12.3. Занятость населения
| Январь-ноябрь 2013 г. | Январь-ноябрь 2013 г. в % к январю-ноябрю 2012 г. | Справочно: Январь-ноябрь 2012 г. в % к январю-ноябрю 2011 г. |
Среднесписочная численность занятых в организациях, тыс. человек | 379,0 | 99,0 | 101,0 |
Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода), тыс. человек1) | 6,8 | 82 2) | 77 2) |
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению (на конец периода)1) | 1,4 | -0,5 п.п. 2) | -0,5 п.п. 2) |
1) - на конец декабря 2013 года
2) – к уровню на конец декабря прошлого года
Основные итоги.
По итогам января-ноября 2013 года среднесписочная численность занятых в организациях всех форм собственности (без индивидуального предпринимательства) относительно уровня аналогичного периода прошлого года сократилась на 1,0% и составила 379,0 тыс. человек.
Высокие темпы роста численности занятых наблюдаются в организациях, занятых добычей полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (123,0% к уровню января-ноября 2012 года), использованием вычислительной техники и информационных технологий (112,2%), производством прочих неметаллических минеральных продуктов (111,6%), розничной торговлей (105,9%).
Значительно сократилась численность занятых в организациях, осуществляющих лесозаготовительную деятельность, деятельность водного и воздушного транспорта.
В организациях транспорта и связи занято 14,1% от общей численности занятых в организациях всех форм собственности, в строительстве – 9,0%, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании – 8,9%, в торговле – 7,9%, в обрабатывающей промышленности – 7,6%, в организациях добывающего сектора экономики – 6,6%, сельского и лесного хозяйства – 3,4%.
В социальной сфере (образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сфера организации отдыха и развлечений, культуры и спорта) занято 23,8% от общей численности занятых в организациях всех форм собственности.
По состоянию на конец декабря 2013 года в Республике Коми зарегистрировано 6786 безработных граждан (на конец декабря 2012 года – 8290 человек). Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) на конец декабря 2013 года составил 1,4% против 1,7% на конец декабря 2012 года.
При содействии органов службы занятости трудоустроены 33,0 тыс. человек, или 68,9% от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.
Приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости 2100 безработных граждан, или 10,6% от общей численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных в 2013 году.
В 2013 году приняли участие в оплачиваемых общественных работах 5814 человек, были заняты на временных работах – 1041 человек, испытывающих трудности в поиске работы.
Услуги по содействию самозанятости получили 1425 безработных граждан, или 7,2% от общей численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных в 2013 году.
На временные работы были трудоустроены 10783 несовершеннолетних гражданина в возрасте от 14 до 18 лет, или 93,9% от общей численности учащихся, обратившихся за содействием в поиске работы в свободное от учебы время.
Более 20% от численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, были трудоустроены на временные работы.
Государственные услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда получили 1241 человек, или 6,3% от общей численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных в 2013 году, по психологической поддержке – 829 человек, (4,2%), по профессиональной ориентации – 19480 человек, или 40,7% от общей численности граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг.
В 2013 году 127 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет смогли принять участие в мероприятиях по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
За 2013 год за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения Республики Коми обратились 1762 незанятых инвалида, из них 1361 человек был признан безработным. За 2013 год трудоустроены на постоянные и временные рабочие места 732 инвалида (41,5% от числа обратившихся граждан, имеющих инвалидность).
Положительные факторы.
1. Превышение количества вакансий (заявленной работодателями потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест) над численностью зарегистрированных безработных. На конец декабря 2013 года количество заявленных вакансий составляло 10935 рабочих мест, что в 1,6 раза больше численности зарегистрированных безработных граждан (6786 человек). При этом количество вакансий относительно уровня конца декабря 2012 года увеличилось на 2,7%.
2. Осуществление Управлением Республики Коми по занятости населения мероприятий:
- организован эффективный мониторинг состояния рынка труда;
- налажена консультационная и информационная работа для граждан и работодателей по всему спектру вопросов, связанных как с защитой от безработицы, так и c обеспечением трудовых прав работников, в том числе с использованием информационного портала Управления Республики Коми по занятости населения;
- организована и обеспечена в полном объеме социальная поддержка граждан и предоставление государственных услуг в сфере занятости, в том числе в электронном виде;
- организован мониторинг граждан, желающих переехать в муниципальные образования, реализующие крупные инвестиционные проекты, а также потребности в кадровом потенциале в рамках осуществления данных проектов;
- реализован комплекс мероприятий активной политики занятости, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в том числе моногородов, сельских поселений.
