logo
ОБЗОР ПО ВОДОРОСЛЯМ / Низшие растения

Класс Улотриксовые (Ulothrichophyceae) Порядок Ульвовые (Ulvales)

Семейство Ульвовые (Ulvaceae)

Род Энтероморфа, или кишечница (Enteromorpha)

Род Ульва (Ulva)

Класс Сифоновые (Siphonophyceae)

Порядок Сифонокладиевые (Siphonocladales)

Семейство Кладофоровые (Cladophoraceae)

Род Кладофора (Cladophora)

Объекты изучения:

гербарные экземпляры энтероморфы, ульвы, кладофоры; фиксированный материал и живые талломы водорослей.

ЗАДАНИЯ

Работа I. Род Энтероморфа, или кишечница

1. Изучите внешнее строение таллома энтероморфы по гербарному образцу и живому (или фиксированному) материалу. Зарисуйте общий вид трубчатого таллома.

2. Рассмотрите при большом увеличении микроскопа и зарисуйте часть таллома энтероморфы, где клетки расположены в один слой. Обратите внимание на форму, размеры клеток и характер их соединения между собой. Обозначьте оболочку, цитоплазму, пластинчатый хроматофор с пиреноидом, ядро (которое не видно без окраски).

3. Составьте схему цикла воспроизведения энтероморфы. Запишите выводы.

Работа II. Род Ульва

1. Изучите морфологические особенности ульвы по гербарному образцу и фиксированному материалу. Зарисуйте внешний вид таллома ульвы. Обозначьте пластинку с гофрированным краем, короткий черешок («стебелёк») и подошву, которой таллом прикрепляется к субстрату.

2. Составьте схему цикла воспроизведения ульвы. Запишите выводы.

3. Изучите в литературе и дайте характеристику класса, порядка ульвовых и главнейших представителей родов ульвы и энтероморфы.

Работа III. Род Кладофора

1. Изучите внешнее строение таллома кладофоры по гербарному образцу и живому (или фиксированному) материалу. Зарисуйте общий вид таллома кладофоры.

2. Изучите строение таллома кладофоры при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте часть ветвящегося таллома. Обратите внимание на характер ветвления, окраску, форму и размеры сегментов («клеток»). Рассмотрите при большом увеличении микроскопа и зарисуйте строение сегмента кладофоры. Обозначьте целлюлозную оболочку, цитоплазму, сетчатопродырявленный пластинчатый хроматофор, пиреноиды, многочисленные ядра (которые без окраски не видны), вакуоль.

3. Составьте схемы циклов воспроизведения с изоморфной сменой поколений у большинства морских видов и пресноводного вида Cladophora glomerata. Запишите выводы.

4. Изучите в литературе и дайте характеристику классов, порядков и представителей изученных родов.

Литература: Горбунова Н.П. и др. С. 23-25; 35-36; Гордеева Т.Н. и др. С. 14-16; Старостенкова М.М., Лысогор А.И. С. 23-29.

Контрольные вопросы и задания

  1. Перечислите отличительные черты улотриксовых и принципы деления класса на порядки.

  2. Охарактеризуйте нитчатую, пластинчатую и разнонитчатую (гетеротрихальную) ступени организации улотриксовых.

  3. Какие типы морфологической организации встречаются у представителей порядков класса сифоновых?

  4. Каковы специфические особенности строения и формирования талломов кладофоры?

  5. Как осуществляется размножение улотриксовых и сифоновых водорослей?

  6. Укажите отличия зиготического, спорического и гаметического циклов развития.

  7. В цикле воспроизведения каких представителей изученных классов водорослей имеется гетероморфная смена гаметофита и спорофита?

  8. У каких зелёных водорослей наблюдается изоморфная смена поколений? Приведите примеры.

  9. В чём сходство и различие циклов воспроизведения бриопсиса, кодиума и ацетабулярии?

  10. В каких экологических условиях встречаются улотриксовые и сифоновые водоросли?

  11. Назовите водоросли, у которых выработались приспособления к наземному образу жизни.