logo search
Раздел 2

9.3. Способы заготовки пневого осмола

Заготовку пневого осмола начинают с корчевки пней. В настоящее время применяют два способа корчевки: механизированный и взрывной.

Для механизированной корчевки промышленность выпускает различ­ные марки машин, которые используют на расчистке дорожных трасс, площадей в сельском хозяйстве, площадей и лесокулътурных полос в лес­ном хозяйстве. Большинство из этих машин навешивают на гусеничные тракторы, и при корчевке агрегат должен подходить к каждому пню. В ре­зультате происходит повреждение поверхности почвы, уничтожается под­рост и самосев, поэтому они неприемлемы для заготовки осмола на успеш­но возобновляющихся вырубках.

В большей степени отвечает требованиям лесного хозяйства агрегат для корчевки пней АКП-1, который серийно выпускают на базе трактора ТДТ-55А. Благодаря значительному вылету стрелы (до 7,9 м) расстояние между проходами агрегата может составлять 16 м. В молодняках на таком расстоянии прокладывают технологические коридоры (постановкой ве­шек) прямолинейно или с учетом прогалин. Предусматривают объезд луч­ших экземпляров подроста хвойных пород.

Агрегат выполняет несколько операций: корчевку пней, вибрацион­ную очистку их от налипшей почвы, складывание пней в кучи.

На базе трактора ТТ-4 выпускают более мощную по сравнению с АКП-1 корчующую погрузочно-транспортную машину КПТМ-1С.

Подборщик лесосечных отходов ПЛО-1А на базе трактора ТДТ-55А снабжен гидроманипулятором на стреле с максимальным вылетом 4,7 м и опрокидывающимся кузовом вместимостью 10 м, Агрегат применяют для погрузки и подвозки пней к промежуточным (верхним) складам.

В технологических схемах заготовки осмола протяженность пасечных технологических коридоров для работы агрегата АКП-1 предусматривают такой, чтобы за один проход ГШО-1А были вывезены все выкорчеванные на пасеке пни. ПЛО-1 А должен двигаться по следу АКП-1. При расстоянии ме­жду проходами агрегатов 16 м сохраняется 85...90 % подроста.

На базе трактора ТБ-1 выпускают подборщик-погрузчик ЛП-23. Он имеет максимальный вылет стрелы 5,2 м, вместимость кузова 12 м.

Взрывной способ заготовки осмола заключается в том, что заряд взрывчатого вещества помещают под пень в скважину (шпур), подготов­ленную с помощью мотобура. При взрыве заряда обрывается часть корней, пень обычно раскалывается на куски, которые разлетаются по поверхности почвы.

Шпур диаметром 10 см бурят на расстоянии 15...35 см от пня под уг­лом около 45° к поверхности почвы. Средняя глубина закладки заряда должна составлять 1,5 диаметра пня. Ее увеличивают на рыхлых песчаных и уменьшают на плотных тяжелосуглинистых и глинистых почвах. Заряд следует располагать под центром пня с поверхностной корневой системой или рядом со стержневым корнем. Для уменьшения разбрасывания осмола, а также на скальных грунтах шпур бурят в древесине на глубину, равную диаметру пня.

Взрывчатое вещество (обычно аммонит) закладывают в шпур в бумажном пакете. При огневом способе в пакет вставляют капсюль-детонатор с отрезком бикфордова шнура длиной не менее 1 м. Шпур засыпают грунтом и утрамбовывают. Взрывник запаливает бикфор­довы шнуры у 10... 12 пней и укрывается в заранее намеченном защищен­ном месте.

При электрическом способе используют электродетонатор и детони­рующий шнур.

Расход аммонита для заготовки 1 скл. м3 спелого осмола составляет 2,5...3,0 кг. На корчевку свежих пней требуется в 1,5 раза больше взрывча­тых веществ.

Для взрывных работ необходимы специально обученные взрывники, сдавшие экзамены и получившие соответствующее удостоверение. Хра­нить взрывчатые вещества разрешается только на специальных складах под круглосуточной охраной. Все работы, связанные с взрывчатыми веще­ствами, должны выполняться в строгом соответствии с «Едиными прави­лами безопасности при взрывных работах».

Степень повреждения подроста в процессе взрывных работ зависит от числа подрываемых пней на 1 га. В среднем при корчевке одного пня уничтожается 1-2 экземпляра подроста.

Технологическая схема взрывного способа заготовки осмола с при­менением на погрузке и подвозке агрегата ПЛО-1 А включает в себя про­кладку технологических коридоров (вешение). Пасечные технологические коридоры намечают на расстоянии 20 м друг от друга. Их протяженность должна быть такой, чтобы за один проход агрегата ПЛО-1 А в его кузов можно было погрузить весь заготовленный на пасеке осмол. Разбросанные взрывами куски пней собирают вручную и подносят к намеченному кори­дору. Крупные куски грузят в кузов агрегата с помощью гидроманипуля­тора, мелкие - вручную.

Заготовка осмола по этой технологической схеме позволяет сохра­нить подрост не только на пасеках, но частично и в технологических кори­дорах. При одноразовом проходе ПЛО-1 А между колеями гусениц агрегата сохраняется до 30 % мелкого и среднего подроста. Общая степень уничто­жения хвойного подроста не превышает 2,5 %.

К недостаткам взрывного способа заготовки пневого осмола следует отнести сложность организации взрывных работ, повышенную опасность их выполнения, большую долю ручного труда. Кроме того, необходимы значительные расходы на приобретение, транспортировку и хранение взрывчатых веществ.

Заготовленный осмол должен быть очищен от остатков почвы, гнили и заболонной древесины. Горелый осмол, кроме того, очищают от обуг­ленной древесины. Длина отдельных кусков не должна превышать 60 см, а их поперечное сечение 40 см.

Очищают и разделывают осмол на стандартные фракции на проме­жуточном (верхнем) складе перед погрузкой в транспортные машины. В комплект оборудования к агрегату АКП-1 входит станок для разделки пней ножевой головкой, имеющей кольцевой и радиальные ножи. Установка для очистки и разделки осмола, разработанная СибНИИЛПом, состоит из кон-сольно-козлового крана, окорочного барабана, подающего транспортера и пильного механизма с четырьмя круглыми пилами. При отсутствии необ­ходимого оборудования очистку и разделку осмола ведут вручную с при­менением электропил и бензиномоторных пил. Разделку крупных пней, извлеченных из тяжелых по механическому составу почв, некоторые осмо­лозаготовительные предприятия Сибири проводят взрывным способом на площадках вблизи мест заготовки.

На вывозке осмола используют щеповозы на базе автомобиля МАЗ-5430, автомобили КамАЗ, автопоезда на базе автомобиля МАЗ-509 А, агре­гат ЛТ-143 на базе колесного трактора Т-150. Выбор транспортных машин зависит от экономических возможностей предприятия, состояния дорог и расстояния вывозки.

Погрузку осмола ведут погрузчиками ЛТ-72, ПЛ-1 или агрегатом АКП-1 с грейферным захватом.