Бихевиоризм
Приверженцы данного направления основное внимание уделяют механизмам – их интересует, как протекает та или иная реакция. Вообще в самом первом приближении бихевиоризм сводится к исследованию стимулов и вызывающих их реакций. Знакомо, не правда ли: лампочка горит, слюна капает… Действительно, наш соотечественник, физиолог академик И.П. Павлов, является одним из ярчайших представителей данной школы. Другое дело, что у нас термин «бихевиоризм» не прижился и вопросы, им исследуемые, относят к ведению физиологии высшей нервной деятельности. На работах И.П. Павлова придется остановиться подробнее именно потому, что все мы в свое время «проходили их в школе», а, как известно, лучший способ извратить и опошлить идею – это адаптировать и популяризировать ее. Широко известна физиологическая школа академика П.К. Анохина, обосновавшего и развившего принцип системной организации деятельности организма – теорию функциональных систем. Среди западных ученых, пожалуй, наибольший вклад в это направление внес Б.Ф. Скиннер. Его теория положительного подкрепления совершила самый настоящий переворот в обучении вообще и в дрессировке в частности. Тут мы отошлем читателя к книге К. Прайор «Не рычите на собаку!». Безусловные достоинства данного направления состоят в раскрытии механизма функционирования нервной системы, в выявлении общих закономерностей у разных видов, в том числе и очень далеко отстоящих друг от друга на эволюционной лестнице. Создание теории обучения без исследования рефлекторной деятельности просто невозможно. Основным, наверное, недостатком бихевиоризма является следующее. В мельчайших деталях изучается, как животное делает то или иное; более того, в эксперименте от него добиваются весьма сложных действий, однако биологический смысл реакции обычно просто остается за рамками исследования. Классического бихевиориста, как правило, не интересуют данные, касающиеся исследуемого вида, полученные экологами, зоологами, эмбриологами и систематиками. В итоге часть результатов имеет высокую академическую ценность, но практически использовать их затруднительно. На вопрос: «Думают ли животные?» бихевиористы однозначно дают отрицательный ответ. В рамках исповедуемой ими концепции это совершенно логично: там, где есть только стимул и ответная реакции, места для рассудка не остается. Подчеркнем специально то, чего нет в школьных учебниках. В последние годы жизни И.П. Павлов отошел от позиций классической физиологии ВНД и совершенно определенно указывал на наличие зачатков мышления у высших позвоночных.
- Обращение к читателю
- Союз человека и собаки
- Некоторые биологические особенности собаки
- Факторы, обеспечившие возможность заключения союза человека и собаки
- Моно– или полифилия?
- Пути заключения союзов Путь территориального союзника
- Путь охотника
- Что такое поведение
- Бихевиоризм
- Этология
- Зоопсихология
- Физиология высшей нервной деятельности необходимые понятия
- Безусловные рефлексы
- Условные рефлексы
- Возбуждение и торможение
- Срывы высшей нервной деятельности
- Представление о типах высшей нервной деятельности
- Сила нервных процессов
- Уравновешенность процессов возбуждения и торможения
- Подвижность нервных процессов
- Слабый и сильный типы внд
- Практическое использование типологии
- Проверки поведения
- Проверка силы нервной системы
- Реакция на громкий звук
- Лобовая атака
- Подвижность процессов возбуждения и торможения
- Уравновешенность
- Обучаемость
- Ранние проверки поведения
- Рассудочная деятельность животных
- Модель поведенческого акта
- Компоненты поведения
- Необходимые термины
- Обучение
- Методы обучения Традиционный
- Проб и ошибок
- Подражательный
- Нежелательные стереотипы
- Рассудочная деятельность и дрессировка
- Подкрепление
- Отрицательное подкрепление
- Наказание
- Положительное подкрепление
- Дрессировка
- Команда
- Несколько дополнительных замечаний
- Формирование мировосприятия
- Классификация явлений
- Социальное облегчение в семье-стае
- Основные поведенческие характеристики собаки, значимые для владельца
- Половой диморфизм поведения
- Слагаемые поведенческого портрета
- Поведенческие портреты групп пород
- «Идея породы»
- Психофизиологические признаки и тип использования собаки
- «Дело жизни»
- «Проблемные» собаки
- Ошибки владельца
- Мнимые нарушения поведения
- Ошибки воспитания, ведущие к проблемам
- Ошибки в коррекции поведения
- Врожденные и приобретенные «проблемы» поведения Слабость нервной системы
- Трусость
- Коррекция поведения Формирование желательного поведения при воспитании
- Изменение сформированного нежелательного поведения
- Сообщества
- Территория Основные стации
- Территория и социальные контакты
- Использование территории
- Естественная стая Основные функции
- Структуры стай собак
- Почему существуют жесткая и гибкая иерархии?
- Иерархия кобелей
- Иерархия сук
- Личность и стая
- Приобретение молодняком социального статуса
- Неполные стаи
- Стая женихов
- Прогулочная стая
- Человеческая семья как заменитель стаи для собаки
- Основные поведенческие комплексы собаки и человеческая семья
- Статус собаки в человеческой семье
- Социализация детство животного
- Психофизиологические этапы развития щенка
- Неонатальный период (период новорожденности)
- Переходный период
- Период первичной социализации
- Ювенильный период
- Период полового созревания
- Критические периоды социализации
- Первый период социализации
- Второй период социализации
- Третий период социализации
- Социальная депривация
- Депривация во время второго периода социализации
- Депривация во время третьего периода социализации
- Депривация взрослого животного
- Социополовое поведение
- Половое поведение кобелей
- Сексуальные игры
- Наступление половой зрелости
- Сезонность половой активности
- Половое поведение сук
- Спаривание Моно– и полигамия у собак
- Образование брачной пары
- «Собачья свадьба»
- Особенности спаривания при домашнем содержании
- Нарушения полового поведения, вызванные ошибками воспитания
- Роль полового опыта
- Родительское поведение материнское поведение Подготовка к родам
- Поведение при родах
- Раннее послеродовое поведение
- Поведение суки в период смешанного вскармливания щенков
- Позднее материнское поведение
- Отцовское поведение
- Отношение к подсосным щенкам
- Отношение к щенкам на второй стадии социализации
- Родительское поведение по отношению к подросткам
- Отношения со взрослыми детьми
- Особенности материнского поведения при домашнем содержании Ложная щенность
- Нарушения материнского поведения, вызванные заводчиком
- Отбор на нормальное социополовое поведение
- Игровое поведение
- Игры физического развития
- Социальные игры
- Обучающие игры
- Исследовательские игры
- Псевдодеятельность
- Исследовательское поведение
- Поведение мечения суть мечения
- Мечение мочой Мечение у кобелей
- Мечение у сук
- Мечение калом
- Пищевое и пищедобывающее поведение питание
- Собирательство
- Охотничье поведение
- Охотничье поведение волка
- Охотничье поведение собаки
- Пастушеское поведение
- Волкодавы
- Гуртогоны
- Истинные овчарки
- Особенности пастьбы пугливых животных
- Агрессия
- Определение
- Основные типы агрессии
- Социополовая агрессия (тестостеронзависимая агрессия)
- Территориальная и межгрупповая агрессия
- Адреналинзависимая агрессия
- Инструментальная агрессия
- Немотивированная агрессия
- Агрессия на человека
- Агрессия и доместикация
- Скорость агрессии
- Агрессия и взаимопонимание
- Социальный инфантилизм
- Патологии социального поведения и агрессии
- Словарь физиологических и этологических терминов
- Аннотированный список литературных источников