законодательства и задачи лесоустройства в разделении лесов объекта по социальному значению

Лес, являющийся одним из средообразующих факторов, имеет и социальное значение. Он играет большую роль в развитии экономики региона, повышении благосостояния народа, служит источником удов­летворения потребностей населения в древесине и другой лесной про­дукции, оказывает благоприятное влияние на климат, атмосферу, гид­рологический режим рек, предохраняет почву от эрозии. Лес широко используется в оздоровительных целях, для удовлетворения культур­ных и эстетических запросов населения.

Многостороннее социальное значение лесов и длительность их вы­ращивания придают общегосударственный характер рациональному ис­пользованию, лесовосстановлению и сбережению лесов.

Разные формы собственности на леса составляют основу лесных отношений, т.е. общественных отношений в области использования, воспроизводства и охраны лесов, и служат главной предпосылкой ра­ционального ведения лесного хозяйства. Многоцелевое значение лесов требует от лесоустроителей диффе­ренцированно, научно обоснованно, комплексно и эффективно осуще­ствлять лесоустроительное проектирование при составлении проекта организации и развития лесного предприятия.

В 1931 г. все леса СССР были разделены на две зоны — лесокультурную и лесопромышленную. В основу такого деления положены ме­стонахождение лесов, способ хозяйствования, интенсивность лесоэксп­луатации и ведения лесного хозяйства, представленность спелых дре-востоев, водоохранно-защитное значение лесов.

К лесокулыпурной зоне были отнесены леса густонаселенных райо­нов с истощенными запасами спелых древостоев. Сюда вошли леса, расположенные в бассейнах рек Волги, Дона, Днепра, Урала и верх­него течения Западной Двины. Все леса РБ также были отнесены к лесокультурной зоне. Наряду с эксплуатационными эта категория ле­сов выполняла и водоохранно-защитные функции, поэтому годичный размер лесопользования здесь регулировался средним годичным приро­стом древесины. Вдоль крупных рек и их притоков выделялись одно­километровые запретные полосы, предназначенные для предотвраще­ния размыва берегов и заиления рек. Лесопромышленная зона должна была удовлетворять потребности народного хозяйства в древесине без ограничения рубки и использовать наибольшую концентрацию лесосек для снижения стоимости заготовки древесины.

Постановлением СНК СССР от 2 июня 1936 г. была выделена водоохранная зона, в состав которой вошла бывшая лесокультурная зона и леса районов европейской части России с низким процентом лесистости. Вдоль крупных рек и их притоков были выделены запрет­ные леса шириной от 4 до 20 км. Так же как и в бывшей лесокуль­турной зоне, лесопользование здесь ограничивалось средним годичным приростом, а в запретных лесах разрешались лишь рубки ухода и санитарные. Установленный режим ведения хозяйства в водоохранной зоне предусматривал развертывание в широких масштабах лесокуль-турных работ, проведение рубок ухода за лесом, мер по охране и защите леса, создание противоэрозионных лесов.

Дифференцированное использование лесов с учетом их многогран­ного значения в народном хозяйстве страны и социальном ее развитии в увязке с природной средой и экономикой позволило организовать ведение лесного хозяйства на строго научной основе.

Однако в период Великой Отечественной войны были разрушены в европейской части страны не только города и села, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и был нанесен тяжелый урон лесному хозяйству. На оккупированной территории были вырублены ценные леса, разрушены заповедники, заказники, сожжены многие сотни тысяч гектаров леса.

Для дифференциации режима ведения лесного хозяйства и лесо­пользования Постановлением СНК СССР от 23 апреля 1943 г. «О по­рядке отвода, лесосек в лесах государственного лесного фонда СССР и о лесосечном фонде на 1943 год» леса государственного значения были разделены на три группы. Леса каждой из выделенных групп имели свой режим ведения хозяйства, лесопользования, их интенсивность. Такое деление лесов на группы, а в пределах первой группы на кате­гории позволяло обоснованно размещать предприятия лесного хозяйст­ва, лесной и деревообрабатывающей промышленности, создавать сани-тарно-оздоровительные комплексы и осуществлять рекреационные ме­роприятия.

Развитие дорожной сети, создание городов меняло назначение ле­сов и площадь под лесами первой группы постепенно увеличивалась. Перевод лесов из одной группы в другую осуществляется постановле­нием Совета Министров республик по представлению обл (край) испол­комов. В составе лесов первой группы отнесение лесов к категориям защитноости производится по Представлению органов лесного хозяйства обл (край) исполкомами и утверждается Советами Министров респуб­лик.

В Беларуси к лесам первой группы отнесено около 37 % площади лесного фонда, второй — 63 %.

При полевых лесоустроительных работах лесоустроительные пар­тии, руководствуясь директивными документами, осуществляют разде­ление лесного фонда предприятия на группы и категории, закрепляют их в натуре соответствующими опознавательными знаками, а в случае необходимости — определяют категории защитное™ лесов и обосновы­вают перевод лесов из одной группы в другую.