3. Реализация Государственной программы Республики Коми «Содействие занятости населения», ведомственной целевой программы «Программа содействия занятости населения Республики Коми (2012-2014 годы).
Реализация мероприятий программ способствует расширению возможностей занятости, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда незанятых граждан.
4. Реализация Соглашения, заключенного между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Республики Коми, о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Коми на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в части содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Объем финансирования по данному направлению в 2013 году – 5832,2 тыс. рублей, из них 5184,8 тыс. рублей – средства федерального бюджета, 647,4 тыс. рублей – средства республиканского бюджета Республики Коми.
В рамках реализации Соглашения за 2013 год работодателями заключены договоры на общую сумму более 5832,2 тыс. рублей с 68 организациями на создание 99 рабочих места для инвалидов, трудоустроено 102 человека.
Отрицательные факторы.
Качественные диспропорции и неудовлетворенный спрос работодателей на рабочую силу, а также дифференциация локальных рынков труда по условиям обеспечения занятости.
Остается высокой дифференциация городов и районов республики по уровню безработицы. Максимальное значение уровня безработицы превышало минимальное в 15 раз и находилось в пределах от 0,3% (г. Ухта) до 4,6% (Троицко-Печорский район).
Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 января 2014 года (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения Республики Коми, претендующих на одну вакансию) в среднем составил 0,7 человека на одну вакансию. Наиболее высокая нагрузка зафиксирована в Койгородском районе, где на одну заявленную вакансию претендуют около 25 незанятых граждан.
Проблемы.
1. Разнонаправленность профессионально-квалификационной конъюнктуры рынка труда и рабочей силы. Структура предлагаемых вакансий не всегда соответствует профессионально-квалификационному составу граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за содействием в трудоустройстве. Спрос на неквалифицированных работников в несколько раз меньше, чем желающих найти работу. Спрос на специалистов высокого уровня квалификации, а также квалифицированных рабочих превышал предложение в несколько раз.
2. Несогласованность интересов работников и работодателей. Работодателям требуются кадры, имеющие высокий уровень профессионального образования, высокую квалификацию и опыт работы; имеющие такой уровень и квалификацию специалисты из числа безработных, состоящих на регистрационном учете, отказываются от трудоустройства в виду низкой предлагаемой оплаты труда.
3. Ориентация рынка труда на рабочие профессии, а рынка образовательных услуг – на профессии служащих.
4. Сложное положение с трудоустройством в сельских районах республики, где уровень безработицы в несколько раз превышает среднереспубликанский уровень.
Прогноз развития в 2014 году.
В 2013 году на фоне сокращения численности населения республики и изменения его возрастной структуры сохранится тенденция сокращения численности занятых в экономике, численности экономически активного населения. При этом ожидается, что удельный вес численности занятых в экономике в общей численности населения незначительно увеличится с 52,0% в 2013 году до 52,2% в 2014.
По оценке, в конце 2014 года уровень зарегистрированной безработицы в целом по республике составит 1,6%.
Выводы.
Анализ результатов мероприятий, реализованных в 2013 году в сфере содействия занятости населения Республики Коми, свидетельствует о достаточно высоком уровне организации работы органов государственной службы занятости населения республики и муниципальных образований по оказанию содействия занятости населения, обеспечению единых стандартов качества, доступности услуг в сфере занятости.
Предложения по решению проблем для принятия конкретных решений.
1. Реализация мероприятий государственной программы Республики Коми «Содействие занятости населения», а также положений, предусмотренных Концепцией развития рынка труда в Республике Коми на период до 2020 года.
2. Организация эффективного взаимодействия сферы занятости и системы профессионального образования в целях устранения качественных диспропорций и неудовлетворенного спроса работодателей на рабочую силу.
- 1. Общая характеристика социально-экономической ситуации
- 2. Бюджетная система
- 3. Инвестиции
- 4. Банковский сектор
- 5. Развитие промышленных комплексов
- 5.1. Нефтегазовый комплекс
- 5.2. Горнодобывающий комплекс
- 5.3. Лесопромышленный комплекс
- 5.4. Машиностроение
- 5.5. Легкая промышленность
- 5.6. Энергетика
- 6. Транспорт
- 7. Малое и среднее предпринимательство
- 8. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс
- 8.1. Сельское хозяйство
- 8.2. Производство пищевых продуктов
- 8.3. Рыболовство, рыбоводство
- 9. Жилищное строительство
- 10. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 11. Туризм
- 12. Социальное развитие
- 12.1. Демография
- 12.2. Доходы и социальная защита населения
- 12.3. Занятость населения
- 13. Цены
- 13.1. Потребительские цены
- 14. Правонарушения